г. Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А40-232710/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей О.Н. Лаптевой, Ю.Н. Кухаренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Д. Лященко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Первая грузовая компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 августа 2023 года по делу N А40- 232710/22, принятое по исковому заявлению АО "Первая грузовая компания" (ОГРН 1137746982856) к АО "Национальная транспортная компания" (ОГРН 1205000106629) о взыскании 51 735 000 руб. 00 коп. штрафа
по встречному исковому заявлению АО "Национальная транспортная компания" к АО "Первая грузовая компания" о взыскании штрафа по договору N СУЭК17/942Т/АОДД/УМ-25/18 от 01.01.2018 за период с августа по октябрь 2021 года в размере 16 932 000 руб. 00 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Марахова Я.И. по доверенности от 27.01.2023, Громова Ю.Г. (специалист) по доверенности от 07.07.2023,
от ответчика: Авдюхина Я.Г. по доверенности от 26.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Акционерному обществу "Национальная транспортная компания" о взыскании 51 735 000 руб. 00 коп. штрафа.
Встречный иск заявлен АО "Национальная транспортная компания" к АО " Первая грузовая компания " о взыскании 16 932 000 руб. 00 коп. штрафа по договору N СУЭК-17/942Т/АОДД/УМ-25/18 от 01.01.2018 за период с августа по октябрь 2021 года.
Решением от 02 августа 2023 года по делу N А40-232710/22 Арбитражный суд города Москвы первоначальные исковые требования удовлетворил частично, взыскав с АО "НТК" в пользу АО "ПГК" 11 032 500 руб. штрафа и 85 300 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части первоначального иска отказал; встречные исковые требования удовлетвори в части взыскания с АО "ПГК" в пользу АО "НТК" 8 466 000 руб. штрафа и 107 660 руб. государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части встречного иска отказал; произвел взаимозачет встречных требований, по которому взыскал с АО "НТК" в пользу АО "ПГК" 2 544 140 руб.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, представитель истца обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, взыскав с ответчика в ползу истца денежные средства в размере 51 735 000 руб. 00 коп., в удовлетворении встречного иска отказать.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Представители истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражал, решение суда считает законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2018 истцом (исполнитель) и АО "СУЭК" (Заказчик) заключен договор N СУЭК-17/942Т/АО-ДД/УМ-25/18, предметом которого является оказание исполнителем услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика, перевозимых на территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации в вагонах исполнителя в порядке и объемах, предусмотренных договором.
Трехсторонним соглашением от 30.01.2021 N 01/21 произведена замена стороны заказчика в договоре на АО "Национальная Транспортная Компания" (ответчик).
Пунктом 2 Дополнительного соглашения N 06/20 от 11.01.2021 установлено, что Заказчик (АО "НТК") обязуется обеспечить привлечение вагонов Исполнителя (АО "ПГК") для перевозок грузов, Исполнитель обязуется обеспечить предоставление вагонов грузоподъемностью не менее 68 тонн, начиная с 01.04.2021 по 31.03.2024 марта (3 года) включительно в количестве не менее 5 000 (пяти тысяч) вагоноотправок в месяц. Данный объем вагонов (5 000 вагоноотправок в месяц) является 7 гарантированным объемом перевозок для каждой из сторон. Указанный гарантированный объем (5 000 вагоноотправок в месяц) исполняется на следующих условиях: - количество вагоноотправок в подвижном составе Исполнителя назначением на станцию Мурманск (Эксп.) Октябрьской железной дороги устанавливается в размере не менее 3 500 (трех тысяч пятисот) вагоноотправок в месяц (п. 3.1.1. Договора).
В соответствии с п. 3.1.2. Договора, объем перевозок в инновационном парке Исполнителя (грузоподъемностью 75 тонн и более) устанавливается на уровне не менее 1 500 (одной тысячи пятисот) вагоноотправок в месяц (инновационные вагоны могут быть предоставлены Исполнителем на любые направления, определенные в рамках гарантированного объема).
