г. Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А41-10882/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от ТСЖ "Триада" - Казеев А.Я. председатель, приказ от 01.08.2022, паспорт,
от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов - Ложкомоева Е.Г. по доверенности от 23.12.2022, паспорт, диплом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Триада" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2023 по делу N А41-10882/23,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Триада" (далее - ТСЖ "Триада", ответчик) с требованиями: о взыскании денежных средств, оплаченных собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Горького, д. 5. в качестве взносов на капитальный ремонт за период с мая 2014 года по декабрь 2018 года в размере 1 535 045, 42 руб. со специального счета N 40705810802120000004 открытого в ПАО "Банк Уралсиб"; об обязании Ответчика предоставить Фонду отчеты по сбору и перечислению взносов на капитальный ремонт собственниками помещений на специальный счет за периоды: декабрь 2017 года, январь 2018 года, январь - февраль 2019 года. с указанием информации, перечисленной в п. 3 ст. 3.1 Закона N 66/2013-ОЗ. по акту приема-передачи; о взыскании с ответчика в пользу Фонда судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 34 350 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют ПАО "Банк Уралсиб", администрация городского округа Серпухов Московской области, Главное Управление Московской Области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.08.2023 исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Триада" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
Представитель ТСЖ "Триада" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Фонда возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ТСЖ "Триада".
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049 годы", опубликованным на официальном Интернет-портале Правительства Московской области www.mosreg.ru 30.01.2014 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Горького, д. 5 (далее - МКД), включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений МКД возникла с 01.05.2014.
Постановлением администрации городского округа Серпухов Московской области от 14.10.2020 N 3680 "О внесении изменений в постановление Главы городского округа Серпухов от 29.05.2020 N 1835 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", признании утратившим силу постановление Главы Серпухова от 11.04.2014 N 595 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (с изменениями от 20.01.2017 N 63, от 20.11.2017 N 2505) формирование фонда капитального ремонта МКД определено на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - Фонд).
В соответствии с ч. 4 ст. 172 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора ведет реестр специальных счетов на территории Московской области порядок осуществления жилищного надзора осуществляется согласно постановлению Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московскойобласти" и возлагается на Государственную жилищную инспекцию Московской области. Согласно сведениям размещенным на сайте Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ МО) www.gzhi.mosreg.ru, информация по МКД в реестре действующих специальных счетов отсутствует.
Протокол общего собрания собственников МКД, оформленный надлежащим образом, в адрес Фонда не поступал.
Таким образом, решение собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора па специальный счет не реализовано.
Письмами от 10.04.2019 N 08Исх-9796/К и N 08Исх-9787/К ГЖИ МО уведомило Фонд о нарушениях, допущенных при оформлении протокола общего собрания собственников МКД. Письмом от 16.04.2019 N ИСХ-5417/25 Фонд направил указанную информацию в адрес председателя ТСЖ "Триада".
Договорные отношения между Фондом и ТСЖ "Триада" отсутствуют. Агентский договор между Фондом и ТСЖ "Триада" не заключен. Фонд не давал поручения ТСЖ "Триада" осуществлять начисления по взносам на капитальный ремонт собственникам помещений в МКД.
Письмом от 12.11.2020 N ИСХ-19871/25 Фонд направил в адрес председателя ТСЖ "Триада" требование с указанием перевести собранные денежные средства по статье "Взнос па капитальный ремонт" на расчетный счет Фонда и предоставить информацию о начисленных и оплаченных взносах на капитальный ремонт.
В адрес Фонда была предоставлена информация об оплаченных взносах на капитальный ремонт за период с мая 2014 года по декабрь 2018 года на сумму 1 535 045,42 руб. При этом отсутствуют отчеты о начисленных и оплаченных взносах собственников помещений МКД за периоды: декабрь 2017 года, январь 2018 года, январь - февраль 2019 года.
Кроме того, в адрес Фонда предоставлены документы по проведенному капитальному ремонту в МКД. К учету из них могут быть приняты следующие работы: замена канатоведущего шкива и тяговых канатов лифта, установка узла учета ХВС и демонтаж-монтаж труб лежака ХВС при предоставлении документов, а именно: протоколов общих собраний собственников помещений МКД о проведении капитального ремонта, актов КС-2, КС-3, документов, подтверждающих оплаты выполненных работ. Указанные документы в адрес Фонда не предоставлены.
Согласно банковской выписке ПАО "Банк Уралсиб" на специальный счет N 40705810802120000004 перечислялись взносы собственников других многоквартирных домов, определить сумму перечисленных взносов собственниками помещений МКД не представляется возможным.
