г. Чита |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А78-14179/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Горбатковой Е.В.,
судей: Бушуевой Е.М., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Екигян Тамары Игоревны на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 июля 2023 года по делу N А78-14179/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олерон+" к индивидуальному предпринимателю Екигян Тамаре Игоревне о взыскании суммы долга за период с 01.06.2020 по 31.07.2022 в размере 65 858,47 руб., неустойки в размере 1 443,82 рублей, с начислением неустойки по день фактического исполнения обязательств, расходов по уплате государственной пошлины, почтовых расходов за отправку претензии в размере 242,40 руб.,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олерон+" (далее - истец, ООО "Олерон+", общество) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Егикян Тамаре Игоревне (далее - ответчик, предприниматель, потребитель) о взыскании суммы долга за период с 01.06.2020 по 31.07.2022 в размере 65 858,47 руб., неустойки в размере 1 443,82 рублей, с начислением неустойки по день фактического исполнения обязательств, расходов по уплате государственной пошлины, почтовых расходов за отправку претензии в размере 242,40 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 июля 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Однако из представленного истцом проекта договора не представляется возможным определить существенное условие предмета договора - конкретное место накопления ТКО, откуда, как утверждает истец, осуществляется сбор произведенных ответчиком ТКО, периодичность вывоза, способ накопления ТКО и прочие значимые обстоятельства также не определены. Имеющийся в материалах дела договор вообще не имеет даты его составления, в то же время, истец в исковом заявлении ссылается на договор N 150Л/1-оферта от 01.04.2020, при этом, в уточнениях к исковому заявлению указывает, что услуги по сбору ТКО оказываются с 01.06.2020. Представленные в материалы дела акты и счета не могут достоверно подтверждать факт оказания ответчику услуг по обращению ТКО. Ответчик не подтверждает фактическое пользование услугами истца по обращению с ТКО, поскольку таких отходов не производит. Ответчиком представлены доказательства того, что единственным видом деятельности ответчика является торговля женской одеждой, не включая верхнюю. Ответчик не осуществляет розничную торговлю обувью и об этом не сообщал, поэтому истец ошибочно полагает, что в результате деятельности ответчика в принадлежащем ему нежилом здании образуются отходы от упаковочных материалов - картон. Таким образом, от деятельности ответчика не образуются твердые коммунальные отходы, а имеющиеся упаковочные материалы не относятся к таковым. Заявитель полагает, что убедительных и относимых доказательств фактического оказания ответчику услуг по обращению с ТКО истцом не представлено. Из претензии следует, что истцом для сбора ТКО определена контейнерная площадка, наиболее близко расположенная к нежилому зданию ответчика, тем самым указав на место и способ сбора ТКО - контейнерная площадка. В тоже время, согласно маршрутным журналам движения мусоровозов способ сбора ТКО - помешковый сбор, ул. Советская, пгт. Оловянная.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. В адрес ответчика был направлен проект договора. Встречная заявка, с уточненными данными по категории отходообразования и наличии собственной контейнерной площадки, не поступила. В процессе деятельности любой организации образуются ТКО, подлежащие последующей утилизации, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика. Факт оказания услуг подтверждается представленными в материалы дела доказательствами - данными со спутниковой системы Глонасс.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с соглашением между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и ООО "Олерон+" от 30.03.2018, на основании протокола от 09.02.2018 N 03/2018 о результатах конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края истцу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края.
Поэтому единственной организацией, имеющей право на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края является ООО "Олерон+". Региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается с 01.01.2020.
Указанное соглашение размещено в свободном доступе на официальном сайте истца https://олерончита.рф.
Таким образом, собственник образующихся отходов должен обратиться в ООО "Олерон+" с заявкой на заключение соответствующего договора.
Ссылаясь на публичность договора оказания услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, фактическое оказание услуг ответчику, и подписания договора ответчиком, истцом предъявлены требования о взыскании с ответчика стоимости оказанных за услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик оказанные истцом услуги не оплатил, претензию истца оставил без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с м в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 210, 421, 422, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 г., N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021, с изм. от 30.05.2023) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") пришел к выводу, что требование истца являются обоснованными, поскольку факт оказания услуг подтвержден материалами дела.
Выводы, приведенные судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции находит верными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.
Правоотношения сторон регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Из положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2 и 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ следует, что если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
30 марта 2018 года ООО "Олерон+" присвоен статус Регионального Оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края (далее - Региональный оператор). Поэтому единственной организацией, имеющей право на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, является ООО "Олерон+". Региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается с 01.01.2020.
Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, с 01.01.2020 у собственников твердых коммунальных отходов у регионального оператора возникает обязанность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а у собственников твердых коммунальных услуг - обязанность по оплате этих услуг.
Пунктами 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным и заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
25 декабря 2019 года ООО "Олерон+" размещено предложение о заключении договора на обращение с ТКО в газете Забайкальский рабочий (N 242/243) от 25 декабря 2019 года и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (олерончита.рф).
Из п. 8 (12) Правил следует, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
ООО "Олерон+" исполнило обязанность по направлению публичной оферты, и так как ответчик не направил истцу заявку в указанный срок, сторонами достигнуто соглашение по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора, следовательно, договор является заключенным.
Из условий представленного в материалы дела договора на оказание услуг по обращению с ТКО (нежилые помещения, здания, сооружения) следует, что по условия данного договора, региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п.1.1).
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Истец, являясь региональным оператором, в целях исполнения своих обязательств по договору оказывал ответчику услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами, в подтверждение чего представлены: маршрутный журнал, скриншотами с сайта системы аппаратной спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Возражений по качеству либо объему оказанных услуг за весь спорный период от ответчика не поступало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, предприниматель, как собственник спорного помещения, обязан был заключить с ООО "Олерон+" договор на оказание услуг по обращению с ТКО, а также оплатить региональному оператору стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
Доводы ответчика о не представлении региональным оператором доказательств оказания услуг, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
В силу положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он обязан их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Поскольку в процессе любой деятельности образуются ТКО, а истец является единственным лицом, уполномоченным на их вывоз и утилизацию, то в отсутствие доказательств обратного следует исходить из того, что истец оказал соответствующие услуги.
В силу статьи 10 Федерального закона N 52-ФЗ существует обязанность выполнения требования санитарного законодательства, не совершения действий, влекущих за собой нарушение прав на благоприятную среду обитания.
В соответствии с нормами действующего законодательства перевозка отходов и их размещение на полигоны ТКО осуществляется в строгом соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Несоблюдение территориальной схемы является нарушением, за которое предусмотрена ответственность хозяйствующих субъектов.
Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, у регионального оператора возникает обязанность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а у собственников твердых коммунальных услуг - обязанность по оплате этих услуг.
Ответчик, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих оказание истцом услуг в объеме и на заявленную к взысканию стоимость, не представил, как и доказательств, что в процессе его деятельности не образуются ТКО.
Между истцом и ответчиком заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор является единственным поставщиком и обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов на основании регулирующего законодательства.
Акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору (в соответствии с Пунктами 16, 17 Правил N 1156) не составлялся, доказательств нарушения ООО "Олерон+" договорных обязательство по обращению с ТКО материалы настоящего дела не содержат.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разделом 5 договора стороны предусмотрели, что стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации способом, определенным в Приложении N 1 к договору, расчет объема также приведен в Приложении N 1 к договору.
Согласно выписке из ЕГРИП, основным видом деятельности ответчика является торговля розничная, прочая в неспециализированных магазинах, в связи с чем, расчет ТКО произведен истцом исходя из общей площади помещения, согласно действующему приказу 21-НПА от 18.02.2021 г. И региональный оператор произвел расчет по второму методу расчета, привязав ответчика к близлежащей контейнерной площадке. Для подтверждения нахождения контейнерной площадки радом с помещением ответчика.
Ответчик не представил доказательств наличия собственной контейнерной площадки и контейнера, установленных в законном порядке.
Факт оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период и их объем являются доказанными, доказательств оплаты не представлено, в связи с чем, исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению за период с 01.06.2020 по 31.07.2022 в размере 65 858,47 руб.
За просрочку оплаты оказанных услуг истец начислил неустойку в размере 1 443,82 руб. за период с 03.10.2022 г., по 09.11.2022 г.
Согласно пункту 7.2 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Кроме того, заявленная истцом к взысканию неустойка представляет собой законную неустойку, предусмотренную Правилами N 1156.
Учитывая, что факт просрочки ответчиком исполнения обязательства подтвержден документально, требования истца о взыскании неустойки подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм права.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 июля 2023 года по делу N А78-14179/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Горбаткова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14179/2022
Истец: ООО ОЛЕРОН+
Ответчик: ИП Егикян Тамара Игоревна