г. Москва |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А41-14294/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатовой Е.А., Погонцева М.И.
при ведении протокола судебного заседания: Топчий К.Б.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск (ИНН: 5036154780, ОГРН: 1155074010288): представитель не явился, извещен;
от ООО "Управление капитального ремонта и строительства" (ОГРН: 1185074015587, ИНН: 5036174360) в лице конкурсного управляющего Воронцовой Екатерины Петровны)- представитель не явился, извещен
от Судебного пристава-исполнителя Подольского районного отдела судебных приставов УФССП по Московской области Балиевич Ю.Е. - представитель не явился, извещен
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561)- представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области (ИНН 7727270309 ОГРН 1047727043550)- представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск на решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2023 по делу N А41-14294/23
по заявлению Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск к ООО "Управление капитального ремонта и строительства" о снятии запрета на совершении регистрационных действий в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 50:55:0000000:50559, расположенного по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Мраморная, д. 10, пом. 1,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск (далее -комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управление капитального ремонта и строительства" (далее -ООО "УКРиС") с требованием о снятии запрета на совершении регистрационных действий в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 50:55:0000000:50559, расположенного по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Мраморная, д.10, пом.1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены судебный пристав-исполнитель Подольского районного отдела судебных приставов УФССП по Московской области 2 16_14315469 Балиевич Ю.Е., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.08.2023 по делу N А41-14294/23 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указывает истец, в муниципальной собственности городского округа Подольск числится нежилое помещение с кадастровым номером 50:55:0000000:50559, расположенное по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Мраморная, д.10, пом.1.
На указанное имущество зарегистрировано право оперативного управления МКП городского округа Подольск "Управление капитального ремонта и строительства" от 23.08.2013 N 50-50-55/051/2013-257. 17.12.2018 МКП городского округа Подольск "Управление капитального ремонта и строительства" прекратило свою деятельность ввиду реорганизации в форме преобразования в ООО "УКРиС".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.04.2022 по делу N А41- 82025/2020 ООО "УКРиС" было признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Подольск от 20.04.2018 N 50-П нежилое помещение с кадастровым номером 50:55:0000000:50559 было изъято из оперативного управления ООО "УКРиС" и передано в муниципальную казну, что подтверждается актом приема-передачи N 59 от 20.04.2018.
09.01.2023 Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о прекращении права оперативного управления.
Между тем, уведомлением от 17.01.2023 N КУВД-001/2023-223960/1 заявление было возвращено без рассмотрения, поскольку в ЕГРН имеются актуальные сведения об ограничениях (запретах) на совершение регистрационных действий с указанным имуществом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции указал на то что требования заявлены к ненадлежащему ответчику,
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Комитет указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований требований.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционных жалоб в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о государственной регистрации, установлен частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Истребование иных документов, не предусмотренных частью 4 статьи 18 Закона о регистрации, не допускается.
Статьей 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в пункте 2 также предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости.
Согласно пункту 8 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно пункту 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 в случае наложения судом или уполномоченным органом ареста на недвижимое имущество или установления запрета на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избрания залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации указанные суд или уполномоченный орган направляют в орган регистрации прав заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, либо заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства, либо соответствующий акт, вынесенный в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения о взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 N0007/20 (далее - Соглашение) судебные приставыисполнители, наложившие арест на недвижимое имущество (установившие иное ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, далее - арест) либо отменившие арест недвижимого имущества, направляют постановления о наложении ареста на имущество должника, постановления об отмене ареста имущества должника (либо постановления об окончании исполнительного производства, в котором указывается об отмене ареста имущества должника) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судебных приставов-исполнителей, с использованием СМЭВ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости для внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
Направление заверенных копий постановлений о наложении ареста на имущество должника, постановлений об отмене ареста имущества должника (либо постановлений об окончании исполнительного производства, в котором указывается об отмене ареста имущества должника) в форме бумажного документа допускается в случае недоступности сервиса СМЭВ либо нефункционирования каналов передачи данных в отделе судебных приставов более одних суток.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Соглашения копия постановления об отмене ареста имущества должника в форме бумажного документа может быть представлена в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, непосредственно судебным приставом-исполнителем, его вынесшим, либо направлена судебным приставом-исполнителем почтовой связью.
Кроме того, нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не содержат запрета на представление документов-оснований для прекращения обременения прав на объект недвижимости в бумажном виде лицом, в интересах которого производится государственная регистрация. Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 и Соглашения о взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 N0007/20 не изменяют и не отменяют требований федерального закона.
При наличии сомнений в подлинности представленных на государственную регистрацию документов регистрирующий орган не лишен права запросить такие документы в рамках правовой экспертизы в порядке межведомственного взаимодействия.
Таким образом, данная компетенция в силу закона отнесена к уполномоченным на то органам (судебному приставу-исполнителю или суду).
Вместе с тем, в рамках настоящего спора за совершением указанных действий истец обратился к ООО "УКРиС", в компетенцию которого снятие запрета на совершение регистрационных действий не входит.
Предъявление истцом требований к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием к отказу в иске, что само по себе не лишает его права вновь обратиться в суд для предъявления заявленных требований.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований обоснованно отказано.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.08.2023 по делу N А41-14294/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14294/2023
Истец: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
Ответчик: ООО "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА И СТРОИТЕЛЬСТВА"