г. Чита |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А58-7653/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2023 года по делу N А58-7653/2021 по исковому заявлению государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819) к обществу с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" (ИНН1430010115, ОГРН 1111415000718) о взыскании 5 846 491,28 рублей,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее также - истец, ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий", Агентство или учреждение) к обществу с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" (далее также - ответчик, ООО ТСЖ "Уют" или общество) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 5 846 491,28 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Учреждение в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу и возражений на отзыв, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05.04.2018 между государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (Агентство) и обществом с ограниченной ответственностью товариществом собственников жилья "Уют" (Организация) заключено соглашение N 69-Я/Ф о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2018 - 2019 годах субсидии в целях финансового обеспечения затрат Организации, связанных с поставкой льготной категории потребителей следующих видов коммунальных ресурсов (услуг): отопление.
Также сторонами были заключены дополнительные соглашения N 69-я/ф-1 от 13.08.2018, N 69-я/ф-2 от 23.08.2018, N 69-я/ф-З от 20.09.2018, N 69-я/4 от 19.10.2018, N 69-я/ф-5 от 26.11.2018, N 69-я/ф-6 от 23.01.2019.
19.02.2019 между государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (Агентство) и обществом с ограниченной ответственностью товариществом собственников жилья "Уют" (Организация) заключено соглашение N 43-я/ф о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 - 2020 годах субсидии в целях финансового обеспечения затрат Организации, связанных с поставкой льготной категории потребителей следующих видов коммунальных ресурсов (услуг): отопление.
Также сторонами были заключены дополнительные соглашения N 43-я/ф-1 от 12.07.2019, N 43-я/ф-2 от 25.11.2019, N 43-я/ф-З от 06.02.2020.
10.04.2020 между государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (Агентство) и обществом с ограниченной ответственностью товариществом собственников жилья "Уют" (Организация) заключено соглашение N 131-я/ф о предоставлении в 2020 - 2021 годах субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Также сторонами были заключены дополнительные соглашения N 131-я/1 от 12.08.2020, N 131-я/2 от 10.11.2020.
Во исполнение заключенных соглашений ООО ТСЖ "УЮТ" были перечислены субсидии из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 16 856 778,00 рублей.
2018 год - 4 231 059 рублей.
2019 год - 5 666 380 рублей.
2020 год - 6 959 339 рублей.
Комиссией ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" по оценке эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги произведена оценка результативности (эффективности) предоставления субсидии ответчику на основании представленных отчетов ответчика:
- за период 2018 года утвержден Протокол от 14.01.2020 N 524/07-27/8;
- за период 2019 года утвержден Протокол от 18.12.2020 N 524/07-27/300.
Согласно Протоколам оценки в период 2018 - 2019 годы ответчиком не достигнуты результаты, показатели, установленные пунктом 3.2 Порядка, отклонение составило за 2018 год - 134 637,00 рублей, за 2019 год - 130 686,00 рублей.
Агентством произведена корректировка по фактически оказанным услугам за февраль-ноябрь 2020 года. По итогам указанных мероприятий отражена задолженность ответчика перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия), которая составила 3 118 248,00 рублей.
Ответчику направлено требование от 19.04.2021 N 524/07-14/6/291 о возврате излишне выплаченных субсидий за период февраль 2020 года - ноябрь 2020 года в размере 3 118 248,00 рублей. Поскольку требование Агентства о возврате излишне выплаченных субсидий ответчиком осталось не исполненным, сумма в размере 1 666 544,00 рублей, в соответствии с пунктом 5.1 Порядка (в ред. от 01.01.2021), удержана с текущего финансирования ответчика. С учетом указанного сумма переплаченной субсидии по фактическим данным ответчика составила 1 451 704 рублей.
Агентством проведена выездная проверка в отношении ООО ТСЖ "УЮТ" на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги за 2018 - 2020 годы.
По результатам проверки составлен акт N 524/12-12/16 от 20.05.2021.
В акте указано следующее.
Согласно пункту 2.8.1 Порядка N 450-п организации, получающие субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, в подтверждение факта поставки ресурсов (услуг) предоставляют сведения о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные ресурсы (услуги) в подсистему АСЮЛ путем загрузки данных из РГИС ЖКХ и подтверждают их электронной подписью по установленной Агентством отчетной форме "Сведения о загруженных данных".
Организация в подтверждение факта поставки коммунальных услуг предоставляет сведения о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные ресурсы (услуги) в подсистеме АСЮЛ. Организацией предоставлены акты начисления субсидии на сумму 13 755 739,40 рублей, в том числе: 1 полугодие 2018 года - 2 268 587,28 рублей; 2 полугодие 2018 года - 2 372 183,42 рублей; 1 полугодие 2019 года - 2 372 183,22 рублей; 2 полугодие 2019 года - 3 427 840,14 рублей; 1 полугодие 2020 года - 1 648 400,76 рублей; 2 полугодие 2020 года - 1 666 544,58 рублей. Итого 13 755 739,40 рублей.
