г. Киров |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А82-6867/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тутаевская ПГУ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2023 по делу N А82-6867/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" (ИНН 7604049153, ОГРН 1027600680744)
к акционерному обществу "Тутаевская ПГУ" (ИНН 7611020204, ОГРН 1117611000869)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" (далее - истец) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Тутаевская ПГУ" (далее - ответчик) о взыскании 7 909 263 рублей 55 копеек задолженности по оплате газа, поставленного в феврале 2023 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, истец, начисляя повышающий коэффициент, злоупотребляет своими правами, как с точки зрения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и с точки зрения законодательства о защите конкуренции. Ответчик считает, что незаконность действий Компании выражается в следующем: введение в одностороннем порядке ограничения лимитов потребления газа в условиях, когда в отношении точки поставки Районной котельной такое ограничение в принципе не может быть установлено; введение в одностороннем порядке ограничения лимитов потребления газа в отопительной сезон без учета интересов добросовестных потребителей услуг ответчика; введение ограничения только "на бумаге" без принятия каких-либо действий по фактическому ограничению; применение повышающего коэффициента в случае, когда ответчик перебирает лимит, установленный не договором, а односторонним уведомлением об ограничении. Ответчик полагает, что установленный повышающий коэффициент при расчетах за потребленный газ по договору поставки газа с точкой поставки "Районная котельная" не может быть применен также по тому обстоятельству, что ответчик относится к категории коммунально-бытовых потребителей. Заявитель отмечает, что судом первой интенции не дана оценка его доводам, не приведены основания отклонения его позиции.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.09.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.09.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) 04.12.2017 заключены договоры поставки газа N N 60-4-0260/18, 60-4-6415/18, по условиям которых поставщик обязуется поставлять газ горючий природный и/или горючий природный сухой отбензиненный, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ.
Объектами поставки по указанным договорам согласно пунктам 2.1.2 являются районная котельная по адресу Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, ул. Промышленная, д. 15 и Мини-ТЭЦ "ПГУ-ТЭС 52 МВт", находящаяся на территории районной котельной.
Во исполнение условий указанных договоров истец поставил ответчику в феврале 2023 года природный газ, что подтверждается товарными накладными и актами поданного-принятого газа от 28.02.2023.
Ответчик газ принял, однако оплату своевременно и в полном объеме не произвел.
Неисполнение требований истца об оплате имеющейся задолженности послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении.
Из статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что абонент обязан оплатить фактически поставленный объем газа в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с Правилами (пункты 5, 30 Правил поставки газа).
Обязательство ответчика по оплате поставленного газа основано на заключенных сторонами договорах.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на необоснованность применения истцом повышающего коэффициента к стоимости газа, отобранного в пределах планового договорного объема, но сверх нормы введенного истцом ограничения.
Согласно пункту 3 Правил поставки газа под перерасходом газа понимается отбор покупателем газа в объеме, превышающем суточную норму поставки.
Из пункта 34 Правил поставки газа следует, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об ограничении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245), одним из оснований для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более двух раз в течение 12 месяцев.
В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа (абзац 3 пункта 13 Правил N 1245).
Из пункта 13 Правил N 1245 следует, что плановые объемы поставки газа определяются на момент введения ограничения и применяются на весь период введения ограничения.
Из материалов дела следует, что истцом в адрес ответчика направлено уведомление о введении ограничения подачи (поставки) газа от 19.04.2022 N 05-02/1104, полученное ответчиком 20.04.2022. Согласно указанному уведомлению, учитывая неоднократное нарушение покупателем установленных сроков оплаты, поставщик с 20.05.2022 вводит ограничение подачи (поставки) газа ответчику; истцом также отмечено, что ответчик обязан обеспечить ресурсом потребителей, не имеющих задолженности за газ, как это предусмотрено пунктом 12 Правил N 1245.
Факт наличия задолженности, указанной в уведомлении, ответчиком не оспаривается.
В силу пункта 10 Правил N 1245 ограничение подачи (поставки) газа по указанным основаниям в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов, осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11-13 Правил N 1245.
Согласно пункту 11 Правил N 1245 потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
На основании пункта 12 Правил N 1245 исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.
Согласно пункту 13 Правил N 1245 в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Доказательства исполнения ответчиком обязанности, предусмотренной пунктом 11 Правил N 1245, в материалах дела отсутствуют; документы, подтверждающие направление Компании расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, Обществом в материалы дела не представлены.
16.05.2022 истцом ответчику направлено уведомление (повторное) о введении ограничения подачи (потребления) газа N 05-02/1335, согласно которому с момента ограничения разрешенная месячная норма потребления по договору в период ограничения, рассчитанная согласно Правилам N 1245, не должна превышать 1 334,270 тыс. куб. м.; ответчику предложено самостоятельно сократить потребление (отбор) газа.
Учитывая нарушение Обществом обязанности по введению самостоятельного ограничения потребления газа, Компания правомерно исходила из перерасхода потребления газа Обществом в феврале 2023 года (сверх установленного поставщиком ограничения 1 334,270 тыс. куб. м.), в связи с чем при расчете стоимости фактически потребленного газа применила повышающий коэффициент 1,5, предусмотренный пунктом 17 Правил N 162. Факт отбора газа в указанных истцом объемах подтвержден актами приема-передачи газа, ответчиком не оспорен.
Доводы заявителя о незаконности действий истца, о наличии в его поведении признаков злоупотребления правом апелляционным судом отклоняются, поскольку действия Компании по введению в отношении ответчика ограничения поставки газа в связи с наличием задолженности путем направления соответствующих уведомлений об установлении месячной нормы потребления, соответствуют условиям договоров поставки газа (пункт 3.3), нормам Правил N 162, 1245; положения, предусмотренные Правилами N 1245, истцом соблюдены.
Указание заявителя, что истец обязан был осуществить фактическое ограничение путем полного ограничения подачи (поставки) газа, судом не принимается, поскольку газ поставляется на котельную, которая в свою очередь вырабатывает тепловую энергию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населения и социально значимых объектов; таким образом, ответчик относится к категории потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям (пункт 2 Приложения к Правилам N 1245); более того, пунктом 13 Правил N 1245 определено, что принудительное уменьшение количества подаваемого газа является правом поставщика газа.
Доказательств того, что введенным ограничением потребления газа нарушены права потребителей, своевременно оплачивающих топливно-энергетические ресурсы, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В случае наличия брони газопотребления либо подключенных к сетям ответчика абонентов, не имеющих задолженности по оплате тепловой энергии, ему надлежало своевременно проинформировать об этом истца и представить подтверждающие документы, указанные в уведомлении от 19.04.2022 N 05-02/1104.
В апелляционной жалобе заявитель также приводит довод о том, что в связи с оказанием коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению потребителям он относится категории к коммунально-бытовых потребителей, ввиду чего повышающий коэффициент к объемам газа, израсходованным ответчиком, применяться не должен.
Согласно пункту 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией (далее - уполномоченное лицо) покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением, а также приравненными к населению коммунально-бытовыми потребителями.
При этом, вопреки доводам заявителя, Правила поставки газа прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям.
Например, согласно пункту 14 Правил допускается неравномерность поставки газа по месяцам, в том числе для коммунально-бытовых нужд и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
В связи с этим по смыслу Правил поставки газа в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 N 1021, согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Таким образом, повышающие коэффициенты, установленные пунктом 17 Правил поставки газа, подлежат применению при определении стоимости газа и услуг по его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования, в том числе в отношении объемов газа, потребленных при производстве тепловой энергии и горячей воды, реализуемых населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Судебная коллегия отмечает, что ответчик является единой теплоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям (в том числе населению), расположенным в правобережной части г. Тутаев Ярославской области согласно постановлению администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 25.12.2017 N 1151-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации АО "Тутаевская ПГУ", то есть относится к категории ресурсоснабжающих организаций, использующих свое оборудование и потребляющих газ при производстве коммунального ресурса (тепловой энергии) как для населения, так и для иных лиц.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ на вопрос 2 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
Ссылка ответчика на положения постановления Правительства РФ от 01.11.2021 N 1901 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" судом отклоняется, поскольку постановлением Правительства РФ от 30.08.2023 N 1406 срок вступления в силу данного документа перенесен на 1 сентября 2024 года.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отнесения ответчика к коммунально-бытовому потребителю и неприменения при расчете стоимости газа, поставленного в спорный период, повышенных коэффициентов в связи с допущенным в спорный период перерасходом газа сверх установленного лимита.
Ссылка ответчика на иную судебную практику во внимание апелляционным судом не принята, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают конкретные обстоятельства каждого спора и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых принимается судебный акт.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы сторон, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает уплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел в размере 3000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ответчик заявил ходатайство о зачете государственной пошлины, приложив определение Арбитражного суда Ярославской области от 26.09.2022 по делу N А82-7842/2022, в котором указано на возврат ответчику из федерального бюджета государственной пошлины в размере 97 299 рублей и платежное поручение N 1545 от 19.08.2021 на сумму 193 852 рубля.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023 по делу N А82-2133/2023 ответчику возвращено из федерального бюджета 88 299 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1545 от 19.08.2021.
Таким образом, суд апелляционной инстанции удовлетворяет ходатайство ответчика о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1545 от 19.08.2021. Государственная пошлина в размере 85 299 рублей подлежит возврату ответчику из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.07.2023 по делу N А82-6867/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Тутаевская ПГУ" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тутаевская ПГУ" (ИНН 7611020204, ОГРН 1117611000869) из федерального бюджета 85 299 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1545 от 19.08.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6867/2023
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль "
Ответчик: АО "ТУТАЕВСКАЯ ПГУ"