Согласно п. 4 Дополнительного соглашения N 06/20 от 11.01.2021 г., при выполнении в календарном месяце объема погрузки назначением на ст. Мурманск (Эксп.) ОКТ менее 90% от согласованного гарантированного объема по указанному направлению по вине Заказчика (АО "НТК"), АО "НТК" уплачивает штраф в размере 15 000 руб. без НДС за каждый вагон, привлеченный Заказчиком в рамках соответствующего гарантированного объема.
В обоснование заявленных требований истец указал, что из согласованных 5 994 вагонов, в августе 2022 года, АО "ПГК" предоставило 5517 вагонов, нарушив согласованную Заявку по каждой станции подачи вагонов. При этом нарушив Заявку по предоставлению вагонов на согласованные станции, АО "ПГК" фактически в августе 2021 года не предоставило 1994 вагона на необходимые станции, с которых вагоны могут быть отправлены по направлению ст. Мурманск (эксп.); из согласованных 5 500 вагонов, в сентябре 2021 года, АО "ПГК" предоставило 4 913 вагонов, нарушив согласованную Заявку по каждой станции подачи вагонов. При этом нарушив Заявку по предоставлению вагонов на согласованные станции, АО "ПГК" фактически в сентябре 2021 года не предоставило 1857 вагонов на необходимые станции, из которых вагоны могут быть отправлены по направлению ст. Мурманск (эксп.); из согласованных 5 000 вагонов, в октябре 2021 года, АО "ПГК" предоставило всего 4 817 вагонов, нарушив согласованную Заявку по каждой станции подачи вагонов. При этом нарушив Заявку по предоставлению вагонов на согласованные станции, АО "ПГК" фактически в октябре 2021 года не предоставило 1125 вагонов на необходимые станции, с которых вагоны могут быть отправлены по направлению ст. Мурманск (эксп.); из согласованных 5 000 вагонов, в ноябре 2021 года, АО "ПГК" предоставило 5 738 вагонов, нарушив согласованную Заявку по каждой станции подачи вагонов. При этом нарушив Заявку по предоставлению вагонов на согласованные станции, АО "ПГК" фактически в ноябре 2021 года не предоставило 1083 вагона на необходимые станции, с которых вагоны могут быть отправлены по направлению ст. Мурманск (эксп.); из согласованных 5 000 вагонов, в декабре 2021 года, АО "ПГК" предоставило 4 900 вагонов, нарушив согласованную Заявку по каждой станции подачи вагонов. При этом нарушив Заявку по предоставлению вагонов на согласованные станции, АО "ПГК" фактически в декабре 2021 года не предоставило 1207 вагонов на необходимые станции, с которых вагоны могут быть отправлены по направлению ст. Мурманск (эксп.).
По расчету истца размер штрафа за период в период с 01.08.2021 по 31.12.2021 составляет 51 735 000 руб.
Заявляя встречные исковые требования о взыскании штрафа за период с 01.08.2021 по 31.10.2021 в размере 16 932 000 руб. АО "НТК" ссылалось на следующие обстоятельства.
Согласно заявке N 42 на август 2021 года, АО "ПГК" нарушило обязательство по предоставлению согласованного в заявке количества вагонов (согласовано 5 994 вагона - предоставлено 5 517 вагонов).
Таким образом, выполнение заявки со стороны АО "ПГК" составило 92 %, что является основанием для начисления штрафа (п. 6.4.2. Договора в редакции п. 4 Дополнительного соглашения N 06/20 от 11.01.2021).
В соответствии с п. 6.4.2 Договора в редакции п. 4 Дополнительного соглашения N 06/20 от 11.01.2021, при выполнении в календарном месяце объема погрузки на все направления перевозок в размере от 90% до 95% от 11 согласованного гарантированного объема по вине Исполнителя, Исполнитель уплачивает штраф в размере 2 500 руб. без НДС за каждый неподанный вагон в рамках соответствующего гарантированного объема.
В связи с чем, размер штрафа за август 2021 года составляет 1 192 000 руб. (477 неподанных вагонов х 2500 руб. штрафа за каждый неподанный вагон).
