г. Хабаровск |
|
18 октября 2023 г. |
А73-6993/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края": Труфанова Я.Е. руководитель, Скворцова И.А. представитель по доверенности от 09.01.2023;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Климова Т.С. по доверенности от 06.02.2023;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "СК "Монолит": Петяскин Э.В. по доверенности от 25.07.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края"
на решение от 28.07.2023
по делу N А73-6993/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края"
к УФК по Хабаровскому краю
о признании недействительным предписания
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СК "Монолит"
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (далее - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю, Управление) о признании недействительным п. 3 предписания от 06.02.2023 г. N 22-14-72/51-818 об устранении нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СК "Монолит" (далее - ООО "СК "Монолит").
Решением от 28.07.2023 суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с решением суда, КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права. В обоснование доводов указало, что отсутствие деления временных зданий и сооружений на титульные и нетитульные не основательны, так как Разделение на титульные и нетитульные не предусмотрено ПОС и не является обязательным требованием. Вместе с тем, данный документ прошел экспертизу и получил положительную экспертизу. Учреждение считает, что оформление и подписание акта о приеме-передаче временных сооружений и зданий по форме ОС-1а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7 не предусмотрено. Также Учреждение указывает, что работы (затраты) подрядчика по возведению и (или) приспособлению временных зданий и сооружений документально подтверждены и отражены в актах о приемке выполненных работ но форме КС-2 (далее - КС-2) и справках о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (далее - КС-3).
В судебном заседании представители КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель УФК по Хабаровскому краю в представленном отзыве и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "СК "Монолит" в представленном отзыве, представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы Учреждения.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, УФК по Хабаровскому краю была проведена проверка КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидии на строительство Детского больничного комплекса в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре (далее - объект строительства).
В ходе контрольного мероприятия было установлено, что КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" допущено неправомерное использование средств субсидии в части оплаты ООО "СК "Монолит" документально не подтвержденных затрат по возведению и (или) приспособлению временных зданий и сооружений на сумму 20 752 014 руб. 12 коп. (в том числе средств федерального бюджета в размере 19 212 419 руб. 33 коп.).
По результатам проверки в адрес КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" было выдано предписание от 06.02.2023 г. N 22-14-72/51-818, с требованием устранить нарушение (п. 3 предписания), возместить в доход федерального бюджета денежные средства в размере 19 212 419 руб. 33 коп.
Не согласившись с пунктом 3 указанного предписания, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Как следует из материалов дела между КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" и ООО "СК "Монолит" заключен государственный контракт N 0122200002517006877 от 21.12.2017 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства - "Детский больничный комплекс г. Комсомольск-на-Амуре" II очередь.
УФК по Хабаровскому краю в ходе проверки было установлено, что в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, п. 3.2 и п. 3.4 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 07.05.2021 г. N 45 (далее - ГСН 81-05-01-2001), пункта 4.2.3 государственного контракта от 21.12.2017 г. N 0122200002517006877-АН, КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" было допущено неправомерное использование средств субсидии в части оплаты ООО "СК "Монолит" документально не подтвержденных затрат по возведению и (или) приспособлению временных зданий и сооружений на сумму 20 752 014 руб. 12 коп. (в том числе средств федерального бюджета в размере 19 212 419 руб. 33 коп.).
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 24.12.2021, который получен представителем Учреждения - 24.12.2021 г.
Согласно п. 1.1. ГСН-81-05-01-2001: временные здания и сооружения - специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
В соответствии с п. 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
На основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учётным документом. Возведение временного здания и сооружения также является фактом хозяйственной деятельности, который должен быть оформлен соответствующим первичным документом.
В ходе проверки было установлено, что в проектной документации по объекту строительства разделение возводимых временных зданий и сооружений на титульные и нетитульные отсутствовало.
Ввод в эксплуатацию титульного временного здания и сооружения оформляется Актом о приеме-передаче здания (сооружения) по форме ОС-1а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7.
Для ввода в эксплуатацию временных нетитульных сооружений предусмотрена специальная унифицированная форма N КС-8 "Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения", утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100.
