16 октября 2023 г. |
Дело N А83-25904/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2023.
В полном объёме постановление изготовлено 16.10.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Лазаренко Л.Б.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" - Плохотниченко И.В., директор, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлена выписка из ЕГРЮЛ, Фомина Т.Ю., представитель по доверенности от 17.09.2021 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 апреля 2023 года по делу N А83-25904/2021 (судья Лагутина Н.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов"
к Администрации города Симферополя Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым;
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым;
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" (далее - истец, ООО "УКС ООИ") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - ответчик) о признании права собственности на объект незавершенного строительства - подземная автостоянка, площадью 508 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Героев Сталинграда, микрорайон 12-А Склон (N N 58, 61, 62, 64, 65 по ГП), кадастровый номер 90:22:000000:3116.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции, мотивировано отсутствием в материалах дела доказательств, в связи с которыми суд может признать право собственности истца на объект незавершенного строительства - подземная автостоянка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
Так, апеллянт указывает, что УКС КРОИОСОИУ, правопреемником которого является ООО "УКС ООИ", было получено разрешение на выполнение строительных работ N 404 от 12 января 2006 года, срок действия которого был продлен до 31 января 2008 года, данное разрешение не отменено и никем не оспорено.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 27 января 2006 года N 170, заявителю разрешено выполнить комплекс проектно-изыскательных работ для строительства комплекса многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями и корректировку проектно-сметной документации 142- х квартирного жилого дома (поз. по ГП-58) на земельном участке площадью 1,9 га в микрорайоне 12-А "Верхнее плато" (склон) и разработать проект землеустройства по отводу цельного участка площадью 1,9 га, куда вошел и земельный участок площадью 0,8 га ранее переданный Заявителю вместе с объектом незавершенного строительства - 142-квартирным жилым домом в микрорайоне 12-А "Склон" (N 58 по ГП) в г. Симферополе.
В виду того, что заявителем было получено в установленном законном порядке и согласие на застройку земельного участка, и разрешение на выполнение строительных работ, апеллянт полагает, что спорный объект незавершенного строительства не может быть отнесён к объекту самовольной постройки.
Право ООО "УКС ООП" на завершение процедуры оформления прав на вышеуказанный земельный участок, подтверждается решением Арбитражного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года по делу N А83-5285/2020, которое никем не оспорено и вступило в законную силу 25 января 2021 года.
Более подробные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Администрация города Симферополя Республики Крым отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым от 26.07.2005 года N 312 "О передаче права заказчика - инвестора на завершение приостановленных строительством объектов жилья" Крымскому Республиканскому объединению инвалидных организаций Союза организаций инвалидов Украины (О(У,З)ОГ "УКС КРОИО СОИУ"), правопреемником которого является ООО "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" (ООО "УКС ООИ"), было передано право заказчика-инвестора на незавершенный строительством объект жилья: 142-квартирный жилой дом в микрорайоне 12-А Склон (N58 по ГП) в г. Симферополе.
Незавершенный строительством объект жилья: 142-квартирный жилой дом в микрорайоне 12-А Склон (N 58 по III) в г. Симферополе расположен на земельном участке 0,8 га, который ранее был отведён заводу "Бытовой химии" для строительства вышеуказанного жилого дома и который в последствии был передан вместе с объектом незавершенного строительства О(У,З)ОГ "УКС КРОИО СОИУ".,
В 2006 году на основании разрешения на выполнение строительных работ N 404 от 12.01.2006 года, на вышеуказанном земельном участке О(У,З)ОГ "УКС КРОИО СОИУ" приступило к строительству подземной автостоянки и подготовке территории к первой очереди застройки жилых домов в г. Симферополь по ул. Героев Сталинграда (СКЛОН мкр. 12А) N 58, 61, 62, 64, 65 по ГП (подземная автостоянка).
В процессе строительства подземной автостоянки, как первой очереди застройки жилых домов, возникла необходимость в корректировке проектно-сметной документации 142-х квартирного жилого дома и строительство комплекса многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями за счёт территории ранее отведённой управлению капитального строительства горисполкома решением исполнительного комитета городского совета 10.07.1987 года N 258/5 для застройки части микрорайона 12-А "Верхнее плато" (склон).
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 27.01.2006 года N 170 О(У,3)ОГ "УКС КРОИО СОИУ" разрешено выполнить комплекс проектно-изыскательных работ для строительства комплекса многоквартирных домов со встроено-пристроенными помещениями и корректировку проектно-сметной документации 142-х квартирного жилого дома (поз. по ГП-58) на земельном участке общей площадью 1,9 га в микрорайоне 12-А "Верхнее плато" (Склон), и разработать проект землеустройства по отводу земельного участка О(У,З)ОГ "УКС КРОИО СОИУ" площадью 1,9 га по ул. Героев Сталинграда в микрорайоне 12-А "Верхнее плато" (Склон) для завершения строительства 142-х квартирного жилого дома, кроме этого, данным решением утверждён акт выбора и обследования земельного участка.
