г. Самара |
|
16 октября 2023 г. |
дело N А65-14823/2023 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2023 года, принятого в порядке упрощенного производства по делу N А65-14823/2023.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) к Муниципальному бюджетное дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 26 "Дюймовочка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1021606759173, ИНН 1648009622) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 26 "Дюймовочка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик) о взыскании задолженности за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 49 438,80 руб. неустойки в размере 6274,92 руб. за период с 03.10.2020 по 10.05.2023, неустойки, начисленной с 11.05.2023 по день фактической оплаты долга.
Решением от 10.08.2023 исковые требования удовлетворены частично в размере 41 199 руб. долга, 5229,10 руб. неустойки, начислена неустойка с 11.05.2023 г. на сумму долга по день фактической оплаты суммы основного долга, взысканы расходы по уплате государственной пошлины размере 1857 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в заявленном размере.
Из апелляционной жалобы следует, что истец не согласен с исключением судом первой инстанции из расчета задолженности и неустойки налога на добавленную стоимость.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Единый тариф устанавливается органом тарифного регулирования в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов.
ООО "УК "ПЖКХ" применяет общую систему налогообложения, соответственно, в отношении него не применялись положения, предусмотренные подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, что зафиксировано в экспертном заключении Госкомитетом Республики Татарстан по тарифам, в связи с чем, в составе необходимой валовой выручки ООО "УК "ПЖКХ" Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам не принимались расходы на оплату товаров (работ, услуг) сторонних организаций с учетом "входного" НДС.
Судом первой инстанции не учтено, что услуги регионального оператора не подлежат безусловному освобождению от налогообложения.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное урегулирование тарифов, утвержден предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС. То есть, тарифы на услугу регионального оператора ООО "УК "ПЖКХ" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне для всех категорий потребителей применяются с учетом налога на добавленную стоимость (с учетом неприменения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ).
Таким образом, в силу прямого указания закона на ООО "УК "ПЖКХ" не распространяется льгота по освобождению от налогообложения при реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленная подпунктом 36 пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае тарифы для прочих потребителей утверждены с учетом НДС, а указаны без учета НДС, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без вызова сторон.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно частью 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Между сторонами заключен договор N 1648009622/1 по обращению с ТКО по типовой форме договора.
Пунктом 13 типового договора установлено, что потребитель обязуется обеспечить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016, N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 25 договора учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Стоимость оказанных истцом услуг за период: 01.01.2020-31.12.2020 составила в 49 438,80 руб., что подтверждено актами оказанных услуг.
Первичные документы направлены в адрес ответчика с сопроводительным письмом (исх.N 12084 от 18.12.2021). Ответчик первичные документы не получил, обязательства по оплате оказанных услуг истцом по обращению с твердыми коммунальными отходами, не исполнил, вместе с тем, претензии относительно качества оказанных услуг в спорный период не заявлял.
За ответчиком числится задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 49 438,80 руб., в связи с чем, истец направил в адрес ответчика претензию, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Ответчик заявленные требования не оспорил, отзыв на исковое заявление не представил.
В материалах дела отсутствуют направленные ответчиком в адрес истца претензии о нарушении обязательств (в частности, о вывозе ТКО в объеме меньшем, чем это установлено договором). Доказательства направления ответчиком в адрес истца акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору, в том числе о не вывозе ТКО, также не представлено.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании задолженности судом первой инстанции правомерно признано обоснованным в силу статей 309, 779 - 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ)
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что при расчете суммы дога истец применил тариф, увеличив его на сумму налога на добавленную стоимость в размере 20%. Такое увеличение тарифа на сумму НДС за периоды, начиная с января 2020 года, суд правомерно признал необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко (в редакции Постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N 699-53/тко-2021) утверждены для истца предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО. На 2020-2022 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб.; за второе полугодие 2020 года и первое полугодием 2021 года - 380,50 руб.; за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - 407,14 руб., за второе полугодие 2022 года - 423, 43 руб./куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Как следует из Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко (в редакции Постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N 699-53/тко-2021), установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "УК "ПЖКХ" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены уполномоченным органом без НДС, и оказываемые истцом ответчику услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, уд правильно указал, что у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции произвел расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители".
Согласно расчету суда размер задолженности за оказание услуг по вывозу ТКО за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 составил 41 199 руб. В указанном размере заявленные требования признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки, начисленной на сумму долга 49 438,80 руб. за период просрочки с 03.10.2022 по 10.05.2023 в размере 6274,92 руб.
На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 29 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Установив наличие просрочки исполнения ответчиком денежного обязательства по договору, требование истца о взыскании неустойки судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из суммы задолженности, признанной обоснованной, что за период с 03.10.2022 по 10.05.2023 составило 5229,10 руб.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки, начисленной за каждый день просрочки от суммы долга с 11.05.2023 по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент фактической оплаты долга.
Учитывая разъяснения, изложенные в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции указанное требование также признал обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам 17.12.2021 N 699-53/тко-2021 "О внесении изменения в приложение к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко и корректировке на 2022 год долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко" установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "УК "ПЖКХ" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному Постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
При этом в приведенном Постановлении отсутствует указание о том, что тарифы для всех категорий потребителей утверждены с учетом налога на добавленную стоимость, равно как и указание на то, что о подпункт 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ не применяется.
Содержащееся в Постановлении положение о том, что тарифы для населения указаны с учетом НДС в целях реализации пункта 6 статьи 168 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы), а на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется, не изменяет положения пункта 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ об установлении в отношении региональных операторов единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не предусматривающего установление для региональных операторов иных видов тарифов.
Поскольку единый предельный тариф для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлен уполномоченным органом без НДС, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС, в силу приведенного выше подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
На основании изложенного вывод суда о расчете стоимости оказанных истцом услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом регулирования тарифа для категории "иные потребители" без его увеличения на сумму НДС является обоснованным.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствами, подтверждены сложившейся судебной практикой по данному вопросу, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 24.07.2023, мотивированное решение от 10.08.2022), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-14823/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Судья |
Демина Е.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.