г. Владимир |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А43-430/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богуновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С
рассмотрев апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2023 по делу N А43-430/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское страхование" (ОГРН: 1027806865481, ИНН: 7813171100) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" (ОГРН: 1025203038398, ИНН: 5260073659) о взыскании 747 171 руб. 35 коп.,
при участии представителей от сторон:
от истца - Горячева Ю.Г., доверенность от 01.02.2023 N 24/23 сроком действия по 31.12.2024, диплом от 23.06.2003 N 38697;
от ответчика - Воробьева К.Б., по доверенности от 11.09.2023, сроком действия по 31.10.2023, представлен диплом от 17.04.1999 N 11-72, свидетельство о заключении брака от 24.08.1996,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское страхование" (далее - ООО "Капитал МС", Общество, Страховая Медицинская организация, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" (далее - ГБУЗ НО "ГКБ N 34", Учреждение, ответчик) о взыскании 747 171 руб. 35 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 11.04.2023 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 апелляционная жалоба принята к производству, лицам, участвующим в деле, было предложено в срок до 13.07.2023 представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель ссылаясь на часть 8 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункты 75, 77 Приказа Минздрава России от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий представления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения". Считает, что применение к медицинскому учреждению финансовых санкций в виде штрафа возможно только при допущенном нарушении в виде неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, тогда как выявленные нарушения по коду дефекта 3.7 и 4.6.2 в данном случае не связаны с подобными нарушениями, поэтому влекут ответственность только в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи, поскольку касаются ненадлежащего ведения ответчиком учетно-отчетной документации, то есть его хозяйственной деятельности.
Апеллянт полагает, что в рассматриваемом случае за допущенные нарушения к ответчику применены санкции в виде уменьшения суммы оплаты, что подтверждает Акт сверки расчетов N 7 от 01.08.2022 с расшифровкой, в соответствии с которым по Акту медико-экономической экспертизы N 001-э/т-37252-12/ОД удержана сумма 1 939 494 руб. 50 коп., в связи с чем основания для дополнительного привлечения ГБУЗ НО ГКБ N34" к ответственности в виде начисления штрафа отсутствуют.
Также заявитель считает, что суд неправомерно отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о снижении размера неустойки.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Истец направил отзыв, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
Определением от 19.07.2023 суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения дела в судебном заседании, в связи с чем, назначил судебное заседание с вызовом сторон по делу.
Определениями от 03.08.2023, от 14.09.2023 судебное разбирательство откладывалось.
После отложений рассмотрение дела было продолжено при участии представителей от сторон.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.01.2021 между страховой медицинской организацией общество с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование" в лице филиала ООО "Капитал МС" в Нижегородской области (далее - истец, Общество, Страховая медицинская организация), медицинской организацией Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Организация) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2021 год от 25.01.2021 N121-ОМС и на 2022 год от 10.01.2022 N107-ОМС (далее - Договор) по типовой форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2021 за N 62056).
Согласно условиям заключенных договоров Организация приняла на себя обязательства оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи (приложение N 1 к договору), а Общество, как страховая медицинская организация, приняло на себя обязательство оплатить оказанную застрахованному в Обществе лицу указанную медицинскую помощь в соответствии с настоящим договором, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (пункты 1, 1.1, 2, 7.1 Договора).
Пунктом 24 Договора предусмотрено, что стороны договора не вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения.
По условиям пунктов 7, 7.3 Договора в обязанности страховой медицинской организации входит проведение, в соответствии со статьей 40 Федерального закона N326-ФЗ медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи по территориальной программе, оказанной медицинской организацией застрахованному в страховой медицинской организации лицу, и направление заключения по их результатам в медицинскую организацию в сроки и в порядке, предусмотренные порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Истцом в 2021 году проведена медико-экономическая экспертиза законченных случаев лечения в условиях стационара на дому, в 2022 году - медико-экономическая экспертиза случаев лечения в условиях дневного стационара.
По результатам МЭЭ в деятельности ответчика были выявлены дефекты медицинской помощи по коду согласно Приложению N 8 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) Приказа N36, а также Приложению Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) Приказа N 231н.
По итогам экспертиз истцом были составлены акт медико-экономической экспертизы страхового случая от 30.06.2021 N001-э/т-37252-12/20Д, заключение медико-экономической экспертизы страхового случая (сводное) от 22.05.2022 N 071-э/ц-52357-03/22Д.