Агентство субсидий после предоставления Актов ЛКП формирует реестр начисления субсидии по организации и на его основании утверждает приказ о начислении субсидий. Так, субсидия на возмещение недополученных доходов за 2018 - 2020 годы Агентством субсидий начислена организации на общую сумму 13 738 530 рублей, в том числе: 1 полугодие 2018 года - 2 268 576 рублей, 2 полугодие 2018 года - 2 354 986 рублей, 1 полугодие 2019 года - 2 354 976 рублей, 2 полугодие 2019 года - 3 445 047 рублей, 1 полугодие 2020 года - 1 648 401 рублей, 2 полугодие 2020 года - 1 666 544 рублей.
Перечисленная сумма субсидии за 2018 - 2020 годы составила 16 856 778 рублей. Разница начисленной и перечисленной субсидии за 2020 год возникла из-за несоответствия адресов жилищного фонда за 2020 год. Корректировочное начисление за январь - ноябрь 2020 года было произведено в 2021 году по дополнительному соглашению от 12.02.2021 N 131-я/4 в размере 3 435 122,00 рублей, из них январь было удержано по приказу Агентства от 20.02.2021 N 524/07-18/1371 на общую сумму 238 640,00 рублей, также удержано за март по приказу от 20.02.2021 N 524/07-18/1373 на общую сумму 39 117 рублей.
В рамках проведения проверки была организована выездная проверка в составе заместителя начальника ОФЭиР - Павлова Е.Е., экономиста ОФЭиР - Васильева А.С., экономиста ООО ТСЖ "Уют" - Собакина С.С., мастера котельной ООО ТСЖ "Уют" - Дьячковского Д.А., заместителя главы МО Ожулунский наслег Чурапчинского улуса - Потапова А.И. В ходе выездной проверки установлено, что в обслуживании ООО ТСЖ "Уют" из заявленного в 2018 - 2020 годах жилищного фонда в количества 20 домов, фактически находится в жилищном фонде объекта проверки 12 домов. Так, установлено, что из заявленного жилфонда 8 домов перешли в 2018 году на газовое отопление, 3 дома отключены от центрального отопления и 1 дом не указан в жилищный фонд ул. К. Маркса 28/1. Акт осмотра N 1 от 11.03.2021, подписанный проверяющей группой приведен в Приложении 3.
В этой связи, выявленные дома, не подключенные к центральному отоплению, были исключены из жилищного фонда ООО ТСЖ "Уют".
В заключении акта указано, что по итогам выездной проверки, в нарушение пункта 2.1.4 Порядка 450-п, в связи с предоставлением недостоверных данных в части включения в заявление за 2018 - 2020 годы отключенных от центрального отопления жилых домов, сумма необоснованно перечисленной субсидии составила 4 437 660,26 рублей.
В нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства ЖКХиЭ РС(Я) от 27.09.2017 N 450-п, пункта 1.6 Методики оценки результативности использования субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) на финансовое обеспечение затрат организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденной приказом Министерства ЖКХиЭ РС(Я) от 16.08.2019 N 334-п, сумма субсидии, не подтвержденная платежными документами, за 2020 год составила 1 282 680,41 рублей.
Агентством направлены требования от 19.04.2021 N 524/07-14/б/291, от 02.08.2021 N 524/07-14/б/645, от 02.08.2021 N 524/07-14/б/647, от 05.08.221 N 524/07-14/б/671 о возврате излишне перечисленной субсидии.
В требовании от 19.04.2021 N 524/07-14/б/291 Агентство указало, что в предоставленных ООО ТСЖ "Уют" сведениях, установленных разделом 2.8 Порядка (сведения о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные ресурсы (услуги) за февраль-ноябрь 2020 года), Агентством, в рамках осуществления полномочий, регламентированных пунктом 2.8.1.4 Порядка, выявлены нарушения - предоставление недостоверных сведений. В соответствии с пунктом 3.13 Порядка организации несут ответственность за достоверность всех представленных в Агентство данных. При представлении недостоверных данных организации несут ответственность в соответствии с разделом 5 Порядка. Исходя из положений пункта 5.1 Порядка при установлении факта нарушения организацией условий, установленных в Порядке, суммы излишне выплаченных субсидий удерживаются Агентством с текущего финансирования организации. Поскольку ООО ТСЖ "Уют" является получателем субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение затрат, удержание излишне выплаченных субсидий с текущего финансирования организации не представляется возможным. Согласно пункту 5.2 Порядка Агентство направляет организации требование о добровольном возврате излишне выплаченных субсидий. Организация в течение 30 календарных дней после получения требования обязана возвратить требуемую сумму в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Руководствуясь пунктом 5.2 Порядка, Агентство требует в течение 30 (тридцать) рабочих дней после получения настоящего требования добровольно возвратить сумму излишне выплаченных субсидий в размере 3 118 248 рублей.