18.10.2007 года проект "Корректировка проектно-сметной документации (завершение строительства) 142-х квартирного жилого дома (поз. ГП-58) и строительство комплекса многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Героев Сталинграда в микрорайоне 12-А "Верхнее плато" (Склон)", в состав которого вошел и проект по строительству подземной автостоянки, получил положительное комплексное заключение государственной экспертизы N 842-05-2007.
В 2008 году из-за финансовых трудностей строительство подземной автостоянки было временно приостановлено, процент готовности объекта незавершенного строительства составил 61 %.
На момент строительства подземной автостоянки, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимость на территории Республики Крым проводилась в соответствии законодательством Украины, а именно в соответствии с "Временным положением о порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимость", утверждённым Приказом Министерства юстиции Украины от 07 февраля 2002 года N 7/5.
Согласно пункту 1.4. Временного положения от 07.02.2002 года N 7/5, обязательной государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, размещенное на территории Украины, принадлежащие физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления.
В виду того, что О (У,3) ОГ "УКС КРОИО СОИУ" не планировало отчуждать объект незавершенного строительства - подземную автостоянку, право собственности на него, О (У,3) ОГ "УКС КРОИО СОИУ" зафиксировано не было.
08.09.2011 года О (У,3) ОГ "УКС КРОИО СОИУ" было получено положительное заключение N 56 а-01/22 от постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документами по землеустройству в г. Симферополь о согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду сроком на 3 года для завершения строительства 142-х квартирного дома и строительства комплекса многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Героев Сталинграда в мкр. 12- К "Верхнее плато" (Склон), 11.09.2012 года проект был передан в городской совет на утверждение.
По состоянию на март 2014 года, проект землеустройства по отводу земельного участка городским советом рассмотрен не был, решение о возврате проекта либо об отказе в утверждении городским советом не принимались.
Согласно статье 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В виду того, что проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 1,9 га городским советом утвержден не был, ООО "УКС ООИ" приступило к завершению оформления прав на земельный участок.
Права ООО "УКС ООИ" на завершение оформление прав на земельный участок, как правопреемника О (У,З) ОГ "УКС КРОИО СОИУ", установлено решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2020 года (дело N А83-5285/2020).
В соответствии с п. 12 Порядок N 313, основаниями для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК.
В виду того, что на испрашиваемом земельном участке находится ранее возведенный объект незавершенного строительства - подземная автостоянка (кадастровый номер 90:22:000000:3116), право собственность на который за ООО "УКС ООИ" в силу действовавшего законодательства Украины не регистрировало, общество лишено возможности завершить порядок оформления прав на земельный участок, а соответственно и закончить строительство 142-х квартирного жилого дома и строительства комплекса многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Героев Сталинграда в микрорайоне 12-А "Верхнее плато" (Склон), осуществляемое в рамках выполнения мероприятий Программы Автономной Республики Крым "Жильё-инвалидам", утверждённой Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым 1510-5/09 от 23.12.2009 года, по обеспечению приспособленным жильём инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на квартирном учёте в АРК (п. 1 Приложения N 3 к Постановлению ВР АРК N 1510-05/09 от 23.12.2009 года).
С целью регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - подземная автостоянка (кадастровый номер 90:22:000000:3116), ООО "УКС ООИ" обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
22.11.2021 года ООО "УКС ООИ" было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-43860396/3 согласно которого, для возобновления государственной регистрации необходимо предоставить правоустанавливающие документы на объект незавершенного строительства - подземная автостоянка. В случае, не предоставления вышеуказанных документов в срок до 01.12.2021 года, в осуществлении государственной регистрации прав будет отказано.
В виду того, что ООО "УКС ООИ" не были предоставлены документы в установленный срок, в виду их отсутствия, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было отказано в государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства - подземная автостоянка.
Кроме того, как поясняет истец, решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 мая 2022 года по делу N А83-5285/2020 заявление ООО "УКС ООИ" к Муниципальному казенному учреждению Департамент муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо Администрация города Симферополя Республики Крым о признании незаконным ненормативного правового акта и обязании к совершению действий были удовлетворены, а именно: был признан незаконным и подлежащим отмене ненормативный правовой акт, изложенный в форме Письма 66/40/05-09 от 13.01.2020 года Муниципального казённого учреждения Департамента развития Муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, а также на Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым была возложена обязанность завершить процедуру оформления права на земельный участок, расположенный по ул. Героев Сталинграда в микрорайоне 12-А "Верхнее плато (клон)" в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313.
