г. Пермь |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А71-20449/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Крымджановой Д.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хасаншиной Э.Г.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 июня 2023 года
по делу N А71-20449/2022
по иску Администрации муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1021801092170, ИНН 1829007602)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (ОГРН 1091841004617, ИНН 1841004975)
третьи лица: акционерное общество "Русатом инфраструктурные решения" (ОГРН 1117746439480, ИНН 7706757331), муниципальное образование "Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики" в лице Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики" (ОГРН 1211800022037, ИНН 1837020974)
о признании права муниципальной собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Глазов" (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, ответчик) о признании права собственности муниципального образования "Город Глазов" на земельный участок с кадастровым номером 18:05:015002:1 площадью 257 640 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Глазовский район, д. Солдырь, Водозабор.
К участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Русатом инфраструктурные решения", муниципальное образование "Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики" в лице Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики".
Решением арбитражного суда от 05.06.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Признано право собственности муниципального образования "Город Глазов" на земельный участок с кадастровым номером 18:05:015002:1 площадью 257 640 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Глазовский район, д. Солдырь, Водозабор.
Не согласившись с принятым решением, МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 18:05:015002:1 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, как орган, осуществляющий полномочия собственника, вправе самостоятельно принимать решение о судьбе земельного участка. Ссылаясь на п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 18:05:015002:1 расположен за пределами территории муниципального образования "Город Глазов", ответчик считает, что данный земельный участок передаче в собственность муниципального образования "Город Глазов" не подлежит.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения против ее удовлетворения.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по договору безвозмездной передачи имущества N 19/12845-Д от 15.03.2017 акционерное общество "Чепецкий механический завод" (далее - общество "ЧМЗ") безвозмездно передало в муниципальную собственность муниципального образования "Город Глазов", недвижимое имущество, в том числе объекты водозабора с кадастровыми номерами: 18:05:117001:684, 18:05:117001:685, 18:05:117001:686, 18:05:117001:687, 18:05:117001:688, 18:05:117001:692, 18:05:117001:696, 18:05:117001:697, 18:05:117001:698, 18:05:117001:699, 18:05:117001:700, 18:05:117001:705, 18:05:117001:708, 18:05:117001:838 (далее - объекты водозабора), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 18:05:015002:1 площадью 257 640 кв.м с видом разрешенного использования "для размещения водозабора" по адресу: Удмуртская Республика, Глазовский район, д. Солдырь, Водозабор, находящимся в собственности Российской Федерации.
По концессионному соглашению от 20.05.2019 объекты водозабора преданы в концессию обществу с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее - общество "Тепловодоканал") в составе объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Глазов".
Земельный участок с кадастровым номером 18:05:015002:1 предоставлен МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области обществу "Тепловодоканал" в аренду по договору N 476з от 30.01.2020.
17.10.2022 общество "Тепловодоканал" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к акционерному обществу "Русатом инфраструктурные решения" (далее - общество "РИР") с передачей всех прав и обязанностей, в том числе по концессионному соглашению и договору аренды N 476з от 30.01.2020, обществу "РИР".
С момента приобретения объектов водозабора в муниципальную собственность Администрация неоднократно обращалась к МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области с просьбой о передаче земельного участка с кадастровым номером 18:05:015002:1 в собственность муниципального образования "Город Глазов", в связи с нахождением на нем объектов, находящихся исключительно в муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным абзацем 3 пункта 1 статьи 19 ЗК РФ, абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ.
МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, ссылаясь на нахождение водного объекта "река Чепца" на части земельного участка с кадастровым номером 18:05:015002:1; на то, что испрашиваемый земельный участок расположен за пределами территории муниципального образования "Город Глазов"; а также считая, что Управление как орган, осуществляющий полномочия собственника, вправе самостоятельно принимать решение о судьбе земельного участка, оставило обращение Администрации без рассмотрения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Согласно ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В соответствии с правовой позиции, изложенной в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Согласно ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Судом установлено, что право государственной собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 18:05:015002:1 было правомерно разграничено в пользу Российской Федерации в 2001 году по правилам действующей на тот момент статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которой основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является, в числе прочего, нахождение на них недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В 2002 году земельный участок, на котором размещены объекты водозабора, передан обществу "ЧМЗ" в постоянное (бессрочное) пользование.
Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 18:05:015002:1 зарегистрировано в установленном законом порядке 17.03.2004.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 19 ЗК РФ в земельные участки могут быть приобретены муниципальную собственность по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (абзац 1 пункта 2 статьи 218 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ и пункту 3 статьи 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Приобретатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение; если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а приобретателю земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность (пункт 13 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возмездность приобретения земельного участка при переходе права собственности на него от одного публично правового собственника другому, суд признал исковые требования правомерными.
Предоставление МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области спорного земельного участка в аренду не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку не является актом переоформления права постоянного (бессрочного) пользования бывшего собственника земельного участка с кадастровым номером 18:05:015002:1, перешедшего в силу закона к новому собственнику - муниципальному образованию "Город Глазов".
Приобретение в муниципальную собственность земельных участков по основаниям, установленным гражданским законодательством (абзац 4 пункта 1 статьи 19 ЗК РФ), не исключает возможности нахождения этих земельных участков за пределами муниципального образования, в связи с чем суд обоснованно отклонил доводы ответчика, о нахождении земельного участка за пределами территории муниципального образования "Город Глазов".
Вопреки доводам ответчика, требования истца основаны на подп. 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, пункте 3 статьи 3.1. Закона N 137-ФЗ, п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ.
При этом муниципальное образование "Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики" правопритязаний на расположенный на его территории земельный участок с кадастровым номером 18:05:015002:1 не имеет.
Также судом признаны необоснованными возражения МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о нахождении на территории земельного участка береговой полосы, относящейся к федеральной собственности, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в результате проведенных по заказу администрации кадастровых работ пересечение границ спорного земельного участка с водным объектом "река Чепца" устранено.
На земельном участке с кадастровым номером 18:05:015002:1 расположены объекты, предназначенные для забора воды из реки Чепца в целях промышленного и хозяйственно-питьевого водоснабжения только потребителей города Глазова.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
С учетом изложенного, орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая то обстоятельство, что находящиеся на спорном земельном участке объекты водозабора переданы в муниципальную собственность, Администрация является собственником объектов недвижимости, принимая во внимание положения подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, которым закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, ч. 3 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, в силу которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, отсутствие предусмотренных п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ оснований для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность, суд первой инстанции обоснованно признал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 июня 2023 года по делу N А71-20449/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-20449/2022
Истец: Администрация муниципального образования "Город Глазов"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области
Третье лицо: Администрация МО "Муниципальный округ Глазовский район УР", АО "Русатом Инфраструктурные решения"