г. Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А40-67612/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2023 по делу N А40-67612/23
по заявлению ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ"
к ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА
МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Симонян Л.А. по доверенности от 09.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Анатолити О.В. по доверенности от 22.09.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГБУ г.Москвы МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ (далее - заинтересованное лицо, ГБУ МосгорБТИ, Учреждение) об оспаривании решения от 09.02.2023 N ИС-3518/23.
Решением суда первой инстанции от 04.07.2023 в удовлетворении требований Общества отказано.
Заявитель с указанным решением не согласился и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в полном объеме по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу, представитель заинтересованного лица - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 11.11.2022 между сторонами заключен договор N 24 93 351493 на оказание услуг по технической инвентаризации и изготовлению технической документации (далее также - договор), в соответствии с п.1.1 которого исполнитель (ГБУ МосгорБТИ) по поручению заказчика (Общество) принимает на себя обязательства по оказанию услуг по проведению технической инвентаризации и изготовлению технической документации БТИ (технический паспорт здания) в 1 экз. в отношении объекта (ов) недвижимости, расположенного (-ых) по адресу (-ам): ул.Цюрупы, д.1, стр.6 (далее также - объект).
Заявитель надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору и оплатил указанные услуги в размере 31 038, 22 руб. на основании выставленного счета и спецификации к заказу N 24 93 351493 от 11.11.2022, что подтверждается платежным поручением N 485 от 11.11.2022.
Согласно акту сдачи-приемки услуг N 37 93 350002 от 09.01.2023, а также счету-фактуре N 37 93 350002 от 09.01.2023 по результатам проведенной инвентаризации заявителю передан технический паспорт здания без включенных в его состав приложений в виде поэтажных планов здания и экспликации к ним.
Заявитель направил в адрес ГБУ МосгорБТИ претензию N 02 от 11.01.2023 об устранении недостатка и включении в состав технического паспорта поэтажного плана здания (строения) и экспликации к поэтажному плану здания (строения), что подтверждается квитанцией с описью Почты России.
На основании п.4.4.2 договора исполнитель обязан обеспечить устранение выявленных недостатков оказанных услуг за свой счет, если такие нарушения/недостатки/недоработки произошли по вине исполнителя.
Имеющиеся недостатки, по мнению заявителя, не устранены, ввиду чего Общество заключило договор N 34 50 350085 от 20.01.2023, п.1.1 которого предусмотрено, что исполнитель (ГБУ МосгорБТИ) по поручению заказчика (Общество) принимает на себя обязательства по оказанию услуг по изготовлению технической документации БТИ в 1 экз. в отношении объекта (ов) недвижимости, расположенного (-ых) по адресу (-ам): ул.Цюрупы, д.1, стр.6.
По договору заявитель получил необходимые поэтажные планы здания и экспликации к ним.
Указанная вынужденная, по мнению заявителя, услуга оплачена на основании выставленного счета и спецификации N 34 50 350085 от 20.01.2023 в размере 6 182, 34 руб., что подтверждается платежным поручением N 11 от 20.01.2023.
Также выдан акт сдачи-приемки N 37 50 352114 от 13.02.2023 и счет-фактура N 350352051 от 13.02.2023.
Позднее Обществом получен ответ (решение) ГБУ МосгорБТИ на претензию N ИС3518/23 от 09.02.2023 об отказе в добавлении к техническому плану экспликации и поэтажного плана со ссылкой на то, что означенные документы являются отдельными услугами.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ" в Арбитражный суд города Москвы со ссылкой на положения Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности перечисленных обязательных условий не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В рамках установленной сферы деятельности ГБУ МосгорБТИ осуществляет технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, руководствуясь Порядком организации технического учета в городе Москве (далее также - Порядок), утв. постановлением Правительства Москвы от 17.03.2017 N 106-ПП "О Порядке организации технического учета в городе Москве, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы", Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее также - Инструкция).
При этом непосредственный порядок оказания ГБУ МосгорБТИ услуг установлен приказом Департамента городского имущества города Москвы от 07.08.2017 N 192 "О выполнении работ и (или) предоставлении услуг Государственным бюджетным учреждением города Москвы Московским бюро технической инвентаризации" (далее также - Приказ).
Исходя из буквального и системного толкования положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановления Правительства Москвы от 17.03.2017 N 106-ПП, деятельность по технической инвентаризации к государственным (муниципальным) услугам не относится.
Оказание услуг по технической инвентаризации и подготовке технической документации осуществляется Учреждением в соответствии с требованиями ГК РФ, постановления Правительства Москвы от 17.03.2017 N 106-ПП в порядке, установленном Приказом, на основании заявления заинтересованного лица с приложением необходимого комплекта документов и заключенного договора на оказание услуг.
При этом, как обоснованно отметил суд в своем решении, согласно п.5 постановления Правительства Москвы от 17.03.2017 N 106-ПП ГБУ МосгорБТИ предоставляет техническую информацию в виде технического паспорта, выписок из технического паспорта БТИ по формам 1а, 16, 5, справки об идентификации адреса, а также плана объекта (поэтажного плана) и экспликации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность подготовки технического паспорта, а также поэтажного плана и экспликации как отдельных самостоятельных документов.
