г. Киров |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А29-14979/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Коми Тепловая Компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.07.2023 по делу N А29-14979/2022,
по заявлению акционерного общества "Коми тепловая компания" (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682)
к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: 1101056523, ОГРН: 1161101050439)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отева Романа Владимировича, Ильина Константина Павловича, Никифоровой Людмилы Николаевны, Борисова Александра Николаевича, Пашиной Оксаны Александровны, Геуновой Виктории Валентиновны, Пигулиной Валентины Пантелеймоновны, Пономаревой Ирины Валентиновны, Колевой Виктории Владимировны, Илиевой Евдокии Александровны, Соровой Анны Андреевны, Христовой Елены Владимировны, Денисовой Юлии Петровны, Репеты Ларисы Михайловны, Федоровой Анны Сергеевны, Устиновой Татьяны Георгиевны, Крапивина Егора Сергеевича, Никифоровой Татьяны Дмитриевны, Александровой Оксаны Владимировны, Нестеровой Ирины Анатольевны, Тарасова Вячеслава Ивановича, Романцовой Натальи Леонидовны,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми Тепловая Компания" (далее - АО "КТК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Удорскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба, ответчик) от 07.09.2022 N 02-20-21-11.
Дело рассмотрено при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отева Романа Владимировича, Ильина Константина Павловича, Никифоровой Людмилы Николаевны, Борисова Александра Николаевича, Пашиной Оксаны Александровны, Геуновой Виктории Валентиновны, Пигулиной Валентины Пантелеймоновны, Пономаревой Ирины Валентиновны, Колевой Виктории Владимировны, Илиевой Евдокии Александровны, Соровой Анны Андреевны, Христовой Елены Владимировны, Денисовой Юлии Петровны, Репеты Ларисы Михайловны, Федоровой Анны Сергеевны, Устиновой Татьяны Георгиевны, Крапивина Егора Сергеевича, Никифоровой Татьяны Дмитриевны, Александровой Оксаны Владимировны, Нестеровой Ирины Анатольевны, Тарасова Вячеслава Ивановича, Романцовой Натальи Леонидовны.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "КТК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания от 07.09.2022.
Заявитель указывает, что в период с 2018 года по 2022 год показатели качества воды в протоколах не превышают показатели качества, установленные утвержденным Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми планом мероприятий. Из апелляционной жалобы следует, что в письме Минстроя России от 15.11.2022 N 60299-ИП/04 предусмотрена возможность отклонения показателей качества горячей и холодной воды в отдельных случаях, в частности, при наличии у организации, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, согласованного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, плана мероприятий по приведению качества холодной или горячей воды в соответствие с установленными требованиями. АО "КТК" в обоснование позиции об отсутствии оснований для освобождения граждан от внесения платы за поставленные коммунальные ресурсы ссылается на реализацию инвестиционной программы, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйств Республики Коми от 30.10.2018 N 46/1-Т. Кроме того заявитель полагает, что в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) Служба не получила согласие от прокуратуры на проведение проверки. Также Общество указывает на то, что протоколы за сентябрь, октябрь 2019 года, октябрь 2021 года - июль 2022 года являются недостоверными доказательствами.
Отев Роман Владимирович в отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами заявителя, опроверг их и просил оставить жалобу АО "КТК" без удовлетворения.
Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения и.о. руководителя Службы Микушевой О.М. от 31.08.2022 N 289 (т.1 л.д.52-53) Инспекцией совместно со Службой в связи с поступившими обращениями граждан, содержащими доводы о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества жителям пгт. Усогорск Удорского района Республики Коми, в отношении АО "КТК", являющегося исполнителем указанной коммунальной услуги в пгт. Усогорск, проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что в период с сентября 2019 года по июль 2022 года качество питьевой воды, поставляемой АО "КТК" жителям пгт. Усогорск, по цветности и мутности не соответствовало санитарно - эпидемиологическим требованиям, что привело к нарушениям заявителем обязательных требований, установленных частью 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), подпункта "а" пункта 31 и пункта 101 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), пункта 2 приложения N 1 к Правилам N 354.
Результаты проверки зафиксированы в акте документарной проверки от 07.09.2022 N 02-20-24-22.
Для устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений, Государственной жилищной инспекцией по Удорскому району вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований от 07.09.2022 N 02-20-21-11, которым АО "КТК" предложено в срок до 10.10.2022 осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению:
- за период с сентября 2019 года по июль 2022 года гражданам, проживающим в пгт. Усогорск, Удорского района, Республики Коми (за исключением граждан, проживающих на ст. Кослан пгт. Усогорск);
- за период с апреля 2022 года по июль 2022 года гражданам, проживающим по адресам: 169270, пгт. Усогорск, ул. Дружбы, д. 11 кв.33, кв. 53; ул. Дружбы д.5 кв. 20; ул. Ленина, д. 1 кв. 12; ул. Комсомольская д.1 кв.5; ул. Комсомольская д.2 кв. 56; ул. Дружбы д.11 кв. 22, кв.37; ул. Дружбы д.7 кв.35;
- за период с марта 2022 года по июль 2022 года гражданам, проживающим по адресам: 169270, пгт. Усогорск, ул. Мезенская, д. 10, кв.48; ул. Советская д. 27, кв. 44; ул. Дружбы, д.21, кв.40; ул. Комсомольская, д.8, кв.45; ул. Дружбы, д.9, кв.25; ул. Дружбы, д.48, кв.38; ул. Ленина, д. 15, кв. 69; ул. 60 лет Октября, д.5, кв.39; ул. Мезенская, д. 5, кв. 82; ул. Дружбы, д.9, кв.49; ул. Димитрова, д. 16, кв.62; ул. Димитрова, д. 14, кв. 55; ул. Дружбы, д. 48, кв. 8; ул. Ленина, д. 13, кв. 29; ул. Ленина, д. 15, кв. 46; ул. 60 лет Октября, д. 7, кв. 35; ул. Дружбы, д. 23, кв. 38; ул. Дружбы, д. 50, кв. 36; ул. Димитрова, д. 16, кв. 53, кв. 48, кв. 49; ул. Комсомольская, д. 2, кв. 92; ул. Ленина, д. 1, кв. 61; ул. Дружбы д. 7, кв. 47; ул. Комсомольская, д. 2, кв. 11; ул. Дружбы, д. 9, кв. 72; ул. Ленина, д. 1, кв. 40; ул. Мезенская, д. 5, кв. 67; ул. Комсомольская, д. 1, кв. 22, кв. 26, кв. 79; ул. Комсомольская, д. 6, кв. 38; ул. Дружбы, д. 48, кв. 36, кв. 45 кв. 69; ул. Советская, д. 23, кв. 41; ул. Дружбы, д. 5, кв. 45; ул. Мезенская, д.8, кв. 13, кв. 54, кв. 12, кв. 10, кв. 3, кв. 24, кв. 30, кв. 28, кв. 52, кв. 25, кв. 27, кв. 16, кв. 18, кв. 31, кв. 42, кв. 41, кв. 40, кв. 37, кв. 36, кв. 29, кв. 21, кв. 20; ул. Дружбы, д. 48, кв. 16.
Не согласившись с вынесенными предписанием, АО "КТК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, регламентированы Правилами N 354.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а").
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В пункте 2 приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к холодному водоснабжению: постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01); отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается; при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Согласно пункту 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 утверждены СанПин 2.1.4.1074-01.2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПин 2.1.4.1074-01).
Согласно пункту 3.1 СанПин 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3); содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).
В силу пункта 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2. Окисляемость перманганатная не должна превышать 5,0 мг/л, содержание железа не должно превышать 0,3 мг/л, цветность воды должна составлять 20 градусов, мутность по каолину - 1,5 мг/л, формазину - 2,6 мг/л, (пункты 3.4.3, 3.5 данных СанПиН 2.1.4.1074-01)
Аналогичные требования к качеству питьевой воды содержатся в СанПиН 1.2.3685-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 и введенных в действие 01.03.2021.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с протоколами испытаний питьевой воды за период с сентября 2019 года по июль 2022 года, представленных Обществом в ходе ранее проведенных Инспекцией выездных и документарных проверок, показатели цветности и мутности питьевой воды значительно отклонялись от показателей, установленных пунктами 3.4.3 и 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01: градус цветности от 27 до 127 градусов при допустимых 20 градусах, мутности от 2,7 до 6,0 мг/л при допустимых 1,5 мг/л.
Таким образом, факт оказания некачественной услуги подтвержден материалами дела и свидетельствует о наличии у Службы оснований для выдачи оспариваемого предписания от 07.09.2022.
Указанный вывод заявителем не опровергнут.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, включение в план мероприятий по приведению качества питьевой воды в Удорском филиале АО "КТК" в соответствие с установленными требованиями допустимых уровней отклонения качества питьевой воды по сравнению с нормативным не освобождает ресурсоснабжающую организацию от обязанности снижать размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в случае предоставления данной услуги ненадлежащего качества.
Из Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 30.10.2018 N 46/1-Т не следует вывод о наличии у Общества права взимать плату за холодное водоснабжение в полном объеме в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Довод Общества о том, что Служба не согласовала проведение внеплановой документарной проверки с прокуратурой, подлежит отклонению с учетом следующего.
В 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия проводились с особенностями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Абзацем 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без согласования с органами прокуратуры могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора основанием для проведения проверки послужило поступление в уполномоченный орган жалоб граждан на предоставление коммунальной услуги холодное водоснабжение ненадлежащего качества. Таким образом, в рассматриваемом случае согласование с органами прокуратуры не требовалось.
Оспариваемое предписание соответствует закону, не нарушает права и законные интересы Общества и не возлагает на него никаких дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены законом.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.07.2023 по делу N А29-14979/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы "АО "КТК" по платежному поручению от 08.08.2023 N 1760 за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, Обществу надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.07.2023 по делу N А29-14979/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Коми Тепловая Компания" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Коми тепловая компания" (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.08.2023 N 1760.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14979/2022
Истец: АО "Коми Тепловая Компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Удорскому району, Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
Третье лицо: Александрова Оксана Владимировна, Борисов Александр Николаевич, Геунова Виктория Валентиновна, Денинсова Юлия Петровна, Илиева Евдокия Александровна, Ильин Константин Павлович, Колева Виктория Владимировна, Крапивин Егор Сергеевич, Нестерова Ирина Анатольевна, Никифорова Людмила Николаевна, Никифорова Татьяна Дмитриевна, Отев Роман Владимирович, Пашина Оксана Александровна, Пигулина Валентина Пантелеймоновна, Пономарева Ирина Валентиновна, Репета Лариса Михайловна, Романцова Наталья Леонидовна, Сорова Анна Андреевна, Тарасов Вячеслав Иванович, Устинова Татьяна Георгиевна, Федорова Анна Сергеевна, Христова Елена Владимировна