г. Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А40-95289/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, администрации города Котовска Тамбовской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2023 по делу N А40-95289/22
по заявлению Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, администрации города Котовска Тамбовской области
к ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ",
третьи лица: ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "КОМПЬЮЛИНК ИНФРАСТРУКТУРА ТО", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО,
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителей: |
Поздняков А.В. по доверенности от 04.07.2023, Степанова Л.В. по доверенности от 01.02.2023; |
от заинтересованного лица: |
Макарова М.В. по доверенности от 19.01.2023; |
от третьих лиц: |
от Федерального казначейства Седой Е.И., от остальных третьих лиц не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОТОВСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - администрация) и МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - министерство) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ "ФОНД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ" (далее - фонд) о признании незаконным решения правления фонда от 07.02.2022, протокола N 1147 "О возврате Тамбовской областью средств финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленных на реализацию проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры, и об уплате штрафа", которым решено осуществить возврат финансовой поддержки в размере 111 641 920,99 руб. и уплатить штраф в размере 5 582 096,05 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2023 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, администрация и министерство обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители администрации, министерства, фонда и Федерального казначейства в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов, заслушав представителей участников дела, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Из материалов дела следует, что в период с 25.11.2021 по 08.12.2021 Федеральным казначейством в отношении администрации была проведена внеплановая камеральная проверка использования средств фонда на реализацию проекта модернизации систем коммунальной инфраструктуры "Создание объектов децентрализованной системы теплоснабжения города Котовска Тамбовской области".
По итогам проверки администрацией было получено представление Федерального казначейства от 04.03.2022 N 18-01-01/5037.
Согласно данному представлению в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения, администрации предписано принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 01.06.2022, а также принять меры по устранению нарушения, указанного в п. 2 представления путем возврата средств в сумме 111 641 920,99 руб. в бюджет Тамбовской области с последующим перечислением в доход фонда.
Не согласившись с указанным представлением, администрация и министерство обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185- ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" контроль за использованием средств фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Проверку использования средств фонда проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Как следует из материалов дела, между фондом, Тамбовской областью и администрацией заключен договор от 06.06.2017 N 48-КИ "О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры" (далее - договор N 48-КИ).
Согласно указанному договору фонд на основании заявок Тамбовской области от 18.11.2016 N 1.1-02/2974 и от 23.05.2017 N 1.1-02/1476 предоставил Тамбовской области финансовую поддержку за счёт фонда на реализацию проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры.
В рамках реализации договора N 48-КИ между администрацией и ООО "КОМПЬЮЛИНК ИНФРАСТРУКТУРА ТО" заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения и горячего водоснабжения города Котовска Тамбовской области от 11.05.2017 (далее - концессионное соглашение). Основанием заключения концессионного соглашения являлся проведенный конкурс (протоколом от 10.05.2017 N 3 его победителем признан единственный участник - ООО "КОМПЬЮЛИНК ИНФРАСТРУКТУРА ТО").
В соответствии с п. 1.3 договора N 48-КИ фонд предоставил Тамбовской области финансовую поддержку в размере 300 000 000,00 руб. В свою очередь, Тамбовская область и администрация обязались обеспечить использование полученных денежных средств по назначению, выполнять условия договора N 48-КИ и условия предоставления финансовой поддержки, предусмотренные Правилами предоставления финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, утверждёнными постановлением Правительства Российской федерации от 26.12.2015 N1451 (далее - Правила N1451).
Как было указано выше, в период с 25.11.2021 по 08.12.2021 Федеральным казначейством была проведена внеплановая камеральная проверка использования средств фонда на реализацию проекта модернизации систем коммунальной инфраструктуры, по ее итогам был составлен акт от 08.12.2021 N б/н.
Проверкой установлено, что предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта составляет не менее 501 560 600 руб., плата концедента установлена в размере финансовой поддержки фонда - 300 000 000,00 руб. или 59,8% предельного размера расходов (п.п. 4.10, 4.16 концессионного соглашения).
Также в ходе проверки было выявлено значительное превышение стоимости оборудования построенных модульных котельных по сравнению с их рыночной ценой (не фактической при выполнении концессионного соглашения) на 186 660 961,36 руб. Таким образом, Федеральное казначейство пришло к выводу, что стоимость всего проекта должна составлять 314 899 638,64 руб. (501 560 600,00 - 186 660 961,36 = 314 899 638,64). При этом, исходя из действующих размеров софинансирования, плата концедента должна снизиться до 188 309 983,90 руб. (314 899 638,64 х 59,8% = 188 309 983,90), то есть сумма, подлежащая возврату фонду, определена в размере 111 690 016,10 руб. (300 000 000,00- 188 309 983,90 = 111 690 016,10).
По результатам проверки и на основании акта от 08.12.2021 фондом было принято оспариваемое решение N 1147 о возврате средств, кроме того содержащее требование об уплате штрафа в размере 5% от суммы, подлежащей возврату, в размере 5 582 096,50 руб.
25.01.2022 Федеральным казначейством были рассмотрены возражения администрации на акт, и 04.03.2022 ей было внесено представление с требованием осуществить возврат средств в сумме 111 641 920,99 руб. в бюджет Тамбовской области с последующим перечислением в бюджет фонда и представить информацию об исполнении представления в Федеральное казначейство не позднее 10.06.2022.
24.05.2022 администрация обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному казначейству о признании незаконным и отмене представления от 04.03.2022 N 18-01-01/5037, а решением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2022 по делу N А40-109368/22 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А40-109368/22, имеющие в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, установив отсутствие совокупности условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого представления, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что оспариваемый акт является законным, обоснованным, принят в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов администрации и министерства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, администрацией и министерством на момент рассмотрения апелляционных жалоб не представлено. Фактически доводы апелляционных жалоб ставят под сомнение результаты внеплановой камеральной проверки Федерального казначейства, которые уже были признаны достоверными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2022 по делу N А40-109368/22.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2023 по делу N А40-95289/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95289/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОТОВСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "КОМПЬЮЛИНК ИНФРАСТРУКТУРА ТО", УПРАВЛЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное Казначейство