Арбитражным судом Республики Крым при рассмотрении дела N А83-5285/2020 установлено отсутствие оснований для отказа в удовлетворении заявления ООО "УКС ООИ" в завершении оформления прав на земельный участок, расположенный по ул. Героев Сталинграда в микрорайоне 12-А "Верхнее плато (клон)".
В связи с длительным неисполнением Муниципальным казённым учреждением Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым указанного решения суда, ООО "УКС ООИ" было вынуждено повторно обратиться в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о завершении оформления прав на земельный участок, приложив к заявлению в том числе и решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.05 года 2022 года по делу N А83-5285/2020.
В результате рассмотрения повторного заявления, Администрацией города Симферополь Республики Крым было вынесено Постановление от 09 апреля 2021 года N 2042 "Об отказе в предоставлении земельного участка ООО "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов".
В качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка Администрация города Симферополя Республики Крым указала п.п. 1.2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК, подпункт 4 статьи 36.19 Земельного кодекса Российской Федерации и под. 7 п. 13.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Переоформление прав или завершение оформление прав на земельные участки на территории муниципального образования" утверждённого постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 25.09.2020 года N 5511.
По мнению истца, месторасположение объекта недвижимого имущества полностью соответствует документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым.
Поскольку переход права собственности на реконструированные истцом объекты недвижимого имущества в установленном законом порядке зарегистрировать не представляется возможным, истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционных жалоб и материалы дела, суд апелляционной инстанции считает данный судебный акт не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право собственности лица, создавшего недвижимую вещь для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, возникает с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно нормам статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Как правильно указал суда первой инстанции, нормы права в части получения разрешения для осуществления строительных работ, установленные законодательством Российской Федерации, аналогичны нормам, закрепленным на тот момент в статьях 28-1, 29 Закона Украины "О планировании и застройке территорий", действующего до 12.03.2011 и статьях 34, 35, 36, 37 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", следовательно, для осуществления строительства спорного объекта капитального строительства, истец должен был получить разрешение на строительство в установленном законом порядке.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года (в ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", судам даны разъяснения о том, что признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (статья 222 ГК РФ).
При этом, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой, продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (часть 2 статьи 222 ГК РФ).
Частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, в предмет судебного доказывания по иску о признании права собственности на самовольно возведённую постройку входят следующие обстоятельства:
1) наличие у истца права собственности (пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании) на земельный участок, на котором советующая постройка возведена;
2) в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
3) на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
4) сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом, недоказанность одного из указанных выше обстоятельств, влечёт отказ в иске о признании права собственности на самовольное строение.
В ходе рассмотрения данного дела, судом первой инстанции было установлено, что Постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2000 года N 168 в порядке передачи права на завершение приостановленных строительством объектов жилья, во исполнение п. 5 постановления Верховной Рады Автономной республики Крым от 16.02.2005 года 199-4/05 "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым", Постановлением Совета Министров АРК N 312 от 26.07.2005 года "О передаче права заказчика-инвестора на завершение приостановленных строительством объектов жилья" УКСу КРОИОСОИУ, правопреемником которого является заявитель, передано право заказчика-инвестора на незавершенный строительством объектом жилья: 142-х квартирный жилой дом в микрорайоне 12-А Склон (N 58 по ГП) в г. Симферополе, что послужило основанием для обращения с заявлением о разрешении выполнить проектно-изыскательские работы и проект отвода земельного участка площадью 1,9 га под завершение строительства вышеуказанного многоквартирного дома.
Решением N 170 от 27.01.2006 года Исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым (п.2) УКСу КРОИОСОИУ, правопреемником которого является заявитель, разрешено выполнить комплекс проектно- изыскательских работ для строительства комплекса многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями и корректировку проектно-сметной документации 142-х квартирного жилого дома (поз. по ГП-58) на земельном участке общей площадью 1,9 га в микрорайоне 12-А "Верхнее плато" (склон), и разработать проект землеустройства по отводу цельного участка УКСу КРОИОСОИУ на земельный участок площадью 1,9 га по ул. Героев Сталинграда в микрорайоне 12-А "Верхнее плато" (склон) для завершения строительства 142-х квартирного жилого дома.
Согласно пункту 6 решение N 170 от 27.01.2006 года действительно в течение двух лет.
На основании разрешения на выполнение строительных работ N 404 от 12.01.2006 года на вышеуказанном земельном участке О(У,З) ОГ "УКС КРОНО СОИУ" приступило к строительству подземной автостоянки и подготовке территории к первой очереди застройки жилых домов в г. Симферополе по ул. Героев Сталинграда (склон мкр. 12А) N 58,61,62,64,65 по ГП. Срок указанного разрешения был установлен до 31.01.2007 года.
Доказательств того, что указанное разрешение продлевалось в материалы настоящего дела не представлено.
Судом первой инстанции дана оценка заключению N 56 а-01/22 от 08.09.2011 года "О согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду сроком на 3 три года для завершения строительства 142-х квартирного жилого дома", срок действия которого составлял 1 год, то есть до 08.09.2012 года.
По мнению истца, 11.09.2012 года проект был передан в городской совет на утверждение и по состоянию на март 2014 сведений о его рассмотрении не имеется.
Вместе с тем, судебной коллегией установлено, что доказательств подтверждающих направление указанного проекта в городской совет, истцом в материалы дела не представлено.
09.01.2020 года в Администрацию города Симферополя поступило заявление ООО "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" о предоставлении земельного участка площадью 1,9 га, расположенного по адресу: г. Симферополь, микрорайон 12-А "Склон" (поз по ГП-58) в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Рассмотрев указанное заявление, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя письмом от 13.01.2020 года N 66/40/05-06 уведомило ООО "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" о невозможности завершить оформление права на земельный участок со ссылкой на пункт 4 Порядка переоформления или завершения оформления прав на земельные участки, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313, в связи с предоставлением заявителем решения Симферопольского городского совета от 12.10.2006 года N 95.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 4 "Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которым не утверждена документация по землеустройству.
Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым").
Согласно пункту 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является, в том числе, наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (пункт 1 ч. 6 ст. 13 Закона N 38-ЗРК).
Как указывает Администрация города Симферополя Республики Крым, основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка послужило то обстоятельство, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 90:22:010108:13047, собственником которого ООО "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" не является.
При этом, Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной шли муниципальной собственности, без поведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ).
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно указал, что правосубъектность публичных органов в целом, строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление технической документации по землеустройству выступало выражением воли собственника при отчуждении участка.
В пункте 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, что на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если иное не установлено статьей 39.20 Земельного кодекса или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ. Исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (подпункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03. 2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Кроме того, согласно "Временным правилам землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь" утверждённых 42 сессией Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28.04.2016 года N 733, действующие на момент принятия оспариваемого постановления, испрашиваемый земельный участок находился и, по состоянию на сегодняшний день с учётом новых Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской фуг Симферополь утв. на 45 сессии Симферопольского городского совета 2 созыва от 30.04.2021 года N 361, находится в границах трёх территориальных зон, а именно: в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) зоне территорий общего пользования в границах коридора красных линий объектов автомобильного транспорта) (ИТ-2) и зоне инженерно- транспортной инфраструктуры (ИТ-1).
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно части 2 статьи 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Расположение земельного участка на территории общего пользования, препятствует его предоставлению в аренду, собственность, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность использования гражданами права нахождение на таком участке. При передаче в аренду, собственность земельного участка общего пользования единственным пользователем земли может быть только арендатор или собственник, что будет противоречить правовому режиму земель общего пользования.
Суд первой инстанции правильно указал, что правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования изложена Верховным судом Российской Федерации в определении от 13.03.2017 года по делу N А51-4820/2016, согласно которой оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
В тоже время, внесение изменений в правила землепользования и застройки городского округа предусматривает осуществление ряда последовательных процедур.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта строительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отображающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 ГрК РФ.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ установлено, что основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, а также поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Пункт 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предусматривает право физических или юридических лиц обратиться с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения таких правил причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 части 2, пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ, изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных физических лиц или юридических лиц в порядке, предусмотренном статьями 31 - 33 ГрК РФ.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правовое регулирование, связанное с отчуждением имущества находящегося в государственной собственности предусмотрено статьей 217 ГК РФ. Согласно положений указанной статьи, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Таким образом, установлен специальный порядок для приобретения права собственности на государственное имущество.
Ни в суд первой, ни апелляционной инстанций, ООО "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" не представило доказательств, подтверждающих наличие разрешения на строительство спорного объекта, а также наличия прав у истца на его строительство на земельном участке находящимся в муниципальной собственности, что по мнению судебной коллегии, исключает возможность удовлетворения исковых требований, обоснованных статей 222 ГК РФ о признании права собственности на объект незавершенного строительства подземная автостоянка.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 апреля 2023 года по делу N А83-25904/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства общественных организаций инвалидов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-25904/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНВАЛИДОВ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