Согласно пунктам 4, 4.3. Договора страховая медицинская организация ООО "Капитал МС" имеет право при выявлении нарушений Медицинской организацией обязательств, установленных настоящим договором, по итогам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в том числе медико-экономического контроля, проведенного Фондом, применять санкции, предусмотренные статьей 41 Федерального закона N 326-ФЗ, не оплачивать или не полностью оплачивать оказанную Медицинской организацией медицинскую помощь по территориальной программе, требовать возврата денежных средств в Фонд и уплаты Медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи по территориальной программе ненадлежащего качества, предусмотренных статьей 41 Федерального закона N 326-ФЗ, в суммах, определенных в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, и в соответствии с размерами, установленными в тарифном соглашении.
Размер санкций за 185 случаев нарушения при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара по расчету истца составляет 724 003 руб. 15 коп.
Истец в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, условиями пункта 7.3 Договора и положениями пункта 26 Приказа N36 и пункта 69.2 Приказа N231н передал вышеуказанные акт и заключение, содержащие результаты контроля, ответчику, а также решения от 30.06.2021 N 001-э/т-37252-12/20Д и от 22.05.2022 N 071-э/ц-52357-03/22Д об уплате Медицинской организацией штрафа на расчетный счет страховой медицинской организации в течение 1 месяца с момента получения Решения. Решения истца к заключениям оставлены ответчиком без удовлетворения.
Не согласившись с результатом проверки, для решения спорного вопроса Учреждение обратилось в ТФОМС Нижегородской области.
Вопрос обоснованности применения страховой медицинской организацией ООО "Капитал МС" при проведении МЭЭ кода дефекта 3.7 согласно Приложению N8 к Приказу N36 рассмотрен Комиссией по рассмотрению спорных и конфликтных вопросов по актам проверок (эксперти/реэкспертиз) (далее - Комиссия). Комиссия подтвердила обоснованность применения ООО "Капитал МС" кода дефекта 3.7 (Протокол заседания комиссии по рассмотрению спорных и конфликтных вопросов по актам проверок экспертиз/реэкспертиз N 2 от 02.09.2021).
Применение кода дефекта 4.6.2 согласно Приложению N 8 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) Приказа N 36 не оспаривалось.
Как указывает истец, ответчик не обжаловал заключение медико-экономической экспертизы страхового случая (сводное) от 22.05.2022 N 071-э/ц-52357-03/22Д в установленном законном порядке.
Ответчику были направлены претензии от 08.09.2022 N4908 и от 08.09.2022 N 4909 об оплате штрафа в течение 30 календарных дней, со дня получения претензии, которые были получены последним, что подтверждается подписью уполномоченного лица медицинской организации на уведомлении.
Требования истца по претензиям об оплате штрафа в размере 747 171 руб. 35 коп. ответчик не исполнил, что послужило страховой медицинской организации основанием для обращения в суд с исковыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Отношения сторон, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, основания возникновения прав и обязанностей субъектов и участников обязательного медицинского страхования, гарантии их реализации регламентированы Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
На основании части 2 статьи 40 Федерального закона N326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим, в том числе, формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 40 Федерального закона N326-ФЗ).
Министерством здравоохранение Российской Федерации приказом от 19.03.2021 N231н утвержден Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также финансового обеспечения (далее - Приказ N 231н).
Приказом ФФОМС от 28.02.2019 N36 утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Приказ N 36), который действовал в спорный период и утратил силу в связи с вступление в силу 25.05.2021 Приказа N 231н.
Согласно пункту 3 Приказа N 36, пунктам 3 и 7 Приказа N 231н к контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - контроль) относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализовываемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
По условиям пунктов 7, 7.3 Договора, в обязанности страховой медицинской организации входит проведение, в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 326-ФЗ, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи по территориальной программе, оказанной медицинской организацией застрахованному в страховой медицинской организации лицу, и направление заключения по их результатам в медицинскую организацию в сроки и в порядке, предусмотренные порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Истцом в 2021 году проведена медико-экономическая экспертиза законченных случаев лечения в условиях стационара на дому, в 2022 году - медико-экономическая экспертиза случаев лечения в условиях дневного стационара.
Согласно пункту 14 Приказа N 36, пункту 14 Приказа N 231н медико-экономическая экспертиза (далее - МЭЭ) - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
По результатам МЭЭ в деятельности Ответчика были выявлены дефекты медицинской помощи по коду согласно Приложению N 8 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) Приказа N 36:
- 4.6.2. - "включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту" - 1 случай лечения в условиях стационара на дому;
- 3.7. - "госпитализация застрахованного лица без медицинских показаний (необоснованная госпитализация), медицинская помощь которому могла быть предоставлена в установленном объеме амбулаторно, в дневном стационаре" - 185 случаев лечения в условиях стационара на дому.
