г. Пермь |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А60-4958/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.
судей Муталлиевой И.О., Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июля 2023 года
по делу N А60-4958/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к индивидуальному предпринимателю Винокурову Александру Леонидовичу (ОГРНИП 311665214600048, ИНН 665201187137),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Венацентр" (ОГРН 1181832018015, ИНН 1841080550), общество с ограниченной ответственностью " Эко-Мед" (ОГРН 1111841008971, ИНН 1841019594),
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю Винокурову Александру Леонидовичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО в размере 37650 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы ссылается на то, что является специализированной организацией по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в спорный период осуществлял их сбор, транспортировку и размещение, в то время как действующее законодательство презюмирует, что в ходе деятельности ответчика образуется ТКО, подлежащее вывозу и утилизации истцом. Факт оказания услуг подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Апеллянт ссылается на то, что эпидемиологически безопасные медицинские отходы класса "А" по своему составу являются твердыми коммунальными отходами, в связи с чем право на обращение с такими отходами в силу действующего законодательства возникает только у регионального оператора. Заявитель жалобы полагает, что сам по себе факт оказания третьим лицом услуг по обращению с медицинскими отходами класса "А" не опровергает оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО в спорный период.
До начала судебного заседания от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в заседание апелляционного суда не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу статей 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 ООО "САХ" является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики. Деятельность регионального оператора регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89), Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами") (далее - Постановление Правительства РФ N 1156), иными нормативно-правовыми актами.
Пункт 4 статьи 24.7 ФЗ N 89 обязывает собственников твёрдых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пункт 1 статьи 24.7 ФЗ N 89 устанавливает, что договор является публичным и согласно пункту 5 статьи 24.7 закона должен соответствовать условиям типового договора, утверждённого Постановлением Правительства РФ N 1156.
В соответствии с пунктом 8(17) Постановления Правительства РФ N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Во исполнение указанных положений закона обществом с ограниченной ответственностью "САХ", являющимся региональным оператором на территории Удмуртской Республики, 27 декабря 2018 года на своём официальном сайте: Ь"р://регоператорудмуртии.рф/ и в газете "Известия Удмуртской Республики" N 151 (4876) от 27 декабря 2018 г. был размещён текст типовой формы договора н предложение собственникам отходов заключить его.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.
В соответствии с пунктом 8 (12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа (уклонения потребителя от заключения конкретного договора; неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов).
Из материалов дела следует, что между ООО "САХ" (далее - региональный оператор) и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.11.2021 N ТКО2021-0023302 (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Договор заключается на срок до 31.12.2028 включительно (пункт 26 договора).
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определённой в пределах норматива и утвержденного в установленном порядке нормативно-правовым актом исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. При наличии у потребителя задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО по настоящему договору распределение денежных средств, поступающих от потребителя, производится в порядке, предусмотренном в ст. 319 ГК РФ.
03.10.2022 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 59537 с требованием об оплате долга, которая оставлена последним без удовлетворения.
Обращаясь с настоящим иском, региональный оператор указал на то, что потребителем обязанность по оплате оказанных по договору услуг исполнена ненадлежащим образом.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в иске.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерномодифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323 - ФЗ).
Оборот медицинских отходов урегулирован СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарные правила и нормы "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Организация обращения с медицинскими отходами согласно абз. 2-5 п.157 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарноэпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организациии проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, должны осуществляться с соблюдением Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
К отходам класса А относятся отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс А), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Согласно пункту 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, оборот медицинских отходов класса А в санитарноэпидемиологическом отношении урегулирован.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Из диспозиции ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ следует, что отходы медицинского учреждения являются медицинскими и подлежат утилизации в соответствии со СанПиН 2.1.7.2790-10. Других видов отходов, которые могли бы вывозить без соблюдения указанных правил, у медицинского учреждения быть не может.
В этой связи любые отходы, образующиеся в процессе осуществления заявленных обществом видов медицинской деятельности, являются медицинскими отходами со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями и необходимостью соблюдения обязательных требований СанПиН 2.1.7.2790-10.
Положениями Санитарных правил (в частности, пункты 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244 СанПиН 2.1.3684-21) установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования, оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров, порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
При этом как в приведенных пунктах, так и в иных пунктах СанПиН 2.1.3684-21, касающихся обращения с медицинскими отходами в целом и непосредственно с медицинскими отходами класса "А", нет ни одной отсылки к нормам законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в отличие от положений, определяющих, например, правила обращения с отходами производства (пункт 218 СанПиН 2.1.3684-21).
Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО.
В пункте 14 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", закреплен прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Несмотря на то, что медицинские отходы класса "А" приближены по составу к ТКО, из приведенных норм и правил не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО, в связи с чем действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы класса "А" не распространяется.
Таким образом, собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги. Реализуя соответствующие правомочия, ответчик вправе был заключить в соответствии с требованиями норм действующего законодательства договор по обращению с медицинскими отходами с третьими лицами.
В рамках настоящего дела суд первой инстанции установил, что ООО "ВенаЦентр" заключил договор по вывозу медицинских отходов с ООО "ЭКО-МЕД", услуга оказана и принята, разногласий по исполнению договора между ответчиком и третьим лицом не имеется.
При этом доказательств фактического оказания услуг именно истцом материалы дела не содержат.
Поскольку в материалы дела представлены доказательства фактического оказания услуг по обращению с медицинскими отходами класса "А" в рамках договоров между ООО "ВенаЦентр" и ООО "ЭКО-МЕД", учитывая, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Законом N 323-ФЗ, соответственно действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется, в связи с чем собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором, как с единственным поставщиком услуги, в удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным основаниям.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июля 2023 года по делу N А60-4958/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4958/2023
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Винокуров Альберт Леонидович
Третье лицо: ООО " Эко-Мед", ООО "ВЕНАЦЕНТР"