город Москва |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А40-180644/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
судей Захарова С.Л., Лапшиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печкуровым Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мирзаева Афгана Таги-оглы на определение Арбитражного суда города Москвы от 14 августа 2023 года по делу N А40-180644/23 о принятии к производству материалов заявления гражданина Мирзаева Афгана Таги-оглы о признании его несостоятельным (банкротом) в части отказа в утверждении СРО.
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) Мирзаева Афгана Таги-оглы (ИНН 7713728636570, СНИЛС 073-984-616 11)
при участии в судебном заседании:
согласно протоколу судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы 10.08.2023 г. поступило заявление гражданина Мирзаева Афгана Таги-оглы (ИНН 7713728636570) о признании его банкротом.
В материалы дела представлено платежное поручение N 67068 от 10.08.2023, согласно которому должником на депозитный счет суда внесены денежные средства в размере 25 000 руб. в счет выплаты вознаграждения финансового управляющего.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14 августа 2023 года по делу N А40-180644/23 принято к производству заявление гражданина Мирзаева Афгана Таги-оглы о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждении производства по делу. Заявление назначено к рассмотрению в судебном заседании на 14.09.2023 на 16 час. 25 мин. Должнику предложено представить оформленное в письменном виде заявление о возможности отнесения перечисленных на депозит Арбитражного суда г. Москвы денежных средств к настоящему делу о банкротстве (с указанием номера дела и реквизитов платежа).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Мирзаев Афгана Таги-оглы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное определение суда первой инстанции отменить в части отказа в утверждении СРО и назначении финансового управляющего из числа ААУ "Гарантия".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу, апелляционный суд считает доводы жалобы необоснованными в силу следующего.
Принимая заявление о признании должника банкротом, руководствуясь положениями ст.ст.32, 213.3-213.5 Закона о банкротстве, ч. 1 ст.223 АПК РФ, суд признал наличие оснований для принятия заявления должника в производство.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении положений п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" отклоняются апелляционным судом как основание для отмены судебного акта в части как основанное на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 32 Закона о банкротстве, ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Пунктом 5 статьи 37 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Закон N 482-ФЗ) предусмотрено, что в целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.
Как следует из пункта 6 статьи 4 Закона N 482-ФЗ, до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется судом при подаче заявления должника.
В дальнейшем законодатель внес изменения в пункты 5 и 6 статьи 4 Закона N 482-ФЗ путем принятия Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым положения абзаца одиннадцатого пункта 2 и пункта 5 статьи 37 Закона о банкротстве (в редакции названного Федерального закона) применяются по истечении шестидесяти дней с даты опубликования утвержденного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника.
До истечения шестидесяти дней с даты опубликования утвержденного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение - саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется судом при подаче заявления должника.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" пункт 4 статьи 213.4 и пункт 3 статьи 213.5 Закона о банкротстве предусматривают, что в заявлении о признании должника банкротом указывается только саморегулируемая организация, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган, должник при подаче заявления о признании гражданина банкротом не наделены правом выбора конкретной кандидатуры финансового управляющего.
Таким образом, действующая редакция Закона о банкротстве относит к компетенции суда, а не должника определение саморегулируемой организации, из числа членов которой подлежит утверждению арбитражный управляющий, при подаче заявления должника, у должника отсутствует право выбора саморегулируемой организации при подаче заявления должника.
Цель введения законодателем данного порядка выбора кандидатуры арбитражного управляющего по заявлению самого должника о признании его несостоятельным (банкротом) направлена на устранение влияния должника на выбор кандидатуры финансового либо конкурсного управляющего и утверждение независимых арбитражных управляющих.
Верховным Судом РФ последовательно подтверждается позиция о необходимости судебного контроля для недопущения действий, направленных на осуществление контролируемых банкротств, в том числе через пользование приоритетом в определении кандидатуры арбитражного управляющего (пункт 27 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2017 N 305-ЭС16-15945, от 17.03.2017 N 305-ЭС16-19572).
Такое регулирование направлено на обеспечение подлинной независимости управляющего, предотвращение потенциального конфликта интересов, то есть на устранение всяких сомнений по поводу того, что управляющий, предложенный должником, в приоритетном порядке будет учитывать интересы последнего, ущемляя тем самым права гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов (абзац 12 пункта 27.1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", суд не может допускать ситуации, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости у суда имеются существенные и обоснованные сомнения.
Названная правовая позиция получила свое органическое развитие в пункте 27.1 Обзора дел с участием уполномоченного органа, где указано что при подаче заявления как должником, так и его аффилированным лицом кандидатура финансового управляющего определяется посредством случайного выбора.
Таким образом, учитывая, что закон выдвигает к управляющему требование о независимости от должника (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", пункт 27.1 Обзора дел с участием уполномоченного органа, пункт 12 Обзора дел по включению требований контролирующих лиц), предложенная должником как СРО, так и конкретная кандидатура, не может быть утверждена судом.
На момент принятия судом заявления о признании должника банкротом, вопрос об определении саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, разрешается судом самостоятельно.
Арбитражный управляющий утверждается из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом. До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.
Поскольку на момент принятия заявления к производству указанный порядок уполномоченным государственным органом не установлен, суд самостоятельно выбирает (путем случайного выбора).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов определения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о вынесении судом первой инстанции судебного акта, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 176,266-268,269,270,271,272 АПК РФ, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы Москвы от 14 августа 2023 года по делу N А40-180644/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мирзаева Афгана Таги-оглы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180644/2023
Должник: Мирзаев Афган Таги-оглы
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63780/2023