г. Ессентуки |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А63-1618/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красса Л.П., в режиме веб-конференции, при участии представителя Северо-Кавказской электронной таможни - Самойленко Ж.В. (доверенность от 26.12.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Птичий двор" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2023 по делу N А63-1618/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Птичий двор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказской электронной таможне (далее - Таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.2023 N 10805000-7/2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ.
Решением суда от 04.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением Таможней порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе указывает на незаконность и необоснованность принятого судом решения. Считает, что действия Общества не образуют состав вменяемого правонарушения. В просительной части апелляционной жалобы просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в случае невозможности принять по делу новый судебный акт - просит изменить решение суда, заменив административное наказание на предупреждение.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя таможни, проверив законность обжалуемого решения в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует.
28.02.2021 в 11 час. 31 мин. декларантом (Обществом) в соответствии с требованиями статей 104, 105, 106, 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза на Северо-Кавказский таможенный пост (центр электронного декларирования) (далее - таможенный пост) была подана электронная декларация на товары (далее - ЭДТ) N 10805010/280221/0007031 с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления". В отношении указанных товаров в ДТ указаны следующие сведения: Товар N1: оплодотворенные не племенные инкубационные яйца уток, для инкубации и выведения породы уток, для последующего выращивания и убоя на мясо, свежие, в ящиках по 200 яиц в каждом, вес брутто с поддоном 417 кг. : производитель grimaud freres selection s.a.s. тов.знак grimaud кол-во 4 000 шт (796) Таможенная стоимость товара, заявленная Декларантом в ЭДТ 379572,06 рублей, фактурная стоимость - 5099,22 доллар США, код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 0407191900, страна происхождения Франция, вес нетто 320 кг., вес брутто 392 кг. Товар прибыл из Франции по транспортной накладной N 24382 от 22.02.202, состав транспортного средства (тягач с прицепом) идентификатор ТС 31(7AF9252 / 5АК4605) по внешнеторговому контракту N 21020002/1326/0036/2/1 от 04.02.2021 и инвойсу N 550346 от 15.02.2021.
28.02.2021 в 11 часов 33 минуты ЭДТ N 10805010/280221/0007031 была зарегистрирована в установленном порядке.
По результатам проверки документов и сведений Таможней установлено, что декларируемые товары включены в перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Декларанту (Обществу) 28.02.2021 направлен запрос о предоставлении документа, подтверждающего прохождение ветеринарного контроля при проведении таможенного контроля сведений, заявленных в ДТ N 10805010/280221/0007031.
01.03.2021 в 15 часов 22 минуты был запрошен оригинал транспортного документа, содержащего сведения о прохождении ветеринарного контроля.
Данный документ был представлен декларантом 01.03.2021 в 15 часов 32 минуты.
11.01.2022 должностным лицом Таможни, в отсутствие представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении N 10805000-7/2023 по статье 16.3 КоАП РФ и 26.01.2023 вынесено постановление N 10805000-7/2023 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 50000р.
Посчитав постановление от 26.01.2023 N 10805000-7/2023 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 80 Таможенного кодекса лица, определенные данным Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с данным Кодексом для совершения таможенных операций.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса установлено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 108 Таможенного кодекса установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 названного Кодекса или определенных статьями 114-117 данного Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В рассматриваемом деле, ввезенный Обществом товар включен в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Приложением N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском Экономическом Союзе" (далее - Решение КТС N 317).
Приложением N 2 к Решению КТС N 317 утверждено Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Положение). Согласно пункту 3.15 Положения по результатам осуществления ветеринарного контроля должностным лицом пограничного контрольного ветеринарного пункта принимается одно из следующих решений в отношении подконтрольных товаров: - о пропуске; - о приостановке движения; - о запрете ввоза; - о возврате. Решение, принятое в отношении подконтрольного товара, оформляется должностным лицом ПКВП путем проставления соответствующих штампов по форме согласно Приложению N 3 к Приложению на ветеринарных и товаросопроводительных документах в соответствии с технологической схемой взаимодействия контрольных органов в пунктах пропуска через таможенную территорию Союза.
В результате таможенного контроля установлено, что ЭДТ N 10805010/280221/0007031 подана 28.02.2021, однако сведения о прохождении ветеринарного контроля датированы 01.03.2021, что является нарушением установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза. Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела и по существу Обществом не оспариваются.
Обществом не выполнены требования, предъявляемые к процедуре условного выпуска товаров, установленные статьей 107 Закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Выступая участником таможенных правоотношений, Общество должно знать о требованиях таможенного законодательства, выполнить обязательства о предоставлении документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов (ограничений) в отношении ввозимых товаров, сведения о которых заявлены в ЭДТ N 10805010/280221/0007031.
Таким образом, Обществом при таможенном декларировании не были представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Привлечение к административной ответственности Общества осуществлено Таможней в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухгодичного срока, исчисляемого с момента регистрации таможенным органом декларации на товары, являющейся документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного Обществом правонарушения, в материалы дела не представлены.
Основания для замены административного штрафа предупреждением, предусмотренного статьей 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку правонарушение совершено в области таможенного дела, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений.
В производстве Арбитражного суда Ставропольского края находилось также дело N А63-1614/2023 по заявлению Общества об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении от 26.01.2023 N 10805000-8/2023 с обстоятельствами, тождественными обстоятельствам настоящего дела.
На основании вышеизложенного, правонарушение, совершенное Обществом в рамках настоящего дела является повторным, соответственно норма части 2 статьи 3.4 КоАП РФ в данном случае не применима.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств не установлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административный штраф, назначенный Обществу в размере 50000р, отвечает целям административной ответственности за совершение конкретного указанного в постановлении правонарушения.
Также, судом апелляционной инстанции не установлено исключительных обстоятельств (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ) для назначения наказания в размере менее минимального размера санкции статьи 16.3 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют и Обществом не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф. Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия.
Судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований Общества о признании незаконным постановления Таможни за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
В обоснование своей позиции по делу, Общество ссылается на предъявление ввезенного товара и документов на него сотрудникам Россельхознадзора в первый рабочий день - 01.03.2021, ввиду чего, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
Ввоз товара на территорию Российской Федерации осуществлялся из Франции транзитом через Республику Беларусь. В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Таможенного кодекса действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления. Согласно пункту 2 статьи 151 Таможенного кодекса в месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены. Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток. Для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение 3-х часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа - в течение 3-х часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа (пп. 1 п. 3 ст. 151 Таможенного кодекса). Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса в случае если иное не предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании,, после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в пункте 3 статьи 151 настоящего Кодекса, лица, указанные в подпунктах l - 3 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.
Из изложенного следует, что у декларанта имеется 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов, чтобы либо осуществить декларирование товаров (получив необходимые отметки, свидетельствующие о прохождении подконтрольными товарами соответствующего вида контроля и подтверждения соблюдения запретов и ограничений, которые должны быть у декларанта на момент подачи ДТ. Однако, не проявив должную степень заботливости и осмотрительности, Общество подало электронную декларацию на товары, не представив документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в части прохождения подконтрольным товаром ветеринарного контроля (надзора), не выполнив тем самым требования таможенного законодательства ЕАЭС и совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ. Кроме того, согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, установленный режим работы СВХ "Альфа Транс Терминал" с 09 часов 00 минут до 21 часов 00 минут ежедневно, в том числе в праздничные дни. Сотрудниками управления, в полномочия которых входит проведение федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении подконтрольной продукции, установлен режим работы служебная неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику.
Таким образом, постановление Таможни является законным, в связи с чем в удовлетворении требований правомерно отказано. Доводы Общества, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2023 по делу N А63-1618/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Сулейманов З.М. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1618/2023
Истец: ООО "ПТИЧИЙ ДВОР"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Березов Роман Сергеевич