г. Владимир |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А43-29392/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.03.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2023 по делу
N А43-29392/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пилар" (ИНН 7703711642, ОГРН 1097746775422) о признании недействительным решения администрации города Нижнего Новгорода от 23.08.2023 NИсх-07-06-436364/2.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Пилар" (далее по тексту - Общество) обратилось в администрацию города Нижнего Новгорода (далее по тексту - Администрация) с заявлением о выдаче разрешения на размещение сооружения связи (некапитального антенно-мачтового сооружения (опоры) связи высотой до 30 метров) на земельном участке площадью 9 кв.м., расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул.Богородского, в 33 метрах севернее д.8 корп.1 сроком на 3 года, без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Администрация письмом от 23.08.2023 N исх-07-06-436364/23 отказала в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка со ссылкой на подпункт "в" пункта 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 N 213 (далее - Положение N 213), указав, что расстояние от планируемого объекта до теплотрассы не соответствует установленным требованиям, а также ввиду предполагаемого размещения объекта на элементах озеленения.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 14.12.2023 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что данные геоинформационного портала города Нижнего Новгорода подтверждают факт расположения запрашиваемого Обществом места размещения сооружения связи в границах объекта благоустройства - газона в квартале улиц Богородского-Ивлисва-Овраг, включенного в перечень объектов озеленении Советского района города Нижнего Новгорода. Кроме того, в границы формируемого земельного участка частично входит объект дорожной инфраструктуры - тротуар.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута (публичного) в целях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
К таковым отнесены и линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
На территории Нижегородской области в соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации разработано Положение N 213.
В силу пункта 3 указанного Положения заинтересованное в размещении объекта физическое или юридическое лицо обращается в уполномоченный орган (лично или с использованием почтовой связи) по месту предполагаемого размещения объекта с заявлением. Заявление также может быть подано путем направления электронного документа на официальную электронную почту уполномоченного органа.
Заинтересованным лицом при размещении антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, выступает оператор сотовой связи.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Положения N 213 установлено, что решение об отказе в размещении объекта принимается в, том числе в случае, если размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня) либо к нарушению транспортных или пешеходных связей и существующих объектов благоустройства.
В соответствии с пунктами 12, 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Решением городской Думы г.Нижнего Новгорода от 26.12.2018 N 272 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород (далее - Правила N 272).
Согласно пункту 1.11 Правил N 272 к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству территории, в том числе: земельные участки; здания, строения, сооружения; территории общего пользования; прилегающие территории; детские и спортивные площадки, зоны отдыха; площадки для выгула животных; парковки; улицы (в том числе пешеходные), проезды, дороги, велосипедные дорожки; парки, скверы, бульвары, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных сетей и коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки.
В силу пункта 1.12 указанных Правил N 272 к элементам благоустройства относятся: элементы озеленения; покрытия; ограждения (заборы); малые архитектурные формы; элементы освещения; средства размещения информации и рекламные конструкции; некапитальные строения и сооружения.
В силу пункта 1.10 Правил N 272 к элементам озеленения относятся: зеленые насаждения (древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая растительность в парках, на бульварах, в скверах, садах, цветниках и на газонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники); цветники и иные приспособления для выращивания зеленых насаждений.
Статьей 105 ЗК РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий.
Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно статьям 10, 23 ГрК РФ документы территориального планирования среди прочего должны содержать зоны с особыми условиями использования.
В статье 30 ГрК РФ указано, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки. Установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Согласно статье 107 Земельного кодекса РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Порядок внесения сведений в реестр о зонах регулируется статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что внесение в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территорий по заявлению заинтересованного лица осуществляется только в случаях, предусмотренных статьей 32 Закона N 218-ФЗ, в том числе в случае принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В связи с чем, принятие решения об установлении охранной зоны вокруг рассматриваемого для предоставления земельного участка и внесение сведений об этих зонах в государственный кадастровый реестр, а также в документы градостроительного зонирования территории является обязательным для начала действия ограничений, предусмотренных видом охранной зоны.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2022 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Часть 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ предусматривает, что зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2022 нормативными правовыми актами, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 названной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции Закона N 342-ФЗ).