В ходе проведения проверки, при направлении возражений на акт проверки, документы о приемке-передаче временных зданий и сооружений и (или) акты ввода в эксплуатацию временных зданий и сооружений КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" представлены не были.
УФК по Хабаровскому краю в адрес КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" было направлено представление от 17.03.2022 N 22-14-72/51-1572 с требованием принять меры по возмещению в доход федерального бюджета денежных средств в размере 19 212 419 руб. 33 коп. либо предоставить документы, подтверждающие фактическое выполнение работ по возведению временных зданий и сооружений в срок до 30.06.2022 включительно.
Во исполнение представления от 17.03.2022 N 22-14-72/51-1572 КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" 22.04.2022 исх.N 1979 в адрес подрядной организации ООО "СК "Монолит" направлено требование о предоставлении документов подтверждающих затраты по возведению и (или) приспособлению временных зданий и сооружений на сумму 20 964 479 руб. 04 коп.
В связи с тем, что подрядчик ООО "СК "Монолит" не выполнило вышеуказанное требование, Учреждение в адрес ООО "СК "Монолит" было направлено требование о необходимости осуществить возврат денежных средств в сумме 20 964 479 руб. 04 коп. в срок до 20.05.2022.
Так как, в указанный в требовании срок ООО "СК "Монолит" не представило подтверждающие расходы документы и не перечислило денежные средства в сумме 20 964 479 руб. 04 коп., Учреждение обратилось в суд с иском о взыскании денежных средств в сумме 20 964 479 руб. 04 коп. с ООО "СК "Монолит".
Определением Арбитражного суда от 25.05.2022 исковое заявление принято к производству, возбуждено дело N А73-8332/2022.
На основании обращения УФК по Хабаровскому краю был продлен срок исполнения представления до 31.01.2023.
Вместе с тем, по состоянию на 31.01.2023 документов, подтверждающих факт возмещения в доход федерального бюджета денежных средств в размере 19 212 419 руб. 33 коп., либо документов, подтверждающих фактическое выполнение работ по возведению временных зданий и сооружений, заявителем представлено не было.
В связи с неисполнением требований представления от 17.03.2022 N 22-14-72/51-1572 УФК по Хабаровскому краю, в соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ в адрес КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" было направлено предписание от 06.02.2023 г. N 22-14-72/51-818 в пункте 3 предписания указано о нарушении КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, п. 3.2 и п. 3.4 ГСН 81-05-01-2001, пункта 4.2.3 государственного контракта от 21.12.2017 г. N 0122200002517006877-АН, а именно допущено неправомерное использование средств субсидии в части оплаты ООО "СК "Монолит" документально не подтвержденных затрат по возведению и (или) приспособлению временных зданий и сооружений на сумму 20 752 014 руб. 12 коп. (в том числе средств федерального бюджета в размере 19 212 419 руб. 33 коп.).
В указанном предписании КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" указано требование устранить нарушение, возместить в доход федерального бюджета денежные средства в размере 19 212 419 руб. 33 коп.
О результатах исполнения представления проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 31.07.2023.
Определением Арбитражного суда от 06.02.2023 производство по делу N А73-8332/2022 о взыскании с ООО "СК "Монолит" денежных средств на сумму 20 752 014 руб. 12 коп. было прекращено в связи с отказом от иска.
Письмом от 06.02.2023 г. N 03-08-701, то есть спустя 11 месяцев после вынесения представления от 17.03.2022 N 22-14-72/51-1572, КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" Управлению были представлены документы, подтверждающие, по мнению заявителя, фактическое выполнение работ по возведению временных зданий и сооружений, при этом указанные документы были датированы 2017 годом.
Указанные документы получены КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" от ООО "СК "Монолит" при рассмотрении дела N А73-8332/2022 в Арбитражном суде.
Представленные акты строительства и ввода временного сооружения в эксплуатацию (Акты N 1-7 от 24.12.2017 г.) на сумму 20 752 014 руб. 12 коп. и локально-сметные расчеты к ним не были приняты, поскольку не могли служить подтверждением выполнения работ по возведению и (или) приспособлению временных зданий и сооружений, так как данный факт, прежде всего, должен был быть отражен в изменениях проектной документации и общем журнале работ.
Кроме того, государственный контракт N 0122200002517006877-АН с ООО "СК "Монолит" заключен 21.12.2017, а представленные акты строительства и ввода временного сооружения в эксплуатацию подписаны сторонами 24.12.2017 (за исключением акта восстановления временных дорог от 10.09.2020).
За указанный период времени выполнение необходимого объема работ по возведению временных зданий невозможно. Кроме того, акты строительства и ввода временного сооружения N 1 и N 2, датированные 24.12.2017, содержат информацию о выполнении работ, при этом указанная дата окончания выполнения работ (по акту N 1 - 29.12.2017 г., по акту N 2 - 28.12.2017 г.) на момент подписания указанных документов не наступила.
С учетом указанного, УФК по Хабаровскому краю письмом от 28.03.2023 N 22-14-72/51-1743 проинформировало КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" о том, что пункт 3 предписания от 06.02.2023 N 22-14-72/51-818 подлежит исполнению в установленный срок.
В ходе рассмотрения дела КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" в суд первой инстанции представлен аналогичный пакет документов представленный в Управление письмом от 06.02.2023 г. N 03-08-701, только в измененном виде, документы датированы белее поздними датами январь, февраль 2018 г., а также фотоматериалы объекта строительства, что по мнению Учреждения подтверждает обоснованность затрат на сумму 20 752 014 руб. 12 коп.
К представленным документам, суд первой инстанции отнесся критически, поскольку фактически суду представлены документы с измененными датами, которые не подтверждают обоснованность затрат на сумму 20 752 014 руб. 12 коп.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В силу пункта 4.83 МДС 81-35.2004 (который в дальнейшем был отменен в связи с изданием Приказа Минстроя России от 06.10.2020 N 592/пр, вступившего в силу со дня вступления в силу Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр и действовал в момент строительства объекта) в главе 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к МДС 81-35.2004.
Пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что размер средств на возведение временных зданий и сооружений определяется:
по расчету, основанному на данных проекта организации строительства в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05012001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
На основании пункта 1.1 ГСН 81-05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.
Согласно пункту 1.2 ГСН 81-05-01-2001 сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства.
При этом согласно пункту 3.1 вышеуказанного ГСН размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться по нормам рассматриваемого Сборника либо по расчету, основанному на данных ПОС (проекта организации строительства).
В силу пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
Из пункта 3.3 ГСН 81-05-01-2001 следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства.
Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСН 81-05-01-2001).
На основании пункта 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 г. N 70, состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
С учетом вышеприведенных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что для подтверждения обоснованности затрат на временные здания и сооружения, в том числе, при их определении по установленным нормам в процентах от сметной стоимости строительства, они должны быть подтверждены проектной, исполнительской или иной документацией, позволяющей достоверно определить вид, характер и стоимость произведенных затрат на временные здания и сооружения, а также их соответствие Перечням, изложенным в Приложениях N 2 и 3 к ГСН 81-05-01-2001.
То есть независимо от выбранного способа определения размера средств на строительство титульных временных зданий и сооружений расчеты между заказчиком и подрядчиком за такие объекты должны производиться на основании документов, подтверждающих произведенные затраты.
В рассматриваемом случае таких документов Учреждением не представлено, в связи с чем не представляется возможным определить реальное наличие затрат на временные здания и сооружения; их отнесение к затратам, поименованным в названных Перечнях, и, соответственно, обоснованность применения к определению размера этих затрат нормативного метода в процентах от сметной стоимости работ.
Доводы Учреждения об отсутствии у него обязанности при применении нормативного метода расчета подтверждать документами фактическое выполнение конкретных видов работ и несение связанных с ними затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям и предусмотренных в Приложении 2 к ГСН 81-05-01-2001, не соответствует определенным в статьях 28, 162 БК РФ принципам документально подтвержденного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого предписания.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2023 по делу N А73-6993/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6993/2023
Истец: КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края"
Ответчик: УФК по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "СК "Монолит"