г. Хабаровск |
|
17 октября 2023 г. |
А73-4287/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассматривает в открытом судебном заседании по правилам первой инстанции дело N А73-4287/2023
по заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре
к федеральному государственному казенному учреждению "Оптовая база N 46" (ОГРН 1042700125511, ИНН 2703027183)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Комсомольска-на-Амуре (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении федерального государственного казенного учреждения "Оптовая база N 46" (далее - ФГКУ "Оптовая база N 46") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.06.2023 (резолютивная часть от 29.05.2023) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, прокурор обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы указано, что основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении послужили выявленные в ходе проверки факты использования ФГКУ "Оптовая база N 46" находящихся в федеральной собственности объектов с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, которые подтверждаются собранным административным материалом, в связи с чем просит привлечь к административной ответственности. Поскольку в отношении учреждения осуществлен прокурорский надзор, который является отдельным видом надзора, не подпадающим под понятие государственный, муниципальный или региональный контроль (надзор), порядок назначения наказания, предусмотренный частью 6 статьи 4.4 КоАП РФ, не подлежит применению. Кроме того, нарушения выявлены при эксплуатации различных объектов, соответственно суд необоснованно принял во внимание судебный акт мирового суда о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГКУ "Оптовая база N 46" не согласилось с позицией прокуратуры, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определением от 22.09.2023 суд апелляционной инстанции, установив нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, являющееся безусловным основанием для отмены судебного акта (часть 4 статьи 227 АПК РФ), а именно рассмотрение в порядке упрощенного производства дела, связанного с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, разъяснений пункта 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", перешел к рассмотрению дела правилам, установленным АПК РФ, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 АПК РФ. Информация о рассмотрении дела размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет". В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Судебной коллегией установлено, что прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре на основании решения от 20.02.2023 N 35 (с учетом изменений, внесенных решением от 27.02.2023 N 35/1) проведена проверка соблюдения ФГКУ "Оптовая база N 46" требований пожарной безопасности и законодательства в сфере гражданской обороны, выявлены нарушения при использовании находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда.
Проверкой установлено, что нежилое помещение (заглубленный склад комбината "Дружба"), общей площадью 123,8 кв.м., расположенное по адресу: Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре, кадастровый номер 27:22:0020503:563, является объектом федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Оптовая база N 46" с 01.12.2010. Здание в соответствии с журналом N 170 учета защитных сооружений гражданской обороны (инвентарный номер убежища 28-026) является защитным сооружением гражданской обороны - убежищем вместимостью 100 человек.
Также на праве оперативного управления за казенным учреждением закреплено нежилое здание (блок вспомогательных помещений), расположенное по адресу: Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Лукашова, 22, территория ФГУ комбината "Дружба", общей площадью 1666,3 кв.м., с кадастровым номером 27:22:0020502:456. Указанное здание используется в качестве административного корпуса.
В ходе осмотра помещений административного здания площадью 1666,3 кв.м. с кадастровым номером 27:22:0020502:456 прокуратурой установлено, что находящийся в федеральной собственности объект нежилого фонда используется с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, а именно: руководитель организации не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. В зданиях на объекте система автоматической пожарной сигнализации, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре неисправна или отсутствует; кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на путях эвакуации не сохраняют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону, не в полном объеме установлены световые оповещатели "Выход"; в административном корпусе не обеспечен предел огнестойкости косоуров маршей лестниц; в помещениях лаборатории административного корпуса не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре системы вентиляции.
При осмотре защитного сооружения площадью 123,8 кв.м., заглубленный склад комбината "Дружба" (инвентарный номер убежища 28-026) установлены следующие нарушения: организацией не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию находящееся на балансе ЗС ГО (инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению). Обследование сооружения, необходимое оценки защищенности сооружения не проведено. Системы жизнеобеспечения ЗС ГО не обеспечивают непрерывное пребывание в них укрываемых в течении нормативного времени; не проводится комплексная оценка технического состояния ЗС ГО (не реже 1 раза в три года). Проектная документация не предоставлена (акты отсутствуют); не производится оценка технического состояния защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставней и их механизмов задраивания (осуществляется внешним осмотром и практическим испытанием в действии), резиновые детали уплотнения частично повреждены или отсутствуют; не производится проверка ЗС ГО на герметичность и испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха; в ЗС ГО система жизнеобеспечения не обеспечена режимом полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (предусмотрено паспортом сооружения) регенеративные патроны не имеют маркировочных надписей, техническое описание регенеративной установки отсутствует; не проводится оценка состояния фильтров поглотителей (ФП) (технический осмотр и контрольная оценка технического состояния) в системе фильтровентиляции ЗС ГО; для укомплектования ЗС ГО отсутствует необходимое оборудование, имущество и приборы (средства измерений, нары), в соответствии перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов с учетом максимальной вместимости убежища; не создан в полном объеме запас (резерв) материально-технических средств, продовольственных средств, медицинских и иных средств; в тамбур-шлюзе ЗС ГО не предусмотрены переговорные устройства; ЗС ГО не обеспечено телефонной связью и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания; в ЗС ГО при режиме II (фильтровентиляция) не предусмотрена возможность продувки тамбура одного из входов (за счет подпора в убежище через клапаны избыточного давления (КИД), предусматриваемые на внутренней и наружной стенах тамбура, с установкой на наружном КИДе противовзрывного устройства МЗС, или непосредственно от системы режима II с установкой гермоклапанов на притоке и вытяжке).
Результаты проверки оформлены актом от 14.03.2023.
По фактам выявленных нарушений 17.03.2023 прокурором в отношении юридического лица - ФГКУ "Оптовая база N 46" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, которое с материалами проверки направлено в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 58 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.