По результатам МЭЭ в деятельности Ответчика были выявлены дефекты медицинской помощи согласно Приложению Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) Приказа N 231н по коду:
2.16.1 - "несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов, в том числе оплаченный случай оказания медицинской помощи выше тарифа, установленного тарифным соглашением" - 3 случая лечения в амбулаторных условиях;
2.16.2. - "включение в счет на оплату медицинской помощи при отсутствии в медицинской документации сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи застрахованному лицу" - 1 случай лечения в амбулаторных условиях.
По итогам экспертиз Истцом были составлены акт медико-экономической экспертизы страхового случая от 30.06.2021 N 001-э/т-37252-12/20Д, заключение медико-экономической экспертизы страхового случая (сводное) от 22.05.2022 N 071-э/ц-52357-03/22Д.
Согласно пунктам 4, 4.3 Договора, страховая медицинская организация ООО "Капитал МС" имеет право при выявлении нарушений Медицинской организацией обязательств, установленных настоящим договором, по итогам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в том числе медико-экономического контроля, проведенного Фондом, применять санкции, предусмотренные статьей 41 Федерального закона N 326-ФЗ, не оплачивать или не полностью оплачивать оказанную Медицинской организацией медицинскую помощь по территориальной программе, требовать возврата денежных средств в Фонд и уплаты Медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи по территориальной программе ненадлежащего качества, предусмотренных статьей 41 Федерального закона N 326-ФЗ, в суммах, определенных в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, и в соответствии с размерами, установленными в тарифном соглашении.
Между Министерством здравоохранения Нижегородской области, Территориальным фондом обязательного" медицинского страхования Нижегородской области, страховыми медицинскими организациями, Нижегородской региональной общественной организацией "Врачебная палата Нижегородской области", Нижегородской региональной общественной организацией "Главный врач", Нижегородской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Ассоциацией нижегородских частных медицинских центров в лице председателя правления Душкина Алексея Вадимовича заключено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021 год от 30.12.2020 (далее - Тарифное соглашение на 2021 год) и Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2022 год от 30.12.2021 (далее - Тарифное соглашение на 2022 год).
Согласно раздела 4 Тарифного соглашения на 2021 год и Тарифного соглашения на 2022 год перечень финансовых санкций, применяемых к медицинским организациям по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества приведен в Приложении N 34.
Действие тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования распространяется на медицинские организации, функционирующие в системе обязательного медицинского страхования, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования Нижегородской области и является обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Размер штрафных санкций, применяемых к медицинским организациям, рассчитывается в соответствии с Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС).
Истцом рассчитаны штрафные санкции на основании пунктов 149, 155 Правил ОМС.
За нарушение при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара, предусмотренное кодом дефекта 4.6.2, установлен штраф в размере 13045 руб. 10 коп. (13045,10 х 1,0) за каждый случай лечения. Размер санкций за 1 случай нарушения при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара и в условиях дневного стационара составляет 13045 руб. 10 коп.
За нарушение при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара, предусмотренное кодом дефекта 3.7, установлен штраф в размере 3 913 руб. 53 коп. (13045,10 х 0,3) за каждый случай лечения. Размер санкций за 185 случаев нарушения при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара составляет 724 003 руб. 15 коп.
За нарушение при оказании медицинской помощи, предусмотренное кодом дефекта 2.16.1. за каждый случай лечения, установлен штраф в размере 1598 руб. 40 коп. (5328 х0,3) в амбулаторных условиях.
За нарушение при оказании медицинской помощи, предусмотренное кодом дефекта 2.16.2. за каждый случай лечения в амбулаторных условиях, установлен штраф в размере 5 328 руб. 00 коп. (5328 х0,1).
Общая сумма штрафов составила 747 171 руб. 35 коп.
