г. Москва |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А41-12227/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатовой Е.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Топчий К.Б.
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Славный берег" - Соловчук Н.С. по доверенности от 16.09.2022;
от Администрации городского округа Солнечногорск Московской области)- представитель не явился, извещен,
от КУИ Администрации городского округа Солнечногорск Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства культуры и туризма Московской области- Кондрахин А.Ю. по доверенности от 31.03.2023,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Славный берег" (ИНН: 5044118111, ОГРН: 1205000010588) на Решение Арбитражного суда Московской области от 01.09.2023 по делу N А41-12227/23, по заявлению ООО "Славный берег" к Правительству Московской области; Администрации г.о. Солнечногорск Московской области, Министерству культуры и туризма Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Славный берег" (далее - ООО "Славный берег") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Правительству Московской области; Администрации г.о. Солнечногорск Московской области, Министерству культуры и туризма Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Солнечногорск Московской области с требованиями:
о признании незаконным решение Администрации г.о. Солнечногорск Московской области от 20.01.2023 г. N ОВХ-655/2023; о признании незаконным бездействие Администрации г.о. Солнечногорск Московской области и Правительства Московской области, выразившееся в длительном несогласовании реализации проекта - базы отдыха "Пятница" с предоставлением земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040301:2712 без проведения торгов, без отсутствия к тому законных оснований;
об обязании Правительства Московской области внести проект Постановления и Соглашения по проекту - база отдыха "Пятница" на заседание Правительства Московской области, в порядке, установленном Регламентом Правительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.09.2023 по делу N А41-12227/23 в удовлетворении требований отказано
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Славный берег" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства культуры и туризма Московской области против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства Московской области; Администрации г.о. Солнечногорск Московской области, Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Солнечногорск Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 01.06.2020 ООО "СЛАВНЫЙ БЕРЕГ" на имя Губернатора Московской области в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 22.04.2015 N 272/13 (ред. от 19.11.2019) "Об утверждении Перечня и порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Московской области N 27/2015-03 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социальнокультурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов", и заключения, изменения и расторжения соглашения между Правительством Московской области и юридическим лицом, планирующим осуществить строительство такого объекта (реализацию проекта) на земельном участке, предоставляемом в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области" направлено обращение, содержащее ходатайство о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:09:004301:2712, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, деревня Пятница, для реализации масштабного инвестиционного проекта "Базы отдыха "Пятница".
Представителем ООО "Славный берег" по доверенности Соловчуком Н.С., 06.10.2022 направлялись запросы в Администрацию городского округа Солнечногорск Московской области и Правительство Московской области о предоставлении информации о порядке и итогах рассмотрения заявления общества о предоставлении указанного земельного участка без проведения торгов, для реализации масштабного инвестиционного проекта - базы отдыха "Пятница".
По результатам рассмотрения запроса Министерством культуры и туризма Московской области 26.10.2022 направлен ответ N 17Исх-8853, согласно которому Администрацией городского округа Солнечногорск Московской области подготовлено заключение о нецелесообразности реализации проекта - базы отдыха "Пятница" и в настоящее время указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
По результатам рассмотрения запроса Администрацией городского округа Солнечногорск Московской области направлен ответ от 20.01.2023 N ОВХ-655/2023, согласно которому по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:09:0040301:2712 имеет статус "аннулирован".
На указанной территории, ранее отведенной ГГП "Спецгеофизика" под базу отдыха, в настоящее время расположены объекты недвижимости и вспомогательные строения. Учитывая раннее функционирование базы отдыха и использование данных объектов возможно нарушение прав третьих лиц, а именно федеральных учреждений.
Считая незаконным решение Администрации городского округа Солнечногорск и бездействие Администрации городского округа Солнечногорск и Правительства Московской области, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признал требования необоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ (в редакции от 14.07.2022, действующей на момент обращения по оспариваемому решению Администрации) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из материалов дела следует, что отказывая в предоставлении земельного участка, Администрация, указала на то, что земельный участок общей площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:09:004301:2712, расположенного по адресу: расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, деревня Пятница, имеет статус "аннулирован".
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
В силу ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок имеет статус "аннулирован", заявителю необходимо было обратиться в уполномоченный орган с заявлением в порядке ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, что им сделано не было.
Обратного суду не доказано.
Заявитель также просит признать незаконным бездействие Правительства Московской области, выразившееся в отказе в ознакомлении ООО "Славный берег" со всей документацией по вопросу согласования проекта - база отдыха Пятница, на основании решения министерства культуры и туризма Московской области от 23.12.2022 N 17-ТГ-1594.
В соответствии с Распоряжением Губернатора Московской области от 14.11.2013 N 444-РГ "Об утверждении Положения об Управлении по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Губернатора Московской области" Управление по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Губернатора Московской области (далее -Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Губернатора Московской области (далее - Администрация), обеспечивающим организацию объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и организаций, адресованных Губернатору Московской области и в Правительство Московской области. В целях выполнения основных задач Управление осуществляет функцию по регистрации, учету и первичной обработки поступивших обращений граждан и организаций в автоматизированной системе делопроизводства и документооборота.
Пункт 8 Распоряжения Администрации Губернатора Московской области от 27.12.2018 N 690-РАГ "Об утверждении Регламента рассмотрения обращений граждан в Администрации Губернатора Московской области" определяет, что рассмотрение обращения осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации обращения в письменной форме или в форме электронного документа в Управлении по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Губернатора Московской области.
На основании указанных документов, рассматриваемое обращение было направлено для регистрации в Управление по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Губернатора Московской области (далее - Управление). Обращение было зарегистрировано как ОБ-64427 от 20.12.2022 и после регистрации обращение общества поступило на рассмотрение Вице-губернатору Московской области.
Реализуя свои полномочия, Вице-губернатор Московской области поручила Министру культуры и туризма Московской области, рассмотреть обращение и о результатах проинформировать Н.С.Соловчука.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Постановления Правительства Московской области от 22.04.2015 N 272/13 "Об утверждении Перечня и порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Московской области N27/2015-03 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально- культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов", и заключения, изменения и расторжения соглашения между Правительством Московской области и юридическим лицом, планирующим размещение такого объекта (реализацию проекта) на земельном участке, предоставляемом в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области" (далее - Постановление 272/13) уполномоченным органом по рассмотрению документов, обосновывающих соответствие объектов социально-культурного и коммунальногобытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериями, установленным Законом Московской области, и подготовке проектов распоряжений Правительства Московской области о целесообразности заключения соглашений между Правительством Московской области и юридическими лицами об обеспечении реализации масштабных инвестиционных проектов или строительства объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения на земельных участках, предоставляемых в аренду юридическим лицам без проведения торгов при строительстве объектов рекреационного назначения, предназначенных для туризма и отдыха, а также входящих в туристические маршруты и (или) туристические кластеры (за исключением парков культуры и отдыха) является Комитет по туризму Московской области (с 04.04.2022 Министерство культуры и туризма Московской области).
Во исполнение данного поручения подготовлен ответ от 23.12.2022 N 17-ТГ1594, который направлен заявителю.
Письмо является ответом на обращения ООО "СЛАВНЫЙ БЕРЕГ", поступившие в Министерство и Правительство Московской области в декабре 2022 года об ознакомлении с материалами, относящимися к рассмотрению Ходатайства, и содержит информацию о необходимости уточнения и направления в адрес Министерства наименований документов, запрашиваемых ООО "СЛАВНЫЙ БЕРЕГ".
В своем ответе Министерство культуры и туризма Московской области просило Истца уточнить наименование документов, с которыми Истец желает ознакомиться и направить информацию в Министерство.
Заявитель до настоящего времени не конкретизировал наименование документов, с которыми он желал бы ознакомиться. Перечень и порядок рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объекта, масштабного инвестиционного проекта, установленным Законом Московской области N 27/2015-03 критериям, утвержден постановлением Правительства Московской области от 22.04.2015 N 272/13 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 9 Порядка (в редакции от 26.01.2021) Комитетом в адрес соответствующих центральных исполнительных органов Московской области, главе муниципального образования Московской области, на территории которого планируется реализация Проекта, были направлены копии Ходатайства и документов, предусмотренных подпунктами 6.2 и 6.3 пункта 6 Порядка.
20.04.2021 N ОВХ-4293/2021 в адрес Комитета Главой городского округа Солнечногорск Московской области В.В. Родионовым направлено заключение о несогласовании реализации Проекта (далее - заключение Главы).
В соответствии с пунктом 9 Порядка (в редакции от 26.01.2021) заключение о несогласовании строительства объекта (реализации проекта), подготовленное главой муниципального образования Московской области, на территории которого планируется строительство объекта или реализация проекта, является основаниями для признания реализации проекта или строительства объекта нецелесообразным
. 26.04.2021 N ЗШсх-924/2021 Комитетом в адрес ООО "СЛАВНЫЙ БЕРЕГ" было направлено уведомление о нецелесообразности реализации Проекта с приложением заключения Главы. Согласно пункту 9 Порядка (в редакции от 26.01.2021) уведомление юридического лица о нецелесообразности реализации проекта (строительства объекта) не лишает юридическое лицо права после устранения недостатков, замечаний, явившихся основаниями для соответствующего отказа, повторно обратиться с ходатайством в адрес Губернатора Московской области.
Вместе с тем, ходатайство ООО "СЛАВНЫЙ БЕРЕГ" по результатам устранения данных замечаний в адрес Губернатора Московской области не поступало.
Следовательно, заявление Общества рассмотрено, и суд не усматривает со стороны уполномоченных органов факта незаконного бездействия. Делая указанный вывод, суд, учитывает, что под бездействием понимается виновное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей.
Однако в спорной ситуации такого поведения в действиях заинтересованных лиц не усматривается.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (п. 3 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.09.2023 по делу N А41-12227/23, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12227/2023
Истец: ООО "Славный берег"
Ответчик: Администрация городского округа Солнечногорск Мо
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Московской области