В соответствии с частью 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2022 установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования данного федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 указанной статьи.
Как следует из материалов дела, Администрация, отказывая Обществу в выдаче разрешения на использование земельного участка на размещение объекта без предоставления земельного участка и установления сервитутов, на срок три года, указала на то, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий - охранных зон: тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, водопровода, кроме того, его размещение нарушит элементы озеленения.
Между тем в оспариваемом решении не указано, какие именно зоны с особыми условиями использования территории установлены на земельном участке, в отношении которого Обществом подано заявление о выдаче разрешения на предоставление земельного участка в целях размещения объекта связи. Также не представлены доказательства принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об установлении на испрашиваемом участке зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно информации, содержащейся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области (https://gisogdno.ru), следует, что на территории испрашиваемого земельного участка, отсутствуют установленные зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 4.5. части 17 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство не требуется для размещения антенных опор, мачт и башен, высота которых менее 50 м.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи, сооружений связи, которые не являются особо опасными технически сложными объектами связи.
Таким образом, антенная опора не является технически сложным или особо опасным объектом, т.к. имеет высоту 30 м и не требует выдачи разрешения на строительство.
Таким образом, поскольку для возведения спорного объекта связи не требуется разрешения на строительства, в соответствии с пунктом 11 Перечня N 1300, данный объект подлежит размещению на земельном участке без его предоставления и установления сервитута.
Как следует из оспариваемого письма, отказ в выдаче разрешения на размещение спорного объекта мотивирован, в том числе, тем, что расстояние по горизонтали до инженерных сетей (водопровода, теплотрассы, электрокабеля) следует принимать согласно СП 42.13330.2016 (пункт 12.35 СП 42.13330.2016). Однако поскольку планируемый к размещению объект является движимым имуществом, на него не распространяются требования, предусмотренные для строительства объектов недвижимости (объектов капитального строительства), в том числе СП 42.13330.2016.
В оспариваемом решении об отказе Администрация также ссылается на подпункт "в" пункта 10 Положения N 213, который в качестве основания для отказа предусматривает тот случай, когда размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (за исключением размещения объектов, указанных в пункте 4 Перечня) либо к нарушению транспортных или пешеходных связей и существующих объектов благоустройства.
Однако деятельность по благоустройству территории муниципального образования город Нижний Новгород включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территории муниципального образования город Нижний Новгород, выполнение мероприятий по благоустройству и содержанию территории муниципального образования город Нижний Новгород, объектов благоустройства (пункт 1.6 Правил N 272).
Довод Администрации, что размещение сооружения связи планируется в границах территории, на которой расположены газон и травянистая растительность, являющиеся элементами озеленения, и такое размещение объекта приведет к их нарушению, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку по смыслу регионального законодательства основанием для отказа в выдаче разрешения является нарушение объекта благоустройства.
Из оспариваемого решения не следует, какой именно объект благоустройства будет нарушен размещением антенно-мачтового сооружения.
Из представленных в дело фотоснимков усматривается, что земельный участок, рассматриваемый в целях предоставления, представляет из себя пустырь, на котором отсутствуют какие-либо объекты благоустройства.
Вопреки мнению Администрации травянистая растительность не является объектом благоустройства по смыслу пункта 1.11 Правил N 272, а относится к зеленым насаждениям и составляет элементы озеленения (пункт 1.10 Правил N 272).
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Администрации от 23.08.2023 N исх-07-06-436364/23 об отказе в размещении объекта не соответствует требованиям законодательства и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2023 по делу N А43-29392/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29392/2023
Истец: ООО "ПИЛАР"
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: ООО "ПИЛАР"