На основании ч. 7 ст. 173 ЖК РФ при изменении способа формирования фонда капитального ремонта владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок передачи документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта указан в ст. 3.1 3акона N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон N 66/2013-ОЗ). Согласно положений указанной статьи при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных ЖК РФ, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.
Документы и информация подлежат передаче в электронном виде и на бумажном носителе.
В п. 3 ст. 3.1 Закона N 66/2013-ОЗ определено, что владелец специального счета в течение четырнадцати календарных дней с даты перечисления средств фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора обязан передать региональному оператору следующую информацию:
1) о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме;
2) о задолженности по их оплате; 3) о размере уплаченных пеней; 4) об остатке средств на специальном счете; 5) о всех операциях по данному специальному счету;
6) документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет.
Поскольку обязательства по перечислению денежных средств, а также по предоставлению отчетов по сбору и перечислению взносов на капитальный ремонт за весь период действия специального счета Ответчиком в добровольном порядке не исполнены, Фондом была направлена претензия N ИСХ-28796/33 от 26.10.2022.
Поскольку собранные взносы на капитальный ремонт собственников помещений МКД на счет Фонда не перечислены и информация о размере обязательств каждого собственника помещения в данном многоквартирном доме с указанием суммы имеющейся задолженности и периода такой задолженности за период действия специального счета в адрес Фонда не поступала, Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в связи со следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
На основании ч. 7 ст. 173 ЖК РФ при изменении способа формирования фонда капитального ремонта владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Порядок передачи документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта указан в ст. 3.1 Закона Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон N 66/2013-ОЗ). Согласно положениям указанной статьи при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных ЖК РФ, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта.
В п. 3 ст. 3.1 Закона N 66/2013-ОЗ определено, что владелец специального счета в течение четырнадцати календарных дней с даты перечисления средств фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора обязан передать региональному оператору следующую информацию: 1) о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме; 2) о задолженности по их оплате; 3) о размере уплаченных пеней; 4) об остатке средств на специальном счете; 5) о всех операциях по данному специальному счету; 6) документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет.
Согласно ч. 10 ст. 173 ЖК РФ владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации городского округа Серпухов Московской области от 14.10.2020 N 3680 "О внесении изменений в постановление Главы городского округа Серпухов от 29.05.2020 N 1835 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", признании утратившим силу постановление Главы Серпухова от 11.04.2014 N 595 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (с изменениями от 20.01.2017 N 63, от 20.11.2017 N 2505) (далее - Постановление администрации городского округа Серпухов Московской области от 14.10.2020 N 3680) в отношении вышеуказанного многоквартирного дома был изменен способ формирования фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора.
Указанное постановление в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано. Доказательств обратного не представлено.
Фонд письмом направил ответчику требование исполнить обязанность, предусмотренную частями 7, 10 ст. 173 ЖК РФ.
В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств перечисления денежных средств и предоставления документов истцу.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Из анализа п. 1 ст. 1102 ГК РФ следует, что для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие трех условий: 1) приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; 2) приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (потерпевшего), имущество которого уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать; 3) отсутствие правовых оснований для получения имущества, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, происходит неосновательно.
Следовательно, при рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения подлежат установлению факты уменьшения имущества истца и его неосновательного приобретения ответчиком. Для возникновения обязательства важен сам факт безвозмездного перехода имущества от одного лица к другому или сбережения имущества одним лицом за счет другого при отсутствии к тому правовых оснований.
Возражая против удовлетворения исковых требований ТСЖ "Триада" указало, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Горького, д. 5, был проведен капитальный ремонт, предоставило рабочую документацию на проведение капитального ремонта.
