г. Тула |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А23-3755/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (г. Нижний Новгород, ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) - (доверенность от 05.06.2023), от заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) - Магера А.А. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Эй энд Эс Менеджмент" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000943658, ИНН 4025053058), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2023 по делу N А23-3755/2023 (судья Сахарова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - ПАО "Россети Центр и Приволжье", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - Калужской УФАС России, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2023 N 040/04/9.21-1215/2022 о назначении административного наказания, снижении размера штрафа на основании пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (с учетом уточнения от 17.08.2023, принятого судом к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эй энд Эс Менеджмент" (далее - ООО "Эй энд Эс Менеджмент").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что производство по делу в отношении общества подлежит прекращению, поскольку установленные Калужским УФАС России нарушения связаны с винновым бездействием конкретного должностного лица, притом что сетевой организацией были предприняты все зависящие от нее меры для предотвращения подобных нарушений. Считает, что административный штраф в размере 600 000 рублей носит неоправданно карательный характер и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем подлежит снижению в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку какой-либо ущерб ООО "Эй энд Эс Менеджмент" не причинен.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Эй энд Эс Менеджмент" отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в адрес Калужского УФАС России 02.11.2022 поступило заявление ООО "Эй энд Эс Менеджмент" о неисполнении ПАО "Россети Центр и Приволжье" мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения обращения и поступивших документов заместителем руководителя Калужского УФАС России в отношении ПАО "Россети Центр и Приволжье" составлен протокол от 27.01.2023 N 040/04/9.21-1215/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, на основании которого заместителем руководителя управления вынесено постановление от 17.04.2023 N 040/04/9.21-1215/2022 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО "Россети Центр и Приволжье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет повторное нарушение виновным лицом правил (порядка обеспечения) установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
Согласно абзацу второму статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абзац третий статьи 3 Закона N 147-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона N 147-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Из сведений из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ПАО "Россети Центр" является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" является сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается реестром субъектов естественной монополии (приказ ФСТ России от 27.06.2008 N 236-э), а также приказом министерства тарифного регулирования Калужской области от 29.12.2009 N230-ЭК "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго", применяющего метод доходности инвестированного капитала".
Следовательно, ПАО "Россети Центр и Приволжье" является субъектом естественной монополии.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Из материалов дела следует, что ООО "Эй Энд Эс Менеджмент" 06.04.2022 обратилось в сетевую организацию с заявкой N 43333 о выдаче технических условий и договора на технологическое присоединение на увеличение мощности к сетям электроснабжения объекта - производственное помещение, расположенное по адресу: Калужская область, г. Обнинск, промзона Мишково.
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В установленный срок с момента получения заявки (06.04.2022), то есть до 06.05.2022, мероприятия по направлению заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и подписанных технических условий со стороны ПАО "Россети Центр и Приволжье" осуществлены не были.
Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям направлен сетевой организацией в адрес ООО "Эй энд Эс Менеджмент" только 16.08.2023, то есть с нарушением срока на 1 год и 3 месяца.
Судом установлено, что ПАО "Россети Центр и Приволжье" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, в том числе ее части 2.
Так, постановлением заместителя руководителя Калужского УФАС России от 22.02.2022 по делу об административном правонарушении N 040/04/9.21-33/2022 обществу назначен административный штраф по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, который уплачен им 28.04.2022.
Таким образом, в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, обществом ни при рассмотрении дела административным органом, ни при рассмотрении дела в суде не представлено.
Факт совершения вменяемого правонарушения подтверждается протоколом от 27.01.2023 N 040/04/9.21-1215/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, постановлением от 17.04.2023 N 040/04/9.21-1215/2022 о назначении обществу административного наказания, другими материалами дела.
Ссылка общества на то, что им предпринимались меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в том числе назначены должностные лица, ответственные за организацию работ по приему и исполнению заявок потребителей на технологическое присоединение, и, следовательно, привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо, к полномочиям которого отнесено урегулирование вопросов технологического присоединения, а административное дело в отношении юридического лица подлежит прекращению, признается апелляционным судом несостоятельной в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом само по себе наличие либо отсутствие вины должностного лица не освобождает административный орган от необходимости рассмотрения дела, возбужденного в отношении юридического лица, и принятия по нему процессуального решения.
Производство по делу об административном правонарушении прекращается в случае установления обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
Таких обстоятельств по делу в отношении ПАО "Россети Центр и Приволжье" не имеется.
Сетевая организация, с учетом баланса интересов сторон, статуса сторон, значимости услуги по технологическому присоединению, своевременно обязана предпринимать все зависящие от нее меры для установления правильной, оптимальной схемы подключения, отвечающей требованиям законодательства на любой стадии заключения и исполнения договора.
В рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований и недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Общество, являясь профессиональным участником рынка оказания услуг технологического присоединения к электрическим сетям, должно было учесть все обстоятельства для своевременного исполнения своих обязанностей.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) не выявлено. Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) не имеется, поскольку допущенное правонарушение не является впервые совершенным. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей назначено обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод общества о том, что назначенный управлением административный штраф в размере 600 000 рублей является чрезмерным и подлежит снижению в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом суда, которое реализуется им в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Из материалов дела не следует и судом апелляционной инстанции не установлены такие исключительные обстоятельства, которые обязывали бы суд применить правило снижения административного штрафа, установленное частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
При этом приведенные заявителем в апелляционной жалобе в обоснование соответствующего довода обстоятельства исключительными обстоятельствами не являются.
Общество указывает, что ООО "Эй энд Эс Менеджмент" в течение всего периода с момента подачи заявки на увеличение мощности имело технологическое присоединение к сетям сетевой организации и осуществляло потребление электроэнергии; при этом ООО "Эй Энд Эс Менеджмент" не использовало даже ту мощность (350 кВт), которая имелась (подтверждается почасовым профилем мощности заявителя), в связи с чем какой-либо ущерб ООО "Эй энд Эс Менеджмент" не причинен.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не освобождают общество, являющееся субъектом естественной монополии и профессиональным участником рынка оказания услуг технологического присоединения к электрическим сетям, от обязанности по соблюдению указанный нормативных положений.
Как верно отметил суд, роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств предполагает ее активное поведение во взаимодействии, как с обратившимся лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленных законодательством порядке и сроки на процедуру технического присоединения.
Общество при отсутствии объективных и непреодолимых обстоятельств своевременно не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства.
Доказательств чрезмерности установленного размера штрафа либо возникновения каких-либо финансовых трудностей в связи с его уплатой общество не представило.
При этом договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям направлен сетевой организацией в адрес ООО "Эй энд Эс Менеджмент" только 16.08.2023, то есть с нарушением срока на 1 год и 3 месяца.
Таким образом, основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.
При таком положении в удовлетворении заявленных обществом требований судом отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.08.2023 по делу N А23-3755/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3755/2023
Истец: ПАО "Россети Центр и Приволжье"
Ответчик: Калужское управление ФАС России, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Эй энд Эс Менеджмент"