Таблицей 21 к Закону N 123-ФЗ установлен предел огнестойкости для несущих стен, колонн и других несущих элементов, а так же маршей и площадок лестниц.
Частью 2 статьи 82 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Согласно части 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 утвержден свод правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", в соответствии с которым в зданиях и сооружениях следует предусматривать технические решения, обеспечивающие пожаровзрывобезопасность систем отопления, вентиляции и кондиционирования (пункт 4.1 СП 7.13130).
Для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов (пункт 6.24 СП 7.13130).
Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях закреплены в частях 3, 11 статьи 84 Закона N 123-ФЗ и предусматривают, что пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Пунктом 5.3 СП 3.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" установлено, что световые оповещатели "Выход" следует устанавливать над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. К основным задачам в области гражданской обороны в том числе относится и предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В соответствии со статей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с абзацем 2 статьи Закона N 28-ФЗ, подпунктом 4 пункта 7 раздела 2 указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действие правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, статье 14 Закона N 68-ФЗ, пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, определены основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, а именно: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и ведении гражданской бороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении - чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
В силу пунктов 16, 16.4 Положения N 687 организации в целях решения задач в области - гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
Согласно пункту 1.2 Правил N 583 установленные в них требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗСГО) - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Пунктом 1.4 Правил N 583 установлено, что для обслуживания ЗСГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗСГО. Для поддержания ЗСГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.
Согласно требованиям пункта 1.7 Правил N 583 готовность и использование ЗСГО по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны (далее - ГО) организаций, на учете которых они находятся.
Пунктом 1.8 Правил N 583 установлено, что в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗСГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по решению эффективного использования помещений ЗСГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗСГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗСГО в чрезвычайных тлях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовность ЗСГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗСГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В силу пункта 3.2.1 Правил N 583 при эксплуатации ЗСГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗСГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
ЗСГО на потенциально опасных объектах и территориях, при необходимости, должны обеспечивать защиту людей от поражающих факторов при ЧС природного и техногенного характера: катастрофического затопления, аварийно-химических и бактериологических опасных веществ, радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений этих продуктов, высоких температур и продуктов горения при пожарах, от обрушения зданий и сооружений при взрывах и землетрясениях (пункт 3.4.1. Правил N 583).
При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗСГО).
Системы жизнеобеспечения ЗС ГО должны обеспечивать непрерывное пребывание в них укрываемых: в ПРУ и убежищах - в течение 48 часов, в укрытиях - 12 часов, а на АЭС - до 5 суток (пункт 3.4.6. Правил N 583).
Воздухоснабжение, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции и фильтровентиляции. В убежищах, расположенных в зонах возможных опасных концентраций АХОВ, возможных массовых пожаров, возможных сильных разрушений атомных станций и возможного катастрофического затопления, должен обеспечиваться режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (пункт 3.4.4. Правил N 583).
Комплексная оценка технического состояния ЗСГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗСГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния, (пункт 4.1.3. Правил N 583).
При оценке состояния фильтров поглотителей последние подвергаются техническому осмотру и контрольной оценке технического состояния (пункт 4.4.1 Правил N 583).
В соответствии с пунктом 6.1.1 Правил N 583 мероприятия по подготовке ЗСГО к приему укрываемых включают установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗСГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении N 18.
Материалами дела подтверждается, что с 01.12.2010 на праве оперативного управления ФГКУ "Оптовая база N 46" приняты объекты, находящиеся в федеральной собственности: нежилое здание (блок вспомогательных помещений), расположенное по адресу: Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Лукашова, 22, территория ФГУ комбината "Дружба", общей площадью 1666,3 кв.м., с кадастровым номером 27:22:0020502:456, использующееся в качестве административного корпуса; нежилое помещение (заглубленный склад комбината "Дружба"), общей площадью 123,8 кв.м., расположенное по адресу: Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре, кадастровый номер 27:22:0020503:563. Здание в соответствии с журналом N 170 учета защитных сооружений гражданской обороны (инвентарный номер убежища 28-026) является защитным сооружением гражданской обороны - убежищем вместимостью 100 человек.
При этом при проверке установлено, что казенным учреждением указанные объекты использовались с нарушением требований вышеуказанных нормоположений, находящиеся в оперативном управлении защитные сооружения гражданской обороны содержались в ненормативном состоянии и не готовы к приему укрываемых лиц, что подтверждается актом проверки от 14.03.2023, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.03.2023 и иными доказательствами.
С момента получения в пользование объекта федеральной собственности обязанность по его надлежащему содержанию возлагается именно на пользователя такого имущества, то есть на ФГКУ "Оптовая базаN 46".
Представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи указывают на наличие в действиях казенного учреждения объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (часть 1). При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
С учетом того, что вмененное казенному учреждению правонарушение выявлено прокуратурой 14.03.2023, трехмесячный срок давности привлечения (с учетом объекта правонарушения) к административной ответственности на момент рассмотрения апелляционной жалобы истек.
Согласно части 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В случае истечения срока привлечения к административной ответственности, арбитражный суд отказывает административному органу в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах коллегия отказывает в привлечении ФГКУ "Оптовая база N 46" к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ, в связи с истечением на момент рассмотрения заявления в апелляционный инстанции срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В свою очередь, решение суда первой инстанции в связи с установленным апелляционным судом процессуальным нарушением и переходом к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2023 по делу N А73-4287/2023 отменить.
В удовлетворении требования прокурора города Комсомольска-на-Амуре о привлечении федерального государственного казенного учреждения "Оптовая база N 46" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4287/2023
Истец: Исполняющий обязанности прокурора города Комсомольска-на-Амуре, Прокурор города Комсомольска-на-Амуре
Ответчик: ФГКУ "Оптовая база N 46"