Более того, утвержденная Порядком форма технического паспорта на здание в своем составе не содержит обязательности включения поэтажного плана и экспликации, а дополняется указанными документами в качестве приложений.
Необходимо также учитывать, что п.2 ст.16 Закона РФ от 07.0.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее также - Закон о защите потребителей) запрещено обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
При таких данных конкретный перечень видов требуемых для изготовления документов определяется договором на оказание услуг, исходя из потребности заказчика.
Как усматривается из п.1.3 договора, объем и стоимость оказываемых услуг указаны в приложении N 1 к договору.
При этом стоимость услуг определяется в соответствии с приказом ГБУ МосгорБТИ от 29.09.2022 N 360/22 "Об утверждении перечня и размера платы за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности ГБУ МосгорБТИ и оказываемые сверх установленного государственного задания, для физических и юридических лиц" (далее также - Приказ N 360/22).
В соответствии с приложением N 1 к договору стоимость услуг по изготовлению технического паспорта определена без учета стоимости изготовления поэтажного плана и экспликации в соответствии с пп.2.1.1 приложения N 1 к договору и составляет 2 666, 67 руб. (без НДС).
Следовательно, условиями договора установлены объем и стоимость предоставляемых услуг, в соответствии с которыми технический паспорт должен быть изготовлен без поэтажного плана и экспликации.
Результат услуг по договору принят Обществом по акту сдачи-приемки оказанных услуг от 09.01.2023 N 37 93 350002 в полном объеме без замечаний и необходимости доработки.
Таким образом, услуги по договору оказаны Учреждением и приняты заказчиком в полном объеме.
Вместе с тем по заявке Общества оформлен договор от 20.01.2023 N 34 50 350085, в соответствии с которым ГБУ МосгорБТИ изготовило поэтажный план и экспликацию к поэтажному плану в отношении объекта.
Стоимость услуг по изготовлению поэтажного плана и экспликации в рамках договора рассчитана в соответствии с требованиями Приказа N 360/22 и составила 5 151, 95 руб. (без НДС), результат услуг принят Обществом по акту сдачи-приемки оказанных услуг от 13.02.2023 N 37 50 352114 в полном объеме без замечаний и необходимости доработки.
Исходя из стоимости услуг на изготовление поэтажного плана и экспликации, определенной в соответствии с требованиями Приказа N 360/22, подготовка поэтажного плана и экспликации никак не могла входить в стоимость изготовления технического паспорта стоимостью 2 666, 67 руб. без НДС.
При этом общая стоимость изготовления технического паспорта с приложенным поэтажным планом и экспликацией по вышеуказанным договорам составила 7 818, 62 руб. без НДС (2 666, 67 руб. и 5 151, 95 руб.).
Согласно материалам дела Общество обратилось в Учреждение с заявкой на проведение технической инвентаризации и изготовление технической документации на актуальную дату обследования, по результатам рассмотрения которой заключен договор, определены объем и стоимость оказываемых услуг в соответствии с приложением N 1 к договору.
В настоящее время, как было указано выше, Порядок установлен постановлением Правительства Москвы от 17.03.2017 N 106-ПП, нормы которого не содержат положений об отнесении услуги по техническому учету и технической инвентаризации к государственным (муниципальным) услугам, не предоставляют исключительного права ГБУ МосгорБТИ осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию.
Наличие правовых норм, запрещающих осуществление деятельности по технической инвентаризации иными организациями технического учета, из буквального содержания пунктов 1.3.2.2, 1.4, 1.7, 4.3 Порядка не усматривается.
Изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции доводы со ссылкой на положения постановления Правительства Москвы от 15.08.2011 N 359-ПП "Об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг", доводы о том, что поэтажный план и экспликация к поэтажному плану в обязательном порядке должны включаться в состав технического паспорта, исходя из формы технического паспорта, утв. постановлением Правительства Москвы от 17.03.2017 N 106-ПП, и доводы о неправомерности ссылок ГБУ МосгорБТИ на положения Закона о защите потребителей, а также о повторном взыскании платы подробно исследованы судом, что нашло свое отражение в обжалуемом решении, и правомерно отклонены.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения, принятого ГБУ МосгорБТИ в рамках предоставленных полномочий и соответствующего требованиям действующего законодательства, а также не нарушающего каких-либо прав или законных интересов заявителя.
Следовательно, совокупность условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований, не установлена.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Ввиду реорганизации в форме присоединения правопреемником ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ" является ООО "ПРОМОТДЕЛСТРОЙ", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, на основании ч.1 ст.48 АПК РФ произведена замена ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ" на ООО "ПРОМОТДЕЛСТРОЙ".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.48, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
заменить ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ" на ООО "ПРОМОТДЕЛСТРОЙ".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2023 по делу N А40-67612/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67612/2023
Истец: ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