Согласно заявке N 43 на сентябрь 2021 года, АО "ПГК" нарушило обязательство по предоставлению согласованного в заявке количества вагонов (согласовано 5 500 вагонов - предоставлено 4 913 вагонов).
Таким образом, выполнение заявки со стороны АО "ПГК" составило 89 %, что является основанием для начисления штрафа (п. 6.4.3. Договора в редакции п. 4 Дополнительного соглашения N 06/20 от 11.01.2021).
В соответствии с п. 6.4.3 Договора в редакции п. 4 Дополнительного соглашения, при выполнении в календарном месяце объема погрузки на все направления перевозок, кроме ст. Мурманск (эксп) ОКТ менее 90% от согласованного гарантированного объема по вине Исполнителя (и/или иных третьих лиц, привлеченных Исполнителем при исполнении настоящего Договора), Исполнитель уплачивает штраф в размере 10 000 руб. без НДС за каждый неподанный вагон в рамках соответствующего гарантированного объема.
В связи с чем, размер штрафа за сентябрь 2021 года составляет 5 870 000 руб. (587 неподанных вагонов х 10 000 руб. штрафа за каждый неподанный вагон).
Поскольку п. 3.6. Договора установлено, что при подведении итогов за месяц работы, а также при начислении штрафных санкций, учитываются все поданные АО "НТК" и согласованные АО "ПГК" Заявки (в том числе корректировочные), то начисление указанного штрафа не противоречит условиям заключенного между сторонами Договора.
Таким образом, размер штрафа по не предоставлению общего объема вагонов составляет 7 062 000 руб.
Также ответчиком заявлен штраф в соответствии с п. 6.4.5 Договора в редакции п. 4 Дополнительного соглашения. Данный пунктом установлено, что при выполнении в календарном месяце объемов погрузки на все направления перевозок в инновационных вагонах (грузоподъемностью 75 тн и более) менее 90 % от согласованного гарантированного объема в инновационных вагонах (грузоподъемностью 75 тн и более) менее 90% от согласованного гарантированного объема в инновационных вагонах (грузоподъемностью 75 тн и более) по вине Исполнителя (и/или иных третьих лиц, привлеченных Исполнителем при исполнении настоящего Договора), Исполнитель уплачивает штраф в размере 15 000 руб. без НДС за каждый неподанный инновационный вагон в рамках соответствующего гарантированного объема.
В августе 2021 года АО "ПГК" предоставило 1 269 вагонов из гарантированного объема в 1 500 вагонов. Количество неподанных вагонов - 231. В сентябре 2021 года АО "ПГК" предоставило 1 344 вагона из гарантированного объема в 1 500 вагонов. Количество неподанных вагонов - 156. В октябре 2021 года АО "ПГК" предоставило 1 229 вагонов из гарантированного объема в 1 500 вагонов. Количество неподанных вагонов - 271. В связи с чем, общее количество неподанных АО "ПГК" вагонов за период с августа по октябрь 2021 года составляет 658 вагонов.
В связи с невыполнением АО "ПГК" условий Договора по предоставлению гарантированного объема инновационных вагонов с августа по октябрь 2021 года, размер штрафа в соответствии с п. 6.4.5. Договора в редакции Дополнительного соглашения составляет 9 870 000 руб. (658 неподанных вагонов х 15 000 руб. штрафа за каждый неподанный вагон).
Количество неподанных инновационных вагонов со стороны АО "ПГК" не оспаривается, контррасчет по количеству вагонов в материалы дела не представлен.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 330, 333, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя первоначальные и встречные исковые требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что нарушение ответчиком принятых на себя обязательств в рамках договора вызвано встречным ненадлежащим исполнением истцом своих обязательств по формированию количества направляемых вагонов и направление их на конкретные согласованные между сторонами станции; также в материалы дела со стороны ответчика были представлены письма в адрес АО "ПГК", свидетельствующие о том, что со стороны АО "НТК" предпринимались действия по исполнению условий Договора, в связи с чем признал первоначальное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в части взыскания 11 032 500 руб. штрафа, встречное исковое требования в сумме 8 466 000 руб. штрафа. В остальной части первоначальный и встречный иски удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции отклоняя доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Разделом 3 Договора установлен порядок согласования Заявки на предоставление вагонов.