Нарушения медицинской организации при оказании медицинской помощи в условиях стационара и в условиях дневного стационара, выявленное в 2021 году, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Так, истцом в июне 2021 года на проверку были отобраны по тематическому признаку "Обоснованность лечения короновирусной инфекции в стационаре на дому" законченные случаи лечения в условиях стационара на дому в период с мая 2020 по декабрь 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
В соответствии с п.5 раздела "Алгоритм ведения пациента с подозрением на COVID-19" приказа Министерства здравоохранения Нижегородской области от 23.03.2020 N 315-221/20П/од "О лечении больных с легким течением подтвержденной короновирусной инфекции COVID-19 в условиях стационара на дому" (далее - Приказ МЗ НО N 315-221/20П/од) пациенты, изолируемые на дому, подразделяются на две группы по признаку наличия факторов риска развития осложнений:
* Пациенты низкого риска - женщины моложе 60 лет, мужчины моложе 50 лет, не имеющие хронических неинфекционных заболеваний (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, бронхиальная астма, ХОБЛ, онкологические заболевания, хроническая почечная и печеночная недостаточность, ВИЧ). Таким пациентам проводится посимптомная терапия дома в изоляции. Пациенты наблюдаются путем организации патронажа среднего медицинского персонала, чередующегося с обзвонами, проведением контрольных COVID-тестов.
* Пациенты высокого риска - женщины старше 60 лет, мужчины старше 50 лет, имеющие хронические неинфекционные заболевания (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, бронхиальная астма, ХОБЛ, онкологические заболевания, хроническая почечная и печеночная недостаточность, ВИЧ, туберкулез), беременные.
Таким пациентам проводится лекарственная терапия дома в изоляции в рамках организации стационара на дому с обеспечением пациента препаратами для патогенетической и симптоматической терапии, проведением лабораторных исследований и контрольных COVID-тестов.
Согласно пункту 22 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" при организации стационара на дому осуществляется ежедневное наблюдение больного врачом-специалистом и медицинской сестрой, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии, различных процедур, а также консультации врачей специалистов по профилю заболевания. В субботние, воскресные и праздничные дни наблюдение за больными может осуществляться дежурными врачами и медицинскими сестрами, а также службой неотложной медицинской помощи. При ухудшении заболевания больной должен быть незамедлительно переведен в круглосуточный стационар.
В данном случае медицинская помощь была оказана пациентам, относящимся к низкой группе риска развития осложнений с подтвержденной новой короновирусной инфекцией COVID-19 легкого-течения, лечение указанных пациентов необоснованно проводилось в условиях стационара на дому.
Согласно пункту 22 Приказа N 36 при проведении плановой медико-экономической экспертизы оцениваются, в том числе:
1) характер, частота и причины нарушений прав застрахованных лиц на получение медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в установленных договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию объеме, сроках, качестве и условиях;
2) объем оказанной медицинской организацией медицинской помощи и его соответствие установленному решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования объему, подлежащему оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
В ходе проведенной экспертизы выявлено несоответствие объема, предусмотренного Приказом МЗ НО N 315-221/20П/од для пациентов высокого риска, фактически выполненному объему медицинской помощи (в связи с отсутствием хронических неинфекционных заболеваний лекарственная терапия и лабораторно-диагностические обследования не проводились, осмотр врачом-специалистом не осуществлялся). Объем оказанных услуг, предъявленный к оплате, соответствует объему, предусмотренному для лечения пациентов низкого риска.
При таких обстоятельствах привлечение Учреждения к ответственности в виде штрафа является обоснованным.
Расчет штрафных санкций, произведенный истцом, судом проверен и признан верным.
Мотивированных и документально обоснованных возражений относительно действительного размера штрафа ответчиком не приведено, в том числе в суде апелляционной инстанции, в связи с чем он в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет риск наступления неблагоприятных последствий.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости снижения размера взыскиваемой неустойки судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить размер неустойки.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки (пункт 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7).
В рамках рассмотрения настоящего дела вопреки указанным разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации и правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил каких-либо доказательств явной несоразмерности заявленной суммы неустойки последствиям нарушенного обязательства
Нарушения исполнения обязательств подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), поэтому суд принимает во внимание, что ответчиком подписан договор, в том числе с условием уплаты штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи по территориальной программе ненадлежащего качества, предусмотренных статьей 41 Федерального закона, в суммах, определенных в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, и в соответствии с размерами, установленными в тарифном соглашении.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции также не находит оснований для снижения размера взыскиваемой неустойки.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика штрафных санкций в сумме 747 171 руб. 35 коп. правомерно удовлетворено судом.
Первый арбитражный апелляционный суд соглашается с оценкой доказательств и аргументов сторон, произведенной судом первой инстанции, при рассмотрении спора.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2023 по делу N А43-430/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-430/2023
Истец: ООО "Капитал МС"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода"
Третье лицо: ООО "Капитал МС"