29.03.2023 состоялся комиссионный осмотр МКД с участием представителей Фонда, ТСЖ "Триада", подрядной организации ООО "Лифтовой альянс", органа местного самоуправления, Государственного бюджетного учреждения Московской области "Управление технического надзора капитального ремонта", о чем составлен акт осмотра. По результатам осмотра МКД было установлено следующее:
- договор подряда от 06.08.2018 N 1 с Калиновым А.А. на выполнение работ по системе водоотвода (ливневая канализация) с разборкой мягкой кровли многоквартирного дома. Ремонт выполнен частично, в рамках текущего ремонта;
- договор от 05.07.2018 N 7 с индивидуальным предпринимателем Керженцевым А.П. на выполнение работ по ремонту фундамента и фасадной части многоквартирного дома. Ремонт выполнен частично, в рамках текущего ремонта;
- договор от 15.03.2016 N 03 с ООО "ВоБлаго" на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем МКД. Ремонт выполнен частично (в подвальном помещении - выполнено, в чердачном помещении - работы не проводились);
- договор от 10.09.2018 N П13/18 с ООО "СМЭЛ" на выполнение работ по замене канатоведущего шкива и тяговых канатов МКД. Ремонт выполнен частично, в рамках текущего ремонта;
- договор от 26.09.2016 N 15 с ООО "СМК" на выполнение работ по монтажу узла учета тепловой энергии, работы выполнены на сумму 377 254 руб. и могут быть приняты Фондом при предоставлении полного комплекта технической документации и документов, подтверждающих оплату выполненных работ;
- договор от 01.06.2016 N 06 с ООО "ВоБлаго" на выполнение работ по косметическому ремонту мест общего пользования МКД. Работы выполнены в рамках текущего ремонта;
- договор от 31.01.2016 N 01 с ООО "ВоБлаго" на выполнение работ по модернизации систем освещения в МКД. Ремонт выполнен частично в рамках текущего ремонта;
- договор от 08.08.2017 N 053-КВ с ООО "КВАНТЭМ", произведены работы по оборудованию узла автоматического управления центрального отопления МКД. Работы выполнены на сумму 20 800 руб. и могут быть приняты Фондом при предоставлении полного комплекта технической документации и документов, подтверждающих оплату выполненных работ.
При осуществлении строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией и выполненными на основании указанных видов документации работами ведется исполнительная документация (ч. 1.4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приемка выполненных работ по капитальному ремонту осуществляется Фондом в соответствии с "Регламентом по осуществлению приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", утвержденным Министром жилищно-коммунального хозяйства Московской области 07.10.2016 (далее - Регламент).
Приложением N 5 к Регламенту установлен перечень исполнительной документации, к которой относятся: 1. Опись документов; 2. Акт приемки выполненных работ на объекте; 3. Приказ о назначении ответственных лиц и приказ о назначении приемочной комиссии; 4. Доверенности (на всех уполномоченных лиц);
5. Исполнительная смета, КС-6а; 6. Общий журнал работ; 7. Журнал приема населения;
8. Журнал входного контроля материалов; 9. Проектная и (или) сметная документация;
10. Акт открытия объекта; 11. Акт передачи проектной и (или) документации подрядной организации. 12. Проект производства работ (при наличии); 13. Паспорта и сертификаты на применяемые материалы; 14. Договор на вывоз мусора, талоны на вывоз мусора;
15. Договоры поставки оборудования (материалов), накладные, счета, счета-фактуры на оборудование (материалы), поставляемое по цене поставщика.
Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД- 11-05-2007) утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 N 7.
Таким образом, до предоставления ТСЖ "Триада" документов, указанных в п. 1 - 15 Приложения N 5 к Регламенту, работы по установке узлов учета холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и установке узла автоматического управления центрального отопления не могут быть приняты Фондом.
Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается факт сбережения ответчиком денежных средств в размере 1 535 045, 42 руб. за счет собранных на специальном счете взносов на капитальный ремонт без соответствующих правовых оснований для их получения.
Вместе с тем доказательств возврата ответчиком этих денежных средств в материалы дела также не представлено.
В отзыве на исковое заявление в суде первой инстанции ответчик ссылался на истечение срока исковой давности.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил данный довод ответчика ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Пунктом 1 ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности, который составляет три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Постановлением администрации городского округа Серпухов Московской области от 14.10.2020 N 3680 в отношении вышеуказанного многоквартирного дома был изменен способ формирования фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора.
Судом первой инстанции верно учтено, что при данных обстоятельствах срок исковой давности начинает течь с 14.10.2020, таким образом, срок исковой давности истцом не попущен.
Ссылка ТСЖ "Триада" о нарушении его прав отказом в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетеля бывшего председателя указанного Товарищества Писарева Л.П. несостоятельна, так как при рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения подлежат установлению факты уменьшения имущества истца и его неосновательного приобретения ответчиком. Для возникновения обязательства важен сам факт безвозмездного перехода имущества от одного лица к другому или сбережения имущества одним лицом за счет другого при отсутствии к тому правовых оснований.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2023 по делу N А41-10882/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10882/2023
Истец: "Фонд Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов"
Ответчик: ТСЖ "Триада"
Третье лицо: ОАО "БАНК УРАЛСИБ", Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция"