г. Самара |
|
16 октября 2023 г. |
дело N А55-8378/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" - Коннова Л.А., доверенность от 09.01.2023, диплом (до перерыва), Алферьева С.А., доверенность от 09.01.2023, диплом (после перерыва),
от администрации городского округа Тольятти представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2023 года по делу NА55-8378/2023 (судья Рысаева С.Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1136320007163, ИНН 6321309480) к администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ОГРН 19.05.2003, ИНН 6320001741) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к администрации городского округа Тольятти о взыскании 38 244,81 руб. задолженности по муниципальным контрактам от 05.04.2022 N 584, от 05.04.2022 N 583, от 12.04.2022 N 587, от 12.04.2022 N 588.
Решением от 01.08.2023 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой проси отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что между истцом и ответчиком заключены муниципальные контракты на оказание услуг по управлению МКД (содержание, текущий ремонт, предоставление коммунальных услуг потребленных на содержание общего имущества в многоквартирном доме и отопление временно свободного жилого помещения муниципального жилищного фонда), которым определена стоимость оказываемых услуг.
В связи с этим, применение иного размера платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества МКД является неправомерным.
Оказывая услуги без наличия муниципального контракта, истец не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательств.
Иной подход допускал бы поставку товаров выполнения работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной службе.
Плата расходов за коммунальные услуги (далее- ЖК РФ) по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленным федеральным законом, исходя из объем потребляемых коммунальных услуг определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Нарушение порядка расчета платы лицом, предоставляющим коммунальные услуги, согласно части 7 статьи 157 ЖК РФ не допускается. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кроме этого, в качестве дополнительных доказательств представил соглашения о расторжении муниципальных контрактов, направленных ответчиком в адрес истца, а также ответ Администрации на письмо истца о заключении дополнений к муниципальным контрактам. Указанные документы приобщены к материалам дела на основании абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве возражений на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, представителя ответчика.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
ООО "УК N 1 ЖКХ" является управляющей организацией в жилых многоквартирных домах N 13 по Московскому пр-ту, N 18 по ул. Ворошилова, N 55 по ул. Дзержинского в г Тольятти на основании решении общих собраний собственников помещений, оформленных протоколами
Между администрацией городского округа Тольятти и ООО "УК N 1 ЖКХ" были заключены муниципальные контракты на оказание услуг по управлению МКД (содержание, текущий ремонт, предоставление коммунальных услуг, потребленных на содержание общего имущества в МКД и отопление временно свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда) по следующим адресам: Московский пр-т, д. 13 кв. 285 (муниципальный контракт от 05.04.2022 г. N 584), Московский пр-т, д. 13 кв. 25 (муниципальный контракт от 05.04.2022 г. N 583), ул. Ворошилова, д. 18 кв. 81 (муниципальный контракт от 12.04.2022 г. N 587), ул. Дзержинского, д. 55 кв. 160 (муниципальный контракт от 12.04..2022 г. N 588).
Администрация г.о. Тольятти является собственником жилых помещений в вышеуказанных многоквартирных домах, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости, а также заключенными муниципальными контрактами.
Согласно пункту 3.2.1 контрактов, заказчик обязан принять и оплатить оказанные услуги при отсутствии замечаний по качеству, объему, соответствию оказанных услуг условиям контракта. В свою очередь исполнитель вправе требовать оплаты оказанных надлежащим образом услуг (пункт 3.3.1 контрактов).
В силу пункта 2.3 контрактов оплата оказанных услуг производится заказчиком ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в контракте, по факту оказания исполнителем услуг, в течение десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком акта без замечаний на основании представленного Исполнителем счета-фактуры.
Срок действия контрактов установлен пунктом 10.1 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022, действует до передачи жилого помещения гражданину (наем) по договору социального найма жилого помещения, но не позднее 31.01.2023. С прекращением срока действия контракта прекращаются обязательства сторон, за исключением пункта 2. 3 и раздела 6 контрактов.
Как указал истец, он свои обязательства по муниципальным контрактам за период июль-декабрь 2022 года выполнил в полном объеме. Задолженность администрации г.о. Тольятти за указанный период составила 38 244,81 руб.
В адрес ответчика были направлены акты, счета-фактуры и счета за все периоды задолженности по муниципальным контрактам, что подтверждено я письмами от 26.09. 2022 исх. N 4702, от 10.11.2022 исх. N 5610, от 30.11.2022 исх. N 6095, от 15.12.2022 исх. N 6449.
