г. Чита |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А58-9346/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) Андреевой А.Н. (доверенность от 28.12.2022), Раднаевой А.И. (доверенность от 28.12.2022), Государственного унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" Парфентьева Е.А. (доверенность от 15.12.2022), Нихачовой И.М. (доверенность от 15.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2023 года по делу N А58-9346/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1031402044145, 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18А, далее - предприятие, ГУП ЖКХ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402072216, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Губина, д. 2, далее - управление, УФНС, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.11.2021 N 09-07/1-Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом изменения, внесенного решением Межрегиональной инспекции ФНС по Дальневосточному федеральному округу от 18.08.2022 N 07-10/2973) в части доначисления НДС за 2 квартал 2018 года в размере 96 607 291 рублей, за 4 квартал 2018 года в размере 54 062 592 рублей, пени по НДС в размере 47 085 798, 05 рублей, штрафа в размере 672 991 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2023 года по делу N А58-9346/2022 заявленные требования удовлетворены.
Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе и дополнении.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения. Судом не учтено, что ГУП "ЖКХ PC (Я)" фактически имущество не создавало и не приобретало, затраты за счет собственных средств не несло, инвестициями не распоряжалось, НДС подрядчикам в стоимости работ (услуг) не оплачивало, а выполняло лишь функции по приему республиканского имущества жилищно-коммунального назначения, как результата бюджетных инвестиций, учитываемых на его балансе на правах хозяйственного ведения, что не признаётся реализацией товара. При таких обстоятельствах, отсутствует факт приобретения товара (работ, услуг), что в свою очередь не влечет возникновение у ГУП "ЖКХ PC (Я)" права на налоговые вычеты из бюджета, поскольку не выполнены условия статьи 171 НК РФ. ГУП ЖКХ РС(Я) не являлось участником инвестиционных правоотношений на этапе создания объектов, входящих в состав инвестиционных программ, так как не являлось получателем бюджетных инвестиций и заказчиком по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ по строительству и иным договорам по объектам, разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию не получало, полномочия заказчика/застройщика не получало (не заключались соглашения по передаче полномочий по п.4 ст.79 БК РФ), соответствующие затраты за счет собственных средств в указанной части не несло, НДС подрядчикам в стоимости работ (услуг) не оплачивало, затраты и соответствующий объект капитального строительства были переданы предприятию уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2011 г. N 226 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)"), то есть только получило результат бюджетных инвестиций.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
В судебном заседании 05.09.2023 объявлен перерыв до 10 час. 50 мин. 12.09.2023, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Определением суда от 12.09.2023 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 00 минут 10 октября 2023 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.08.2023, 06.09.2023, 13.09.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, дополнительного пояснения, возражения на дополнение, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.07.2018 ГУП ЖКХ представлена первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года (рег. N 1907779) с суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет 0 рублей, с суммой к возмещению из бюджета в размере 384 129 717 рублей.
09.08.2018 предприятием представлена первая уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года (рег. N 1907994) с суммой к возмещению из бюджета в размере 384 129 717 рублей.
18.03.2020 ГУП ЖКХ представлена вторая уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года (рег. N 954114680) с суммой к возмещению из бюджета в размере 382 571 994 рублей.
24.01.2019 ГУП ЖКХ представлена первичная налоговая декларация по НДС 4 квартал 2018 года (рег. N 67226788) с суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет в размере 8 929 879 рублей.
19.03.2019 предприятием представлена первая уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2018 года (рег. N 67471861) с суммой налога к уплате в бюджет в размере 8 883 908 рублей.
11.05.2021 налоговым органом принято решение N 09-07/1 о проведении выездной налоговой проверки по НДС за 2 и 4 кварталы 2018 года, которое получено налогоплательщиком 11.05.2021.
Решением N 09-07/1-П1 от 14.05.2021 проведение выездной налоговой проверки приостановлено (получено налогоплательщиком 17.05.2021 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа). Основанием приостановления выездной налоговой проверки явилась необходимость истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) у государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)".
На основании решения N 09-07/1-В1 от 04.06.2021 проведение выездной налоговой проверки возобновлено с 07.06.2021, решение получено налогоплательщиком 07.06.2021 по ТКС, что подтверждается квитанцией о приеме.
Решением N 09-07/1-П2 от 11.06.2021 проведение выездной налоговой проверки приостановлено, решение получено налогоплательщиком 15.06.2021 по ТКС, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа. Основанием приостановления выездной налоговой проверки явилась необходимость истребования документов (информации) в соответствии со пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ у акционерного общества "Республиканская инвестиционная компания".
14.07.2021 вынесено решение N 09-07/1-В2 о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, которое получено налогоплательщиком 23.07.2021 по ТКС, что подтверждается квитанцией о приеме.
Налоговым органом 14.07.2021 вынесено решение N 09-07/1-И1 о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, в связи включением в состав проверяющих лиц старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженностей, решение получено налогоплательщиком 23.07.2021 по ТКС, что подтверждается квитанцией о приеме.
22.07.2021 налоговым органом составлена справка о проведенной выездной налоговой проверке, которая вручена представителю налогоплательщика 22.07.2021.
УФНС России по Республике Саха (Якутия) в соответствии со статьей 101 НК РФ в отношении налогоплательщика составлен акт налоговой проверки N 09-07/1-А от 29.07.2021, в соответствии с которым в нарушение пункта 3.1 статьи 169, пункта 2.1 статьи 170, подпункта 6 пункта 3 статьи 170, пункта 1 статьи 172 НК РФ ГУП ЖКХ неправомерно заявлены вычеты по НДС за 2 квартал 2018 года в сумме 96 607 291 рублей, за 4 квартал 2018 года в сумме 54 062 592 рублей, что привело к неправомерному излишнему возмещению налога из бюджета и неуплате налога.
02.08.2021 акт налоговой проверки вручен представителю ГУП ЖКХ Никитиной Е.Ф.
Налогоплательщиком представлено письменное возражение исх. N 6.14/601 от 30.08.2021 (вх. N 002394 от 30.08.2021).
09.09.2021 в адрес налогоплательщика по ТКС направлено извещение N 09-07/2-И1 от 08.09.2021 о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки 16.09.2021 в 16:00, получено налогоплательщиком 14.09.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
Предприятием 14.09.2021 подано ходатайство N 6.14/646 о переносе времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
15.09.2021 в адрес налогоплательщика по ТКС направлено извещение N 09-07/2-И2 от 14.09.2021 о рассмотрении материалов налоговой проверки 16.09.2021 в 11:00, получено налогоплательщиком 16.09.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
Налоговым органом 16.09.2021 вынесены решение N 09-07/1-Доп о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, решение N 1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, составлен протокол N 1, решения получены налогоплательщиком лично 16.09.2021.
15.10.2021 налоговым органом составлено дополнение к акту налоговой проверки N 09-07/1-Доп, которое получено представителем налогоплательщика 18.10.2021.
Налогоплательщиком представлено письменное возражение исх. N 6.14/780 от 10.11.2021 (вх. N 51889 от 10.11.2021).
22.11.2021 налоговым органом по ТКС направлено извещение о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки 29.11.2021 в 11:00, которое получено налогоплательщиком 25.11.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
29.11.2021 УФНС по Республике Саха (Якутия) в отношении ГУП "ЖКХ РС(Я)" вынесено решение N 09-07/1-Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Предприятие привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 345 983 рублей (с учетом выявленных смягчающих обстоятельств: социальная направленность деятельности налогоплательщика (основным видом деятельности ГУП ЖКХ является обеспечение надежной бесперебойной работы систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса РС (Я)), тяжелое финансовое положение организации (наличие кредиторской задолженности), несоразмерность деяния тяжести наказания (отсутствие задолженности перед бюджетом); установлены излишнее возмещение НДС из бюджета в размере 96 607 291 рублей, неуплата НДС в размере 54 062 592 рублей, начислены пени в размере 47 085 798, 05 рублей. Решение вручено представителю ГУП ЖКХ Никитиной Е.Ф.
ГУП ЖКХ подана апелляционная жалоба от 12.07.2022 N 6.14/397, в котором налогоплательщик просил отменить решение УФНС по Республике Саха (Якутия) от 29.11.2021 N 09-07/1-Р.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу от 18.08.2022 N 07-10/2973@ апелляционная жалоба удовлетворена в части штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 672 991, 50 рублей, в остальной части оставлена без удовлетворения.
Предприятие, не согласившись с решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 29.11.2021 N 09-07/1-Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом изменения, внесенного решением Межрегиональной инспекции ФНС по Дальневосточному федеральному округу от 18.08.2022 N 07-10/2973) в части доначисления НДС за 2 квартал 2018 года в размере 96 607 291 рублей, за 4 квартал 2018 года в размере 54 062 592 рублей, пени по НДС в размере 47 085 798, 05 рублей, штрафа в размере 672 991 рублей, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным в части.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Материалами дела подтверждается, что процедура принятия решения, предусмотренная статьей 101 НК РФ соблюдена, досудебный порядок урегулирования налогового спора предприятием соблюден.
Из материалов дела следует, что налоговой проверкой установлено, что ГУП ЖКХ применены неправомерно налоговые вычеты по НДС за 2 квартал 2018 года в размере 96 607 291 рублей, за 4 квартал 2018 года - в размере 54 062 529 рублей, заявленные предприятием по сводным счетам-фактурам, полученным от государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" (далее - ГКУ РС (Я) "ДРСО") и государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" - правопреемника ГКУ РС (Я) "ДРСО" (далее - ГКУ "СГЗ РС (Я)).
Удовлетворяя заявленные требования и признавая выводы налогового органа неправомерными, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 169, пункта 1, абзаца первого пункта 6 статьи 171, абзаца первого пункта 1, пункта 5 статьи 172 НК РФ, пришел к выводу, что ни технический заказчик (государственный заказчик - ГКУ РС (Я) "ДРСО" и ГКУ "СГЗ РС (Я)), который непосредственно заключает договоры с подрядными организациями, ни инвестор (в лице Республики Саха (Якутия)), который финансирует капитальные вложения путем предоставления бюджетных инвестиций, не могут являться лицами, наделенными правом на налоговый вычет по НДС, поскольку не будут эксплуатировать законченные строительством объекты в отличие от эксплуатирующей организации, т.е. использовать такие объект в деятельности, облагаемой НДС; действительным приобретателем будет являться лицо, для использования в хозяйственной деятельности которого осуществляется строительство (реконструкция) - в спорном случае это ГУП ЖКХ РС (Я) как организация, оказывающая коммунальные услуги по установленному тарифу (государственной регулируемой цене), т.е. осуществляющая платную деятельность, облагаемую НДС.
По результатам повторного рассмотрения дела судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения налогового орган недействительным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
На основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, создания нематериальных активов, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при выполнении работ (оказании услуг) по созданию нематериального актива.
Условия применения налоговых вычетов при исчислении НДС определены пунктом 1 статьи 172 НК РФ, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 5 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Таким образом, подлежит установлению одновременное соблюдение всех условий возможности получения налоговых вычетов, в том числе факт приобретения налогоплательщиком товара (работ, услуг).
Из анализа документов, послуживших основанием для выставления счетов-фактур подрядными организациями в адрес ГКУ PC (Я) "ДРСО" (ГКУ "СГЗ PC (Я)"), следует, что ГКУ PC (Я) "ДРСО" (ГКУ "СГЗ PC (Я)") в качестве Заказчика были заключены государственные контракты и договоры на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ по объектам водо- и теплоснабжения, котельным, канализации и другим объектам недвижимости, а также связанных с этими работами услуг. Подрядчиками выступали иные организации.
Оплата выполненных работ, услуг, осуществлялась напрямую с лицевого счета ГКУ PC (Я) "ДРСО" (ГКУ "СГЗ PC (Я)"), открытого в Федеральном казначействе, на счета подрядчиков с учетом НДС, за счет денежных средств, выделенных из республиканского бюджета в рамках государственной программы.
По окончании строительства объекты были приняты в собственность Республики и переданы ГУП "ЖКХ PC (Я)" на праве хозяйственного ведения.
Источником финансирования строительства данных объектов явились бюджетные средства, которые выделялись не ГУП ЖКХ, а ГКУ PC (Я) "ДРСО"/ГКУ "СГЗ PC (Я)" в рамках государственного заказа, т.е. все работы оплачены за счет бюджетных средств Заказчиком, в том числе НДС, при этом, увеличение уставного капитала ГУП ЖКХ произведено в силу статьи 79 БК РФ в 2020-2021 г.г., т.е. за рамками спорных периодов (2 квартал 2018 года, 4 квартал 2018 год), заявленные ГУП ЖКХ суммы НДС к вычету были фактически предъявлены подрядчиками ГКУ PC (Я) "ДРСО"/ГКУ "СГЗ PC (Я)" и оплачены за счет средств бюджетного финансирования, не могут являться для ГУП ЖКХ реальными затратами.
Таким образом, ГУП "ЖКХ PC (Я)" не выступало стороной в указанных сделках, не принимало работы и услуги, не приобретало основные средства в собственность, не финансировало работы, услуги.
Исходя из фактических обстоятельств дела следует, что для ГУП ЖКХ полученные основные средства на праве хозяйственного ведения за счет средств бюджетного инвестирования не являются реальными затратами, то есть отсутствует факт приобретения товара (работ, услуг), что в свою очередь не влечет возникновение у него права на возмещение налога из бюджета, поскольку не выполнены условия статьи 171 НК РФ.
Невозможность применения налоговых вычетов по НДС также подтверждается следующим.
В рассматриваемом деле покупателем работ (инвестором) является Республика Саха (Якутия) и право собственности на объекты принадлежит ей. Денежные средства из республиканского бюджета в рамках целевой программы по своей правовой природе являются собственностью Республики Саха (Якутия), ГУП ЖКХ PC (Я) не являлось получателем бюджетных средств и заказчиком по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ по строительству спорных объектов, соответствующие затраты за счет собственных средств не несло, НДС подрядчикам в стоимости работ (услуг) не оплачивало, налогоплательщик получил только результат бюджетных инвестиций в виде завершенных объектов, переданных на праве хозяйственного ведения.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае если лицо не является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость либо освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
С учетом того, что субъект РФ не является плательщиком НДС, суммы налога, предъявленные покупателю - Республике Саха (Якутия) в лице ГКУ PC (Я) "ДРСО" (ГКУ "СГЗ PC (Я)"), учитываются в стоимости основных средств в силу прямой нормы подпункта 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ.
Из материалов дела следует и признано налогоплательщиком, что спорные объекты получены ГУП ЖКХ, при этом НДС учтен в стоимости основных средств.
Таким образом, в стоимости основных средств суммы НДС учтены при передаче объектов ГУП ЖКХ на праве хозяйственного ведения, что свидетельствует о том, что в данных правоотношениях Республика Саха (Якутия), как собственник имущества и не плательщик НДС, учла в стоимости переданных объектов суммы НДС при передаче их в хозяйственное ведение ГУП ЖКХ.
Ссылка суда на постановление Правительства PC (Я) от 30.10.2014 N 380 "Об утверждении Положения по определению правообладателей и эксплуатирующих организаций вновь введенных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, построенных за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" не состоятельна, т.к. в указанном постановлении речь идет о вновь введенных объектах, т.е. уже законченных строительством и введенных в эксплуатацию объектах, что свидетельствует об отсутствии определения правообладателя либо эксплуатанта на стадии включения объекта в инвестиционную программу будущего объекта.
Так, согласно указанному Положению передаче на баланс новому балансодержателю подлежат завершенные строительством объекты коммунально-бытового назначения (п. 1.3 Постановления) и затраты по содержанию и эксплуатации завершенных строительством объектов с даты подписания акта приема-передачи согласно пункту 3.4 настоящего Положения возлагаются на нового балансодержателя (п. 1.8 Постановления).
При этом организация-заказчик по завершении строительства объекта обращается в Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) с ходатайством о принятии объекта в государственную собственность Республики Саха (Якутия) завершенного строительством объекта (п.3.1 Постановления).
Таким образом, ГУП "ЖКХ PC (Я)" не являлось стороной договорных отношений при строительстве объектов, а выступало лишь получателем вновь введенных объектов коммунально-бытового назначения на праве хозяйственного ведения.
Каких-либо норм, имеющих правовое значение для налогообложения НДС, указанное постановление и Положение, не содержат.
В силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Соответственно, до момента передачи ему объекта приобретателем являться не будет.
В свою очередь, из материалов дела следует, что спорные объекты были построены в рамках государственных инвестиционных программ, в т.ч. "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012-2019 годы" (далее - Госпрограмма), утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 г. N 970.
В рамках исполнения инвестиционных программ субъекта РФ, действовавших в период с 2001 по 2018 г.г., были выполнены работы по строительству объектов основных средств жилищно-коммунального назначения.
Из содержания указанных Программ не следует, что до начала строительства спорных объектов указанные объекты после ввода его в эксплуатацию будут однозначно переданы ГУП ЖКХ, т.е. судьба объекта и квалификация ГУП ЖКХ как последующего пользователя данными документами не урегулированы.
Так, исходя из госпрограммы установлено, что программа охватывает предоставление услуг жилищно-коммунального комплекса и электроэнергетики на всей территории республики, в состав которой входят 445 административно-территориальных единиц. В отрасли функционируют 143 производственных предприятия и организации государственного (муниципального) сектора. Наиболее крупными поставщиками жилищно-коммунальных услуг в Республике Саха (Якутия) являются: ГУП "ЖКХ Республики Саха (Якутия)", которому принадлежит 50,6% от общего объема оказываемых услуг, ОАО АК "Якутскэнерго", которому принадлежит 17,5%, и предприятия различной формы собственности - 31,9%.
Каких либо соглашений о совместных действий, договоров между Республикой Саха (Якутия) и ГУП ЖКХ по строительству спорных объектов до начала строительно-монтажных работ не заключалось (СМР 2004-2017 годы).
Таким образом, на стадии строительства спорных объектов в рамках государственных инвестиционных программ, ГУП ЖКХ не подразумевалось ни в качестве пользователя, ни в качестве приобретателя объекта.
ГУП ЖКХ РС(Я) не являлось участником инвестиционных правоотношений на этапе создания объектов, входящих в состав инвестиционных программ, так как не являлось получателем бюджетных инвестиций и заказчиком по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ по строительству и иным договорам по объектам, разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию не получало, полномочия заказчика/ застройщика не получало (не заключались соглашения по передаче полномочий по п.4 ст.79 БК РФ), соответствующие затраты за счет собственных средств в указанной части не несло, НДС подрядчикам в стоимости работ (услуг) не оплачивало, затраты и соответствующий объект капитального строительства были переданы предприятию уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2011 г. N 226 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)"), то есть только получило результат бюджетных инвестиций.
Ссылка суда и налогоплательщика на пункт 37 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 и постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 3151/07 к настоящему спору неотносима и учтена быть не может.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.
На основании изложенного решение суда первой инстанции в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования полностью.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2023 года по делу N А58-9346/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.