г. Хабаровск |
|
18 октября 2023 г. |
А73-5443/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от ООО "Хабавтотранс ДВ" - Гужин К.В., представитель по доверенности N 59 от 15.03.2023;
от АО "НЛТ" - Петрищев В.С., представитель по доверенности N 296 от 03.03.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Национальные Логистические Технологии"
на решение от 13.07.2023
по делу N А73-5443/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Национальные Логистические Технологии"
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
об урегулировании разногласий
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ПФО"
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Национальные Логистические Технологии" (ОГРН 1187746833450, ИНН 7708334941, далее - АО "НЛТ", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, далее - ООО "Хабавтотранс ДВ", региональный оператор, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N ТКО-557/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 25.10.2022.
Определением суда от 18.04.2023 в соответствии с положениями статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ПФО".
Решением от 13.07.2023 суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по спорным пунктам в редакции регионального оператора.
Законность, обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ по жалобе АО "НЛТ", которое, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о допущенных судом нарушениях норм материального права, полагает, что вывод суда о сроке начала действия договора с "01" июля 2022 года" не соответствует требованиям статьи 421, пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Заявитель апелляционной жалобы считает, что нарушение ответчиком порядка заключения договора привело к затягиванию заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и доказывает недобросовестность поведения ответчика, включение условия о ретроспективной оговорке противоречит статье 10, 168 ГК РФ. Кроме того, полагает, что региональный оператор не вправе предлагать стоимость услуги исходя из расчета по нормативу в случае регистрации места накопления.
ООО "Хабавтотранс ДВ" с доводами жалобы не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на нее, считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории городского округа "Город Хабаровск" и муниципального района имени Лазо Хабаровского края в соответствии с соглашением от 19.10.2021 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, с 01.07.2022.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо на 2022 год, а также производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.12.2022, в соответствии с которой в указанный период величина тарифа за 1 тонну - 6 607 руб. 69 коп., за 1 куб.м. - 779 руб. 71 коп.
Региональным оператором 13.04.2022 размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора в печатных средствах массовой информации - газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N 68 и одновременно на своем официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованное неопределённому кругу лиц - потребителям.
АО "НЛТ" направило в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" заявку потребителя на оказание услуг по обращению с ТКО 26.07.2022 и в тот же день направило в адрес Управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда Администрации города Хабаровска заявку о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск".
Решение о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск" по адресу: г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, д. 26 Б принято Управлением ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда Администрации города Хабаровска 03.08.2022.
Заявка АО "НЛТ" о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" направлена в адрес Управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда Администрации города Хабаровска 05.08.2022.
23.08.2022 площадка накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, д. 26 Б включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" за N 031904.
В результате переписки между региональным оператором и потребителем по поводу согласования точки сбора ТКО, площадка накопления ТКО, расположенная по адресу: г. Хабаровск, Матвеевское шоссе,26 Б, принята и включена в график вывоза ТКО с 17.10.2022.
Согласно пунктам 5 и 28 проекта договора, направленного региональным оператором в адрес АО "НЛТ" письмом от 07.11.2022 N 10047/ХБДВ, дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.07.2022.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к проекту договора объем принятых ООО "Хабавтотранс ДВ" ТКО за период с 01.07.2022 по 31.10.2022 составил 246,802 м3 в месяц, в связи с чем у сторон возник спор по пунктам 5, 28, Приложению N 1 "Объём и место (площадка) накопления АО "НЛТ".
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, изложил спорные пункты в следующей редакции:
- пункт 5 договора в редакции регионального оператора: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - "01" июля 2022 года".
- пункт 28 договора в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на срок с "01" июля 2022 года по "31" декабря 2022 года (включительно). Настоящий договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО. В части взаиморасчетов настоящий договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору".
Приложение N 1 к договору "I.Объём и место (площадка) накопления ТКО" и Приложение N 1.1 к договору "Информация по предмету договора.I.Объём принимаемых ТКО" изложил в редакции регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В статье 24.6 Закона N 89-ФЗ определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 12.11.2016 N 1156 (пункт 2, далее - Правила N 1156)
В силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1).
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
В Правилах N 1156 предусмотрено следующее: договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) данных Правил (пункт 5); потребитель - собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 2).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная соответствующим лицом, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4)).
В силу Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункт 8(12)).
В рассматриваемом случае судом установлено следующее, органом регулирования установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также утверждена производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.12.2022, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор разместил 13.04.2022, истец направил заявку 26.07.2022, площадка зарегистрирована 23.08.2022.
Между тем, региональной оператор обязан осуществлять деятельность в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами и при отсутствии заключенного договора услуги оказываются на условиях типового договора, что прямо следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил, следовательно, с 01.07.2022 отношения сторон по обращению с ТКО урегулированы условиями типового договора, в связи с чем суд правомерно не принял пункты 5, 28, Приложение N 1 к договору в редакции истца: "Дата оказания услуг по обращению с ТКО - 07 ноября 2022; "Настоящий договор вступает в силу с 07 ноября 2022"; из Приложения N 1 к договору "I.Объём и место (площадка) накопления ТКО" исключить пункт 1; в столбцах июль 2022, август 2022, сентябрь 2022, октябрь 2022 приложения N 1.1 к договору указать значение объема принимаемых ТКО - 00,000 м.куб/мес.
При этом довод о нарушении судом статьи 422 и пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несостоятелен, поскольку суд не может отказать истцу в иске в том случае, когда он не соглашается с предложенной истцом редакцией условий договора. В этом случае разрешение судом спора сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке, в редакции одной из сторон либо суда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2016 N 309-ЭС15-17035).
Иные доводы, приводимые в апелляционной жалобе, в том числе о не доказанности факта оказания услуг в период с 01.07.2022 по 01.10.2022, о недобросовестности поведения регионального оператора правового значения для разрешения разногласий по договору не имеют, расцениваются судом апелляционной инстанции как выбор способа защиты.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2023 по делу N А73-5443/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5443/2023
Истец: АО "Национальные Логистические технологии"
Ответчик: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Третье лицо: ООО "Управляющая компания ПФО"