В требовании от 02.08.2021 N 524/07-14/б/645 Агентство указало, что в отношении ООО ТСЖ "Уют" проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов за период с 2018 - 2020 годы. По результатам контрольного мероприятия утвержден Акт от 20.05.2021 N 524/12-12/16. Согласно Акту сумма излишне выплаченной субсидии составила 4 437 660,26 рублей. В соответствии с пунктами 3.9.1 - 3.9.3 Порядка (в ред. 01.06.2021) Агентство направляет получателю субсидии требование о возврате субсидий при установлении факта нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий. Получатель субсидии обязан возвратить сумму субсидий подлежащих возврату в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение 30 календарных дней с момента получения требования.
В требовании от 02.08.2021 N 524/07-14/б/647 Агентство указало, что согласно протоколу от 18.12.2020 N 524/07-27/300 отклонение между начисленной субсидии и фактическим данным по отчетам организации составило 130 686,00 рублей, что составляет 102,305 %. Таким образом, у организации имеется задолженность перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) в размере 130 686,00 рублей.
В требовании от 05.08.2021 N 524/07-14/б/671 Агентство указало, что согласно протоколу от 14.01.2020 N 524/07-27/8 отклонение между начисленной субсидией и фактическими данными по отчетам организации составило 134 637 рублей, что составляет 102,999 %. Таким образом, у организации имеется задолженность перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) в размере 134 637,00 рублей.
Отсутствие уплаты послужило основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании 6 154 687,26 рублей (134 637,00 + 130 686,00 + 1 451 704,00 + 4 437 660,26).
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии основания для удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, основания для предоставления льгот и порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям устанавливает Закон Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-3 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение".
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-3 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.02.2016 N 58 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) определено уполномоченным органом на принятие актов, утверждающих порядок предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 26.09.2017 N 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок или Порядок предоставления субсидии).
В период с 2018 - 2020 годов общество с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" в соответствии с указанным Порядком, являлось получателем субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с поставкой населению коммунальных ресурсов по льготным тарифам.
Как указывалось выше, между государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" - уполномоченным учреждением по исполнению государственных функций по предоставлению и распределению субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги и ответчиком были заключены соглашения о предоставлении субсидий.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учетом изложенного, неосновательное обогащение может иметь место при наличии двух условий одновременно: приобретения или сбережения одним лицом (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего), что подразумевает увеличение (при приобретении) или сохранение в прежнем размере (сбережение) имущества на одной стороне, явившееся следствием соответствующего его уменьшения или неполучения на другой стороне; данное приобретение (сбережение) имущества (денег) произошло у одного лица за счет другого при отсутствии оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами либо на основании сделки.
В соответствии с разделом 4 Порядка (в ред. от 15.07.2020) Агентство, Главный распорядитель и органы финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Организациям.
Главным распорядителем утверждается Порядок взаимодействия с Агентством при проведении проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Организациям.
В отношении ответчика в 2021 году проведена плановая проверка в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности судом первой инстанции правомерно отклонены.
Так согласно статье 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43) разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса).
В пункте 4 Постановления N 43 разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как правильно указал суд, о необоснованном получении субсидии Агентство узнало не ранее проведения проверки и составления акта N 524/12-12/16 от 20.05.2021.
С иском истец обратился 25.10.2021, значит срок исковой давности не пропущен.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка опровергаются наличием требований от 19.04.2021 N 524/07-14/б/291, от 02.08.2021 N 524/07-14/б/645, от 02.08.2021 N 524/07-14/б/647, от 05.08.221 N 524/07-14/б/671 о возврате излишне перечисленной субсидии, и доказательствами их направления.
Не обоснованы и доводы ответчика о недопустимости акта проверки как доказательства.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом Агентства от 28.01.2021 N 524/07-17/35 (т.2 л.д. 25) в отношении получателя субсидии ООО ТСЖ "Уют" назначена документарная проверка. На основании письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 03.03.2021 N 02/-1703/01, приказом от 10.03.2021 N 524/07-17/65 внесены изменения в приказ от 28.01.2021 N 524/07-17/35 в части способа проведения проверки (выездная проверка) и состава проверяющей группы, о чем ответчику сообщено письмом Агентства от 11.03.2021 N 524/07-14/6/153 (т.2 л.д.26-28).
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-3 N 199-Ш "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" органы исполнительной власти во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия), правовых актов Главы и Правительства издают нормативные правовые акты в виде приказов и постановлений.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, органов власти или носящие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным органом, определяемым Правительством.
Порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, указанных в части 7 настоящей статьи, устанавливается Правительством.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.09.2018 N 254 (далее - Правила подготовки нормативных правовых актов) государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
а) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, то есть содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций, органов власти;
в) носящие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других органов государственной власти, органов местного самоуправления и (или) организаций.
По смыслу пункта 9.1 Правил подготовки нормативных правовых актов, зарегистрированные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их государственной регистрации.
Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции Порядок проведения проверок на соблюдение организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий", утвержденный приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 01.06.2018 N 223п (далее - Порядок проведения проверок) не относится к вышеуказанным критериям Правил подготовки нормативных правовых актов, то он не подлежит государственной регистрации и опубликованию в соответствии с пунктом 9.1 Правил подготовки нормативных правовых актов.
Порядок проведения проверок является ненормативным правовым актом организационного характера, принятым в рамках полномочий, регламентированных Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) пунктом 4.4 Порядка предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов или финансового обеспечения затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п, в целях реализации полномочий по проведению проверок ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" по соблюдению организациями условий предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Порядок проведения проверок размещен на официальных сайтах Агентства и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Порядок проведения проверок судом не признан недействующим.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в силу пункта 3 части 3.1 не применяется при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Комиссией ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" по оценке эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги произведена оценка результативности (эффективности) предоставления субсидии ответчику на основании представленных отчетов ответчика:
- за период 2018 года утвержден Протокол от 14.01.2020 N 524/07-27/8;
- за период 2019 года утвержден Протокол от 18.12.2020 N 524/07-27/300.
Согласно Протоколам оценки в период 2018 - 2019 годов ответчиком не достигнуты результаты, показатели, установленные пунктом 3.2 Порядка, отклонение составило за 2018 год - 134 637 рублей, за 2019 год - 130 686 рублей.
Ответчику по итогам оценки результата, показателя предоставления субсидии направлены требования от 05.08.2021 N 524/07-14/6/671 и от 02.08.2021 N 524/07- 14/6/647 о возврате излишне выплаченных субсидий. Требования Агентства остались не удовлетворенными.
В указанной части ответчиком мотивированных возражений не представлено.
С учетом представленных АО "Сахатранснефтегаз" сведений о дате технологического присоединения по спорным объектам Агентством произведена корректировка расчетов по следующим адресам:
- Чурапчинский улус, с. Дябыла, ул. К. Маркса, 18 в части учета объемов за январь - сентябрь 2018 года;
- Чурапчинский улус, с. Дябыла, ул. Комсомольская, 6 в части учета объемов за январь - декабрь 2018 года.
Таким образом, по расчетам истца (пояснение от 21.11.2022) размер излишне выплаченной субсидии за 2018 - 2020 годы составил 5 846 491,28 рублей, в том числе:
- 134 637 рублей (оценка результата, показателя за 2018 год);
- 130 686 рублей (оценка результата, показателя за 2019 год);
- 1 451 704,00 рублей (корректировка по фактически оказанным услугам за февраль - ноябрь 2020 года);
- 4 129 464,28 рублей (по проверке, с учетом сведений АО "Сахатранснефтегаз").
По представленным контррасчетам ответчика разногласия имеются по 4-м адресам: ул. К.Маркса, 20, ул. К. Маркса, 29, ул. Комсомольская, 5, ул. Сэсэн Боло, 2 на общую сумму 2 743 054,03 рублей от суммы, указанной в утвержденном Акте проверки от 20.05.2021 N 524/12-12/16 (4 437 660,26 рублей).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что правомерность расчетов Агентства, представленных с пояснением от 21.11.2022, подтверждается актом отключения от системы теплоснабжения от 26.08.2021 о том, что жилые помещения по адресам ул. К. Маркса, 20, ул. Комсомольская, 5 отключены в августе 2016 года, направленным ответчиком в Агентство сопроводительным письмом от 13.01.2021 N 7/1-2021, а также справкой администрации МО "Ожулунский наслег".
Согласно представленным сведениям АО "Сахатранснефтегаз" по запросу суда:
- по жилому помещению по ул. К. Маркса, 29 имеется акт о запуске газа от 02.10.2018;
- по жилому помещению по ул. С. Боло, 2 имеются договор на техобслуживание газоборудования от 02.10.2016, договор о поставке газа от 02.10.2015.
Получатели субсидий несут ответственность за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий, за предоставление недостоверных данных и за недостижение значений результатов предоставления субсидий.
Мерой ответственности в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного, в том числе по фактам проверок, проведенных Агентством, Министерством и органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов предоставления субсидий является возврат средств субсидий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в порядке установленном пунктом 3.9 Порядка.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что требование истца подлежит удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2023 года по делу N А58-7653/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7653/2021
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют"