г. Красноярск |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А33-11112/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Дамбарова С.Д., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Граниным Р.М.,
при участии: от истца - Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю: Серебренникова С.В., представителя по доверенности от 30.12.2022, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 августа 2023 года по делу N А33-11112/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - ответчик) об обязании принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество: нежилое здание, Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, Туруханский с/с, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, строен. 14, площадью 430,1 м (РНФИ П12250018093, КН 24:37:3701005:763), закрепленного на праве оперативного управления за УФНС России по Красноярскому краю; земельный участок, Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, дом 14, площадью 328 м
(РНФИ П11250007795, КН 24:37:3701005:11), предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование.
Определением от 25.04.2023 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.08.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие неиспользуемого имущества, закрепленного за учреждением, является правом, а не обязанностью собственника. Также ответчик указывает, что до настоящего времени поручения от Росимущества о прекращении права оперативного управления и о принятии спорного имущества в государственную казну в территориальный орган не поступало. Кроме того, ответчик считает, что настоящий спор должен был рассмотрен по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 11.10.2023.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения ответчика от 21.08.2019 07-653р
О передаче и закреплении федерального недвижимого имущества за Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю
за УФНС по Красноярскому краю закреплены объекты недвижимого имущества: нежилое здание, Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, Туруханский с/с, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, строен. 14, площадью 430,1 м
(РНФИ П12250018093, КН 24:37:3701005:763), пункт 1.2 распоряжения, закрепленного на праве оперативного управления за УФНС России по Красноярскому краю (далее - Управление, истец); земельный участок, Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, дом 14, площадью 328 +1-2 м
(РНФИ Ш1250007795, КН 24:37:3701005:11), пункт 2. распоряжения, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно выпискам из ЕГРН от 10.03.2023 КУВИ-001/2023-59054526 (нежилое здание), от 10.03.2023
КУВИ-001-/2023-59054491 (земельный участок) за истцом на праве оперативного управления зарегистрировано нежилое здание общей площадью
430,1 м, расположенное по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, Туруханский с/с, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, строен. 14 (РНФИ П12250018093, КН 24:37:3701005:763), на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 328 +1-2 м
, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, Туруханский с/с,
с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, строен. 14 (РНФИ Ш1250007795,
КН 24:37:3701005:11).
Согласно указанным выпискам в ЕГРН в отношении спорных объектов недвижимости содержатся сведения: о земельном участке с КН 24:37:3701005:11, расположенном по адресу: Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск,
ул. Дружбы Народов, 14, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для объектов общественно-делового значения, уточненной площадью
328 м, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, право постоянного бессрочного пользования за истцом; на здание с КН 24:37:3701005:763, расположенное по адресу: Красноярский край, Туруханский район, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, 14, назначение - нежилое, площадью 430,1 м
, зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления за истцом.
Письмом от 26.05.2021 БС-4-10/7243@ ФНС России в ответ на письмо истца от 26.05.2021
2.3-108/11846@ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010
537
О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения
и пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации согласовало изъятие из оперативного управления нежилого здания общей площадью 430,1 м
, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, Туруханский с/с, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, строен. 14 и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 328 +/-2 м
находящийся под указанным объектом недвижимости.
Письмом от 20.05.2021 N 27-1/04091@ ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в ответ на письмо истца от 04.05.2021 N 2.3-108/10176@ о наличии свободных площадей проинформировало об отсутствии необходимости использования площадей по вышеуказанным адресам.
Письмом от 02.06.2021 N 11702/ис41/21 Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в ответ на письмо истца от 21.05.2021 N 2.3-108/11538@ о наличии свободных площадей ответило отказом в принятии на баланс вышеуказанных площадей на праве оперативного управления ввиду отсутствия необходимости.
Письмом от 03.06.2021 N 14/1916 УФСБ по Красноярскому краю в ответ на письмо истца от 21.05.2021 N2.3-108/11556@ о наличии свободных площадей ответило отказом, поскольку отсутствует потребность в предлагаемых объектах недвижимого имущества, расположенных на территории Туруханского района, Красноярского края.
Письмом от 11.10.2021 N 232-33/756-21 ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия в ответ на письмо истца от 21.05.2021 N 2.3-108/11546@ о наличии свободных площадей информировало об отсутствии необходимости в принятии указанных объектов.
Письмами истец от 21.05.2021 N N 2.3-108/11547, 2.3-108/11485@, 2.3-108/11537@ в Отдел МФД России по Туруханскому району, ГУ ФССП по Красноярскому краю, Прокуратуру Красноярского края были отправлены предложения о рассмотрении вопроса о передаче в оперативное управление и постоянное (бессрочное) пользование закрепленных за истцом объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, Туруханский с/с, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, строен. 14 (нежилое здание, земельный участок), ответов на вышеуказанные письма не поступило.
На обращения истца по вопросу изъятия из оперативного управления спорных объектов (письма истца от 14.10.2021 N 2.3-121/22626@, от 26.09.2022 N 2.3-61/04/20433@, от 13.03.2023 N 2.3-62/04/04572) ответов от ответчика не поступило.
В соответствии с письмом ФНС России от 27.04.2020 N 4-2-05/0424@ "О согласовании упразднения рабочих мест ТОРМ" истцом издан приказ от 29.01.2021 N ДБ-21-02/30 "О прекращении работы территориально обособленных рабочих мест Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю", согласно которому все ТОРМ Межрайонной ИФНС России N 17 по Красноярскому краю прекращают работу.
Поскольку необходимость в использовании нежилого здания и земельного участка у истца отсутствует, а ответчик уклоняется от принятия имущества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
В свою очередь, пункт 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которым земельный участок может быть предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе: органам государственной власти; государственным и муниципальным учреждения (бюджетным, казенным, автономным).
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Как указывалось ранее, согласно выпискам из выпискам из ЕГРН от 10.03.2023 КУВИ-001/2023-59054526 (нежилое здание), от 10.03.2023
КУВИ-001-/2023-59054491 (земельный участок) за истцом на праве оперативного управления зарегистрировано нежилое здание общей площадью 430,1 м
, расположенное по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, Туруханский с/с, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, строен. 14 (РНФИ П12250018093,
КН 24:37:3701005:763), на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 328 +1-2 м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Туруханский район, Туруханский с/с, с. Туруханск, ул. Дружбы Народов, строен. 14 (РНФИ Ш1250007795, КН 24:37:3701005:11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие- либо права на это имущество (абзац 1 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают возможность прекращения права оперативного управления путем отказа от вещного права.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, спорные объекты недвижимого имущества не используется истцом для осуществления его деятельности, отказ от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок согласован истцом с ФНС России (письмо ФНС России от 26.05.2021 N БС-4-10/7243@), истец неоднократно обращался с заявлениями об отказе от права на недвижимое имущество, не используемое им по назначению.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432).
Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 Положения N 432); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22 Положения N 432).
Согласно пункту 4.1.9 Приказа Росимущества от 16.12.2016 N 455 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва.
Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденному приказом Росимущества от 16.12.2016 N 455, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением, в том числе закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов, федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им государственными учреждениями (пункт 4.1.9).
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что бездействие ответчика, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Неустановление надлежащего лица, заинтересованного в пользовании и владении спорным имуществом, не отнесено ни одним нормативным правовым актом к законным препятствиям для принятия в казну спорного имущества от лица, отказавшегося от права оперативного управления этим имуществом из-за неиспользования.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 по делу N А13-2776/2017, отказ от права оперативного управления является правомерным при отсутствии согласия собственника.
В соответствии с письмом ФНС России от 27.04.2020 N 4-2-05/0424@ "О согласовании упразднения рабочих мест ТОРМ" Управлением издан приказ N ДБ-2-1-02/130 "О прекращении работы территориально обособленных рабочих мест Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю", согласно которому все ТОРМ Межрайонной ИФНС России N 17 по Красноярскому краю прекращают работу.
Как следует из материалов дела, истец для осуществления своей деятельности не использует спорные объекты недвижимости, доказательств иного ответчик не представил. При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно обосновано указал, что нахождение спорного имущества в оперативном управлении и на праве постоянного бессрочного пользования нецелесообразно.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что истец надлежащим образом реализовал свое право на отказ от прав оперативного управления нежилым зданием, которое им не используется. Ответчик не представил в материалы дела доказательств правомерности отказа от принятия спорного объекта в казну Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие поручения Росимущества о прекращении права оперативного управления и принятия спорного имущества в государственную казну, не является основанием для отказа в иске, поскольку ответчик является территориальным органом Росимущества, на который возложены полномочия по обеспечению эффективного использования федерального имущества и недопущению ситуации, при которой возникает излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства и не являются основанием для отмены судебного акта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 августа 2023 года по делу N А33-11112/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11112/2023
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ И РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю