город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2024 г. |
дело N А32-42248/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Молчанова О.А.: лично Молчанов О.А. по доверенности от 24.08.2023, паспорт;
от АО "Морской грузовой терминал "Кавказ" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Манжура Д.В. по доверенности от 01.01.2024, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Молчанова О.А.
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2023 по делу N А32-42248/2023
по заявлению акционерного общества "Морской грузовой терминал "Кавказ" (ИНН 2304001659, ОГРН 1022300772768)
к главному государственному инспектору отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Молчанову О.А.
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Морской грузовой терминал "Кавказ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанова О.А. от 18.07.2023 N 307/07-03/23 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2023 признано незаконным и отменено постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанова О.А. от 18.07.2023 N 307/07-03/23 о назначении административного наказания.
Решение мотивировано отсутствием доказательств наличия события вменённого Обществу административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанов О.А. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанов О.А. указывает, что вывод суда о ненадлежащем лице, привлечённом к административной ответственности, является необоснованным. ПТБ ООО "ПТБ "БалтТрансСекьюрити" не является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ, следовательно, не может являться субъектом правонарушения по выявленному нарушению.
При проведении проверки отсутствовала реальная возможность дать оценку договору N БТС 02/01.07.2022 от 01.02.2022.
Вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, а также о совершении нарушения ООО "ПТБ "БалтТрансСекьюритист", так как Управлением проведение досмотра с нарушениями Правил досмотра не фиксировался и материалами дела не доказан, является необоснованным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанов О.А. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры "Универсальный перегрузочный комплекс АО "Морской грузовой терминал "Кавказ" (далее - Объект), которому присвоена 3 категория, реестровый N МТК-626.
30.05.2023 на территории Объекта по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п.Чушка, морской порт Кавказ, должностными лицами Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу был проведён постоянный рейд в отношении деятельности субъекта транспортной инфраструктуры.
По результатам проведения постоянного рейда установлено, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно: для защиты Объекта привлечено подразделение транспортной безопасности - ООО "БалтТрансСекьюрити", не располагающее работниками, оснащённых ручными средствами досмотра (газоанализаторами паров взрывчатых веществ), чем допустило нарушение требований подпункта 3 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1638 (далее - Требования).
В связи с выявленными нарушениями 07.07.2023 государственным инспектором Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу, в присутствии представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении N 405664, по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия протокола об административном правонарушении от 07.07.2023 N 405664 вручена представителю Общества.
Главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанов О.А. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 18.07.2023 в отсутствии представителя Общества, вынес постановление N 307/07-03/23 о назначении Обществу административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённые по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора) над исполнением требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются как должностные, так и юридические лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1638 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта (далее - Требования), в пункте 5 которых определены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя:
- работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
- специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Допускается формирование и (или) привлечение одного подразделения транспортной безопасности, включающего в себя несколько групп быстрого реагирования, для защиты 2-х и более объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности одного субъекта транспортной инфраструктуры или используемых им на ином законном основании;
- в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности обеспечить защиту объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства силами привлекаемого подразделения транспортной безопасности в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в течение 5 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством морского и речного транспорта плана объекта транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, 01.02.2022 Общество, как заказчик, заключило с ООО "Подразделение транспортной безопасности "БалтТрансСекьюрити" (реестровый номер 78-1-5- 00214-21), как исполнитель, договор оказания услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства N БТС 02/01.07.2022 (далее - Договор), в пункте 1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по защите ОТИ и транспортных средств (далее - ТС) заказчика от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
В пункте 1.3 Договора определено, что объём услуг по защите ОТИ от АНВ, перечень, количество специальных средств и оружия, порядок контроля определяются ПОТБ, действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность подразделений транспортной безопасности дислокацией постов (Приложение N 2).
ООО "Подразделение транспортной безопасности "БалтТрансСекьюрити" приняло на себя обязательства: осуществлять защиту ОТИ и ТС от АНВ в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, ПОТБ ОТИ, положениями настоящего Договора и внутренними организационно-распорядительными документами Заказчика (пункт 3.1.1); предупреждать и пресекать на ОТИ и ТС АНВ, преступления и административные правонарушения (пункт 3.1.2); производить досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц, грузов и транспортных средств при въезде (выезде) в зону транспортной безопасности (пункт 3.1.4); 3.1.17. передавать уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел нарушителей, идентифицированное оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества и взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" (пункт 3.1.17).
С учётом изложенного, в целях обеспечения транспортной безопасности на Объекте, Общество привлекло аккредитованное подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ от АНВ - ООО "Подразделение транспортной безопасности "БалтТрансСекьюрити".
В силу принятых на себя обязательств по Договору, ответственность за соблюдение требований по защите Объекта и транспортных средств Общества от актов незаконного вмешательства возлагается на ООО "Подразделение транспортной безопасности "БалтТрансСекьюрити".
Согласно позиции административного органа, изложенной в отзыве по делу, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр должен проводится работниками ПТБ на КПП ОТИ, в том числе с помощью устройств, обеспечивающих обнаружение взрывчатых веществ и работники ПТБ обязаны использовать его при проведении досмотра в соответствии с Правилами досмотра. В отсутствии у работников ПТБ газоанализатора паров взрывчатых веществ невозможно будет осуществить досмотровые мероприятия в полном объеме как это требуется Правилами досмотра.
Материалам проверки событие выявленного правонарушения описано, как нарушение правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Иных нарушений материалы административного дела не содержат.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Подразделение транспортной безопасности "БалтТрансСекьюрити", как подразделением транспортной безопасности в АО "Морской грузовой терминал "Кавказ" и на которое возложена обязанность осуществления всех мероприятий, связанных с защитой Объекта, обязано было обеспечить соблюдение установленных норм и правил при выполнении обязательств по Договору перед Обществом.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 2 статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность.
Неполнота собранных в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении доказательств и ненадлежащее правовое обоснование при описании события и состава административного проступка не могут быть устранены в рамках рассмотрения арбитражным судом дела, предметом рассмотрения в котором является постановление о привлечении к административной ответственности. Отсутствие и равно недоказанность события и состава административного правонарушения в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются обстоятельствами, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что деяния Общества, с учётом выявленных нарушений, не свидетельствует на наличие события и состава вменённого Обществу административного правонарушения, в силу положений статьи 1.6, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанова О.А. от 18.07.2023 N 307/07-03/23 о назначении административного наказания не является законным и подлежит отмене.
По состоянию на 26.12.2023, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истёк.
Доводы апелляционной жалобы главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанова О.А., сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2023 по делу N А32-42248/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42248/2023
Истец: АО "Морской грузовой терминал "КАВКАЗ", МТУ Ространснадзора по ЮФО
Ответчик: главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу Молчанов Олег Анатольевич
Третье лицо: Главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечение транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Молчанов О.А., Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному Федеральному округу