Согласно п. 3.2. Договора, АО "НТК" не позднее, чем за 10 календарных дней до планируемого месяца перевозок направляет АО "ПГК" в письменном виде Заявку на предоставление вагонов на соответствующий период. Форма Заявки согласована в Приложении N 1 к Договору.
В случае необходимости внесения изменений в согласованную Заявку (в том числе переадресовка, изменение маршрутов курсирования и т.д.), АО "НТК" представляет АО "ПГК" измененную Заявку для ее дальнейшего рассмотрения не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала перевозки (п. 3.4. Договора).
Таким образом, Договором установлено, что ранее Согласованная Заявка может быть изменена только в письменной форме, в соответствии с установленным Договором образом, в связи с чем, довод АО "ПГК" противоречит условиям Договора.
Согласно п. 50 Приказа министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" (далее - Приказ N 374 от 07.12.2016), отправителем порожних вагонов является владелец вагона (в данном случае АО "ПГК").
В соответствии с п. 52 Приказа N 374 от 07.12.2016 для осуществления перевозки порожнего вагона (группы вагонов), отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона.
В соответствии с п. 53 Приказа N 374 от 07.12.2016 в запросе отправителем указываются сведения о перевозке порожнего вагона (станции отправления и назначения порожнего вагона, отправитель, владелец и получатель порожнего вагона, дата и время порожнего вагона для перевозки, количество вагонов и вид отправки). Формирование количества направляемых вагонов и направление их на конкретные станции происходит на основании запроса АО "ПГК" как отправителя порожних вагонов, в связи с чем, истец обязан направлять вагоны по указанным в заявках станциям и в согласованном количестве.
При этом, возможность передислокации вагонов по инициативе АО "НТК" условиями Договора не предусмотрена, в связи с чем, ссылка АО "ПГК" на обязанность АО "НТК" передислоцировать вагоны при получении их на иных станциях, отличных от согласованных станций является безосновательной и подлежащей отклонению.
Ссылка истца на то, что основанием для начисления штрафа является УПД, противоречит условиям заключенного Договора, поскольку УПД составляются для взаиморасчета сторон по оказанным услугам и к начислению штрафа отношения не имеют.
Пунктом 4.1.1. Договора предусмотрено, что АО ПГК" оказывает услуги по предоставлению вагонов по Согласованным Заявкам, в порядке и на условиях, предусмотренных Договором и приложениями к нему.
Подача вагонов под погрузку грузов Заказчика осуществляется АО "ПГК" на станции и в сроки, указанные в Согласованных сторонами Заявках (п. 4.1.5 Договора).
Пунктом 3.6. Договора согласовано, что при подведении итогов за месяц работы, а также при начислении штрафных санкций, учитываются все поданные АО "НТК" и согласованные АО "ПГК" Заявки (в том числе корректировочные) только в отношении направлений, составляющих гарантированный объем.
В рассматриваемом деле сторонами не оспаривается, что ст. Мурманск (эксп.) является направлением гарантированного объема.
Таким образом, по условиям Договора, штраф за каждый месяц выставляется исходя из согласованной и выполненной Заявки в каждом конкретном месяце, а не из общих условий Договора по гарантированному объему, как полагает истец.
Согласовав без разногласий условия Договора, Стороны приняли условия Договора, которые в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стали обязательными для сторон.
Пункт 3.6. Договора однозначно указывает на возможность применения штрафных санкций только во взаимосвязи с выполнением Сторонами Согласованных Заявок и не может трактоваться иным образом в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений).
Довод АО "ПГК" о том, что правоотношения между АО "ПГК" и АО "НТК" не являются встречными обязательствами, противоречит положениям статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации и установленным судом первой инстанции обстоятельствам.
Судом первой инстанции установлено, что подача вагонов под погрузку грузов Заказчика осуществляется АО "ПГК" на станции и в сроки, указанные в Согласованных сторонами Заявках (п. 4.1.5 Договора).
В соответствии с п. 3.2. Договора, АО "НТК" (Заказчик) в срок не позднее, чем за 10 календарных дней до планируемого месяца перевозок направляет АО "ПГК" (Исполнителю) в письменном виде заявку на предоставление вагонов на соответствующий период.
После получения заявки АО "ПГК" предоставляет ответ в письменной форме с указанием количества вагонов и распределением вагонов по согласованным станциям.
В случае необходимости внесения изменений в согласованную заявку (в том числе переадресовка, изменение маршрутов курсирования и т.д.), АО "НТК" предоставляет АО "ПГК" измененную заявку для ее дальнейшего рассмотрения не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала перевозки, которая рассматривается АО "ПГК" в течении 1 рабочего дня (п. 3.3., 3.4. Договора).
В этой связи привлечение АО "НТК" вагонов на станцию Мурманск (эксп.) напрямую зависит от исполнения АО "ПГК" своих обязательств по предоставлению вагонов в соответствии с согласованными заявками и может быть исполнено только после направления АО "ПГК" в адрес АО "НТК" предусмотренного заявкой количества вагонов на согласованные станции.
Таким образом, направление груженых вагонов по направлению ст. Мурманск (эксп.), является встречным обязательством АО "НТК" по отношению к действиям АО "ПГК" по предоставлению вагонов в соответствии с согласованными заявками.
Суд первой инстанции установил, что в материалах дела имеются доказательства того, что нарушение ответчиком организации перевозок произошло в результате действий (бездействия) самого АО "ПГК".
Со стороны АО "НТК" в материалы дела были представлены письма в адрес АО "ПГК", свидетельствующие о том, что со стороны АО "НТК" предпринимались действия по исполнению условий Договора.
В соответствии с письмом N 01666 от 07.09.2021 АО "ПГК" было уведомлено о невыполнении погрузки по Западно-Сибирской ж.д. (81 % от плана нарастающим итогом) и недостаточности подвода вагонов на ст. Ерунаково (21 вагон - 6 % от плана нарастающим итогом), являющейся главным отправителем угля назначением на ст. Мурманск (эксп.).
Письмом N 0/700 от 14.09.2021 г. АО "ПГК" было уведомлено о невыполнении погрузки по Западно-Сибирской ж.д. (74 % от плана нарастающим итогом) и недостаточности подвода вагонов на ст. Ерунаково (45 вагонов - 5 % от плана нарастающим итогом), являющейся главным отправителем угля назначением на ст. Мурманск (эксп.).
Письмом N 0/1404 от 27.09.2022 истец был уведомлен о том, что перераспределение объемов вагонов со стороны АО "ПГК" в одностороннем порядке, ставит под угрозу погрузку парка на Мурманск (эксп.) и повлекут для АО "НТК" риски невыполнения обязательств по Договору.
Письмом N 0/1495 от 14.10.2022 в АО "ПГК" было направлено письмо об отставании подачи вагонов от согласованного на октябрь 2021 г. плана. Письмом N 0/1096 от 10.12.2021 г. истец был уведомлен о том, что за первые 9 дней декабря 2021 г. было полное отсутствие парка АО "ПГК" по станции погрузки Западно-Сибирской ж.д. При этом суммарно отклонение от графика и неподвод парка составил 449 вагонов.
Таким образом, направляя вышеуказанные письма в адрес АО "ПГК", ответчик со своей стороны предпринимал необходимые действия для надлежащего исполнения условий Договора.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствуют требованиям закона, а также рекомендациям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении Пленума от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" и Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в постановления Пленума N 7 от 24.03.2016 "О применения судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, которые не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения, кроме того, доводы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и суд оценив их в совокупности на основании статей 67-68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал им надлежащую оценку.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2023 года по делу N А40-232710/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232710/2022
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"