В связи с отсутствием со стороны ответчика оплаты за указанный выше период по муниципальным контрактам, истец направил в адрес ответчика претензию об оплате задолженности, против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что тарифы на содержание и текущий ремонт утверждаются на общем собрании собственников помещений, либо, при отсутствии таких решений, постановлениями органов местного самоуправления.
При расчете истец применил тарифы с завышением стоимости оказанных услуг, протоколы общих собраний, утверждающих данную стоимость не представлены, при этом ссылается на неверное применение уровня инфляции к тарифу при расчетах оплаты за коммунальную услугу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), статей 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества.
Согласно пункту 29 Правил N 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом, другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статья 44 ЖК РФ).
Судом установлено, что решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресам в городе Тольятти: Московский пр-т, д. 13 кв. 285 Московский пр-т, д. 13 кв. 25, ул. Ворошилова, д. 18 кв. 81, ул. Дзержинского, д. 55 кв. 160, в качестве управляющей организации выбрано ООО "УК N 1 ЖКХ", а также согласованы и утверждены условия договоров управления (протоколы общих собраний от 26.03.2014, от 10.02.2014, от 01.02.2014, соответственно).
Пунктом 4.6 договоров управления установлено, что если договор заключен на срок более 1 года, то размер платы за помещение подлежит обязательному пересмотру на каждый новый год его действия. Решение о пересмотре размера платы за помещение принимается на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации не позднее 20 января каждого года и оформляется решением общего собрания собственников. Размер платы за помещение устанавливается на срок не менее чем один год.
В период с 30.04.2016 по 03.05.2016 в многоквартирном доме N 13 по Московскому пр-ту, в период с 23.05.2016 по 23.06.2016 в многоквартирном доме N 18 по ул. Ворошилова, в период с 06.06.2016 по 06.07.2016 в многоквартирном доме N 55 по ул. Дзержинского были проведены общие собрания собственников помещений об утверждении условий дополнительного соглашения к договору управления.
В соответствии с пунктом 2.12 ( пунктами 2.11, 2.10 соответственно) дополнительного соглашения N 1 от 01.05.2016 ( N 1 от 24.06.2016, N1 от 06.07.2016 соответственно) к договорам управления указанными выше домами, если собственники помещений с многоквартирном доме в срок до 20 января не провели общее собрание по вопросу установления (пересмотра) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения либо не приняли решение, то управляющая организация вправе на период с 1 января по 31 декабря установить размер платы за содержание и ремонт, установленный органом местного самоуправления. В отсутствие ежегодного нормативного документа органа местного самоуправления об установлении платы за жилое помещение управляющая организация вправе самостоятельно проиндексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на индекс инфляции.
Условиями дополнительных соглашений предусмотрено, что они являются неотъемлемой частью договоров управления многоквартирными домами.
Данные решения общих собраний являются действующими, в порядке части 6 статьи 46 ЖК РФ никем из собственников многоквартирных домов не обжаловались.
В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений.
24.12.2020 было принято постановление администрации г.о.Тольятти N 3935-п/1 "О плате за содержание жилого помещения муниципального (государственного) жилищного фонда городского округа Тольятти", действующее с 01.01.2021.
Иного постановления органом местного самоуправления, действующего с 01.01.2022, принято не было, следовательно отсутствует ежегодный нормативный документ об установлении платы за содержание жилого помещения.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер такой платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичные условия содержатся в пункте 31 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
При этом размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме относится к существенным условиям договора управления, заключаемого между управляющей организацией и собственниками жилья.
В соответствии со статьями 161 и 162 ЖК РФ договор управления с собственниками помещений многоквартирного дома заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений дома. Условия договора управления являются одинаковыми для всех собственников помещений.
Таким образом, собственниками помещений в спорных многоквартирных домах на их общих собраниях в 2016 году приняты решения о согласовании условий дополнительных соглашений, предусматривающих право управляющей организации в случае, если собственники помещений с многоквартирном доме в срок до 20 января не провели общее собрание по вопросу установления (пересмотра) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения либо не приняли решение, а также в отсутствие ежегодного нормативного документа органа местного самоуправления об установлении платы за жилое помещение, самостоятельно проиндексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на индекс инфляции.
На основании данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат РФ), содержащихся на официальном сайте rosstat.gov.ru, индекс потребительский цен в декабре 2021 года по сравнению с декабрем 2020 года составил 108,39 %.
Кроме того, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат РФ), в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р, Росстатом разрабатывается показатель "Индекс потребительских цен" (ИПЦ), который используется в качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации.
В связи с тем, что собственники помещений в спорных многоквартирных домах в срок до 20 января 2022 года не провели общее собрание по вопросу установления (пересмотра) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2022 год, а также в связи с отсутствием ежегодного нормативного документа органа местного самоуправления об установлении платы за жилое помещение, истец, являясь управляющей организацией в спорных многоквартирных домах, с 01.07.2022 проиндексировал тарифы размера платы за содержание и текущий ремонт в соответствии с индексом роста потребительских цен по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат РФ) на 8,39%.
Принимая решения на общих собраниях об утверждении дополнительных соглашений к договорам управления с пунктами 2.12 (2.13) в приведенной выше редакции, собственники помещений в спорных многоквартирных домах фактически приняли решение об индексации размера платы за содержание общего имущества на индекс инфляции.
Прямого запрета на изменение платы на таких условиях, в том числе без проведения и созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, положения пункта 7 статьи 156 ЖК РФ не содержат.
При этом условия дополнительных соглашений к договорам управления, содержащиеся в пунктах 2.12. (2.13), не имеют отношения к публичным интересам либо интересам неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Пункт 18 данного Постановления определяет, что не подлежит применению решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении существенного условия договора управления многоквартирным домом о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, признанное недействительным решением суда. В этом случае плата за содержание жилого помещения подлежит перерасчету исходя из порядка определения размера платы, определяемого в соответствии с прежними условиями договора управления многоквартирным домом.
Как указано выше, порядок определения и изменения размера платы, а именно порядок ее индексации и изменения, утвержден решениями собственников помещений на общем собрании. Указанный порядок определения размера платы истцом не изменялся в одностороннем порядке, а решения общего собрания и условия дополнительных соглашений к договорам управления, устанавливающих данный порядок, недействительными в судебном порядке не признаны.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение истцом индекса потребительских цен основано на принятых собственниками решениях о согласовании условий дополнительных соглашений к договорам управления, не нарушает действующих норм закона, прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах, и не может расцениваться как одностороннее волеизъявление.
Применение истцом индекса потребительских цен к установленному размеру платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, не является повышением размера платы, поскольку сам размер платы, утвержденный постановлением администрации г.о.Тольятти от 24.12.2020 N 3935-п/1, а именно - 24,02 руб. в расчете за 1 кв.м., начиная с его утверждения, оставался неизменным.
С 01.07.2022 истцом был проиндексирован размер платы за содержание общего имущества (в том числе текущего ремонта), утвержденный постановлением администрации г.о.Тольятти от 24.12.2020 г. N 3935-п/1., на индекс потребительских цен, что также предусмотрено пунктом 2.13 протокола внеочередного общего собрания собственников жилых и нежилых помещений от 31.05.2016.
Необходимость применения коэффициента инфляции носит вынужденный характер, вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от управляющей организации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного суда РФ от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677, от 21.11.2019 N 307-ЭС19-11346, от 12.07.2021 N 307-ЭС21-10186.
Нормами действующего гражданского законодательства установлен принцип возмездного перехода ценностей в гражданском обороте, согласно которому приобретатель, получивший в свою собственность имущество (работы, услуги), обязан предоставить прежнему собственнику встречное исполнение в виде оплаты стоимости перешедшего к нему имущества (работ, услуг). Уклонение от предоставления встречного исполнения влечет обогащение одного лица за счет другого, что является недопустимым.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно указал, что ответчик был обязан ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества. Поскольку такого возмещения не происходило, на стороне ответчика образовалась задолженность, которую он обязан оплатить в заявленном истцом размере.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ.
В данном случае необходимость применения коэффициента инфляции носит вынужденный характер, вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от управляющей организации.
При наличии указанных обстоятельств у истца возникает право требования неосновательного обогащения (расходы на отопление, содержание, ремонт) от собственника имущества, которое может быть взыскано в судебном порядке.
Довод ответчика о том, что на взаимоотношения истца и ответчика должен распространяться Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 4 ЖК РФ муниципальные образования являются участниками жилищных отношений. Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен в пунктах 1-13 части 1 статьи 4 ЖК РФ. При этом статьей 8 ЖК РФ закрепляет приоритет норм ЖК РФ по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги.
Ссылка ответчика на отсутствие договорных отношений, как на основание освобождения ответчика от несения расходов на содержание общего имущества, несостоятельна, поскольку ответчик обязан ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирными домами, содержанию общего имущества. Данная позиция подтверждена пункта 12 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22. Поскольку такое возмещение не происходит, на стороне ответчика возникает неосновательное обогащение за счет истца, подлежащее возврату на основании статьи 1102 ГК РФ.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N21, отсутствие у юридического лица (учреждения) денежных средств (бюджетного финансирования) нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения денежного обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2023 года по делу N А55-8378/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8378/2023
Истец: ООО "Управляющая компания N1 жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти