г. Челябинск |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А07-41236/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2023 по делу N А07-41236/2019.
В судебном заседании до и после перерыва принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Уралком" - Парфенова Светлана Николаевна (доверенность от 16.03.2022, паспорт, диплом).
Центральный коммерческий банк (общество с ограниченной ответственностью) (далее - истец 1, Центркомбанк, банк) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (далее - ответчик 1, Религиозная организация), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ответчик 2, Управление) об установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39, 02:55:010904:46 в соответствии с данными межевого плана от 31.03.2016 (т. 1 л.д. 30-37).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции были привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ), общество с ограниченной ответственностью "Уралком" (далее - ООО "Уралком").
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2022 ООО "Уралком" (далее также - истец 2) привлечено к участию в деле в качестве соистца, с исключением из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Центркомбанк неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд:
1. Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 общей площадью 23 630 +/-54 кв.м, с видом разрешенного использования - для проектирования и строительства соборной мечети, расположенного в границах участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, на пересечение улиц Коммунистической и пр. С. Юлаева, в части наложения:
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты, м |
|
Х |
У |
|
н23 |
656888,65 |
1360220,33 |
8 |
656907,80 |
1360270,65 |
2 |
656895,41 |
1360279,26 |
н17 |
656892,94 |
1360275,78 |
н18 |
656869,43 |
1360263,43 |
н19 |
656876,77 |
1360226,46 |
н23 |
656888,65 |
1360220,33 |
2. Установить местоположение границ земельного участка, необходимого для безопасной эксплуатации объектов с кадастровыми номерами 02:55:010132:222, 02:55:010701:117, общей площадью 2 014 кв.м, расположенных в границах участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, на пересечении улиц Коммунистической и пр. С. Юлаева, в соответствии с фактическими границами:
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты, м |
Расстояние, м |
|
Х |
У |
|
|
н22 |
656912,91 |
1360206,29 |
3,73 |
н1 |
656915,52 |
1360208,95 |
18,65 |
н2 |
656907,43 |
1360225,72 |
3,31 |
н3 |
656909,80 |
1360228,03 |
3,76 |
н4 |
656911,83 |
1360231,19 |
3,02 |
н5 |
656912,66 |
1360234,09 |
3,06 |
н6 |
656912,44 |
1360237,14 |
3,96 |
н7 |
656911,34 |
1360240,94 |
4,21 |
н8 |
656908,81 |
1360244,30 |
32,91 |
н9 |
656924,44 |
1360273,26 |
3,92 |
н10 |
656927,75 |
1360275,36 |
7,05 |
н11 |
656934,75 |
1360276,20 |
1,42 |
н23 |
656935,96 |
1360275,45 |
2,45 |
23 |
656936,46 |
1360277,85 |
8,08 |
н28 |
656938,79 |
1360285,59 |
3,71 |
н14 |
656935,73 |
1360283,50 |
10,13 |
н15 |
656925,69 |
1360282,13 |
5,19 |
н16 |
656923,86 |
1360286,99 |
11,22 |
1 |
656812,73 |
1360285,56 |
14,62 |
3 |
656898,23 |
1360283,73 |
5,29 |
2 |
656895,41 |
1360279,26 |
4,27 |
н17 |
656892,94 |
1360275,78 |
12,83 |
н18 |
656896,43 |
1360263,43 |
41,87 |
н19 |
656876,77 |
1360226,46 |
8,77 |
н29 |
656884,56 |
1360222,44 |
9,27 |
н30 |
656881,70 |
1360213,62 |
3,70 |
н25 |
656878,14 |
1360214,64 |
4,50 |
н26 |
656876,88 |
1360210,32 |
4,70 |
н27 |
656881,40 |
1360209,02 |
4,51 |
н24 |
656882,66 |
1360213,35 |
9,07 |
н31 |
656885,45 |
1360221,98 |
25,89 |
н20 |
656908,46 |
1360210,11 |
2,55 |
н21 |
656910,56 |
1360211,56 |
5,77 |
н22 |
656912,91 |
1360206,29 |
- |
н1 |
656888,56 |
1360220,1 |
- |
(т. 8 л.д. 30-34).
В порядке статьи 49 АПК РФ указанное уточнение предмета исковых требований было принято судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2023 (резолютивная часть от 20.04.2023) исковые требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласилось Управление (далее - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Апеллянт указал, что в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" с 01.01.2021 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы государственной власти Республики Башкортостан. Поскольку полномочия собственника земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 и формирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 осуществляло Управление, дополнительное согласование при формировании нового земельного участка не требовалось. При формировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 смежные земельные на кадастровом плане отсутствовали, привязка соседних объектов недвижимости (автозаправочная станция) также отсутствовала. В силу изложенного апеллянт полагал, что на момент проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 объекты недвижимого имущества (автозаправочная станция) обладали признаками самовольной постройки.
Ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2017 N 32-КГ16-29, определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535, апеллянт полагал, что признание недействительными результатов установления границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 в результате межевания, в том числе в связи с наличием допущенной при таком установлении границ ошибки, само по себе не влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов, требования банка подлежали рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка. При вынесении решения судом определены границы земельного участка, необходимого для безопасной эксплуатации объектов с кадастровыми номерами 02:55:010132:222, 02:55:010701:117, общей площадью 2 014 кв.м, признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46, при этом судом не были узнаны новые координаты границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46, подлежащие уточнению.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело было назначено к судебному разбирательству на 19.07.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 02.08.2023.
К дате судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции от ООО "Уралком", Центркомбанка поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 была произведена замена судьи Камаева А.Х. в составе суда на судью Аникина И.А.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 05.09.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 была произведена замена судьи Томилиной В.А. в составе суда на судью Колясникову Ю.С.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 03.10.2023.
Протокольным определением суда от 03.10.2023 в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы был объявлен перерыв до 10.10.2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в итоговое судебное заседание до и после перерыва представители лиц, участвующих в деле, кроме ООО "Уралком", не явились.
В отсутствие возражений представителя ООО "Уралком" и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся иных представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, между ООО "Инвестпром" (продавец) и ООО "Акойл" (покупатель) был подписан договор купли-продажи N 93 от 13.05.2003, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить электрооборудование: КТПН - 400 кВ, Трансформатор ТМ- 40/6 кВ.
Постановлением главы Администрации г. Уфы от 14.08.2003 N 3605 ООО "Акойл" разрешено проектирование автогазозаправочной станции по ул. Воровского на пересечении с ул. Коммунистической в Кировском районе города, земельный участок ориентировочно площадью 0,1 га городских земель (т. 7 л.д. 52).
Актом об отводе границ участка от 12.09.2003 ООО "Акойл" выделен земельный участок площадью 2 144,5 кв.м для строительства автогазозаправочной станции (т. 7 л.д. 174).
Постановлением главы Администрации г. Уфы от 24.10.2003 N 4949 ООО "Акойл" предоставлен земельный участок площадью 2 144,5 кв.м, относящийся к категории земель поселений, находящийся на пересечении улиц Воровского - Коммунистической в Кировском районе г. Уфы, в аренду сроком до 30.10.2003 для строительства автогазозаправочной станции (т. 2 л.д. 27, т. 7 л.д. 171 оборот).
Актом приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 10.11.2003, утвержденного постановлением главы муниципального образования Кировский район г. Уфы от 12.11.2003 N 475, была принята и введена в эксплуатацию автогазозаправочная станция (т. 4 л.д. 11-17, т. 7 л.д. 111-112, 113).
На основании указанного акта ООО "Акойл" было зарегистрировано право собственности на автозаправочную станцию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 02 АА N 147969 16.12.2003 (т. 7 л.д. 54, 114).
Согласно актам отвода границ участка от 26.02.2004 земельный участок площадью 2 144,5 кв.м был размежеван на два земельных участка площадью 1 035 кв.м и 1 109 кв.м, с указанием координат образуемых земельных участков (т. 7 л.д. 115, 116).
По заявлениям ООО "Акойл" (т. 3 л.д. 6, 25) указанные земельные участки 25.03.2005 были поставлены на государственный кадастровый учет: земельный участок с кадастровым номером 02:55:010904:0038 площадью 1 035 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 02:55:010904:0039 площадью 1 109 кв.м.
Постановлением главы Администрации г. Уфы от 21.02.2005 N 639 ООО "Акойл" были представлены земельный участок площадью 1 109 кв.м, относящийся к категории земель поселений, находящийся на пересечении проспекта Салавата Юлаева и улицы Коммунистической в Кировском районе г. Уфы, занимаемый автогазозаправочной станцией в аренду сроком на 10 лет, а также земельный участок площадью 1 035 кв.м, относящийся к категории земель поселений, находящийся на пересечении проспекта Салавата и улицы Коммунистической в Кировском районе г. Уфы, занимаемый прилегающей территории, в аренду сроком на 5 лет (т. 3 л.д. 8-9, т. 7 л.д. 117).
Соглашением от 24.02.2005 расторгнут договор аренды земельного участка N 3036-03 от 28.10.2003, заключенный на основании постановления главы Администрации г. Уфы N 639 от 21.02.2005 с 12.11.2003 (т. 7 л.д. 118).
На основании постановления главы Администрации г. Уфы от 21.02.2005 N 639 между Администрацией (арендодатель) и ООО "Акойл" (арендатор) бфл заключен договор аренды земельного участка N 860-05 от 20.05.2005 (т. 4 л.д. 19-20, т. 7 л.д. 119-122), в соответствие с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 02:55:010904:0038, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский (на пересечении пр. Салавата Юлаева и ул. Коммунистическая), для использования в целях занимаемой прилегающей территории, в границах указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 1 035 кв.м. Срок аренды установлен с 21.02.2005 по 21.02.2010, условия договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 12.11.2003.
Между Администрацией (арендодатель) и ООО "Акойл" (арендатор) также был заключен договор аренды земельного участка N 859-05 от 20.05.2005 (т. 7 л.д. 147-148), в соответствие с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 02:55:010904:0039, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский (на пересечении пр. Салавата Юлаева и ул. Коммунистическая), для использования в целях занимаемой прилегающей территории, в границах указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 1 109 кв.м. Срок аренды установлен с 21.02.2005 по 21.02.2015, условия договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 12.11.2003.
05.10.2011 составлен акт о прекращении договора аренды земельного участка N 860-05 от 20.05.2005, заключенного с ООО "Акойл" (т. 7 л.д. 150).
14.02.2013 заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка N 859-05 от 20.05.2005 (т. 7 л.д. 142 оборот).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 23.08.2012 (т. 7 л.д. 151-152) с 23.08.2012 право собственности на строения - автогазозаправочная станция площадью 22,3 кв.м, автоаправочная станция площадью 20,1 кв.м, автогазозаправочная станция площадью 16,9 кв.м, трансформаторная станция общей площадью 4,7 кв.м - перешло к ООО "Бизнес - Альянс".
На основании постановления Администрации г. Уфа от 05.11.2013 N 5575 (т. 7 л.д. 141-142) 23.01.2014 между Управлением (арендоатель) и ООО "Бизнес - Альянс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 19-14, в соответствие с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010904:38, расположенный по адресу: Кировский район г. Уфа Республики Башкортостан на пересечении пр. Салавата Юлаева и ул. Коммунистической, занимаемый трансформаторной подстанцией, общей площадью 1 035 кв.м. Срок аренды договора с 05.11.2013 по 01.01.2015 (т. 1 л.д. 101-104, т. 4 л.д. 49-50).
06.05.2016 между ИП Рахимкуловым Д.Р. (должник) и Центркомбанк (кредитор) заключено соглашение о прекращении обязательств путем предоставления отступного N 1 (т. 1 л.д. 18-19), согласно которому кредитору в качестве отступного, прекращающего обязательства должника, указанные в п. 1 соглашения, передано в собственность недвижимое имущество, принадлежащее должнику на праве собственности:
- трансформаторная подстанция, назначение: нежилое здание, общая площадь 4,7 кв.м, количество этажей 1, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, проспект Салавата Юлаева, кадастровый номер 02:55:010131:222, трансформаторная подстанция принадлежит должнику на основании договора купли-продажи заложенного имущества по результатам торгов от 10.12.2015 N 1,
- автогазозаправочная станция, назначение: нежилое здание, количество этажей 1, общей площадью 22,3 кв.м., адрес объекта: РБ, г. Уфа, Кировский р-н, пересечение проспекта Салавата Юлаева ул. Коммунисической, кадастровый номер 02:55:010701:117, автогазозаправочная станция принадлежит должнику на основании договора купли-продажи заложенного имущества по результатам торгов от 10.12.2015 N 2.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.05.2016 Центркомбанку на праве собственности принадлежит автогазозаправочная станция, назначение: нежилое здание, количество этажей 1, общей площадью 22,3 кв.м., адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, пересечение проспекта Салавата Юлаева ул. Коммунисической, кадастровый номер 02:55:010701:117 (т. 1 л.д. 16).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.05.2016 Центркомбанку на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция, назначение: нежилое здание, площадь 4,7 кв.м, количество этажей 1, адрес (местонахождение объекта): Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, пересечение проспект Салавата Юлаева - Коммунистической, кадастровый номер: 02:55:010131:222 (т. 1 л.д. 17).
Указанное имущество с момента его создания находится на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:010904:38 и 02:55:010904:39, площадью 1 035 кв.м. и 1 109 кв.м соответственно, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, на пересечении проспекта Салавата Юлаева и улицы Коммунистической, земельные участки поставлены на кадастровый учет 25.03.2005.
Постановлением главы Администрации г. Уфы от 10.08.2007 N 5003 (т. 7 л.д. 75) Религиозной организации был утвержден акт выбора земельного участка N А-97/ю от 26.03.2007 для строительства соборной мечети на пересечении ул. Коммунистической и проспекта Салавата Юлаева.
В акте выбора земельного участка N А-97/ю от 26.03.2007 (т. 7 л.д. 85-95) указано на нахождение на испрашиваемом земельном участке АГЗС N 1 ООО "Акойл-Башкортостан" (т. 7 л.д. 85 оборот), а также на необходимость получения согласования с ООО "Акойл-Башкортостан" как с собственником сносимых строений (т. 7 л.д. 86 оборот).
21.12.2007 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:010904:46 для проектирования и строительства соборной мечети.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.01.2021 N 99/2021/369030088 (т. 2 л.д. 35-47) земельный участок с кадастровым номером 02:55:010904:46 по договору от 02.07.2015 N 54БСП-15 предоставлен в безвозмездное пользование Религиозной организации.
Центркомбанк в целях надлежащего оформления арендных отношений в отношении указанных земельных участков направил в Управление заявления от 26.05.2016 с просьбой заключить договоры аренды на спорные земельные участки (т. 1 л.д. 48, 51).
В письмах N 17103 от 23.06.2016, N 17107 от 23.06.2016 Центркомбанку было отказано в предоставлении земельных участков в аренду по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки находятся на проезжей части уличной магистрали проспекта С. Юлаева г. Уфы и находятся в границах красных линий (т. 1 л.д. 49-50, 52-53).
Истцом проведены кадастровые работы по уточнению границ земельных участков, составлен межевой план от 31.03.2016 (т. 1 л.д. 587-75).
При проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 установлено несоответствие кадастровых сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, фактическим. Сведения о местоположении ранее установленных границ и поворотных точек земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют фактическим, в результате чего в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 и смежных с ним земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:39 и 02:55:010904:46 была допущена кадастровая ошибка.
Проведены кадастровые работы по определению фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 и смежных с ним земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:39, 02:55:010904:46.
Земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010904:38 и 02:55:010904:39 были поставлены на кадастровый учет 25.03.2005, как ранее учтенные земельные участки, с площадями 1 035 кв.м и 1109 кв.м для предоставления в аренду под автогазозаправочную станцию и ТП.
Согласно межевому плану от 31.03.2016 площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 в результате выполнения вышеуказанных работ увеличивается на 55 кв.м и составляет 1 090 кв.м, а площадь смежного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:39 в результате выполнения вышеуказанных работ уменьшается на 71 кв.м и составляет 1 038 кв.м.
Как указал Центркомбанк в исковом заявлении, была выявлена кадастровая ошибка, при уточнении земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38 и 02:55:010904:39, образуется наложение на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010904:46. Данный участок предоставлен Религиозной организации 21.12.2007. Согласие на изменение границ также предоставлены в акте согласования. Площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 составляет 23 630 кв.м по сведениям государственного кадастра недвижимости, фактически площадь земельного участка составляет 22 983 кв.м, что на 647 кв.м меньше указанной в государственном кадастре недвижимости.
В результате выявленной кадастровой ошибки Центркомбанком были предприняты меры по досудебному урегулированию вопроса с Религиозной организацией, однако Религиозная организация отказалась от согласования местоположения границ земельных участков, изложив свою позицию в письме от 03.06.2016 (т. 1 л.д. 57).
Центркомбанком было направлено письмо в Управление с просьбой согласовать межевой план с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38, на что в письме N 19124 от 22.06.2016 получен отказ в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:39 накладываются на границы земельного участка Религиозной организации (т. 1 л.д. 55-56).
Ссылаясь на вышеуказанные фактические обстоятельства, на отказ ответчиками от согласования с истцом 1 границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39, 02:55:010904:46, как указано в межевом плане от 31.03.2016, Центркомбанк обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
В период рассмотрения спора, по ходатайству Центркомбанка, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.10.2021 была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Топограф" Алчиновой Гульназ Ринатовне.
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1. Определить на местности границы земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39, существовавших в государственном кадастре недвижимости / ЕГРН до их снятия с кадастрового учета 23.06.2020 по заявлению Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в связи с отсутствием правообладателя.
2. Соответствовали ли фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости / ЕГРН до их снятия с кадастрового учета 23.06.2020?
3. Если не соответствуют, то определить, какое именно несоответствие имеет место, в каком документе, в связи с чем допущена ошибка.
4. Имелось ли наложение земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 до их снятия с кадастрового учета на земельные участки с кадастровым номером 02:55:000000:42272 (автодорога), 02:55:010904:46? Если имелось, то в какой части и в каких координатах?
5. Определить размер и координаты земельного участка, необходимого для безопасной эксплуатации объектов с кадастровыми номерами 02:55:010132:222, 02:55:010701:117?
В материалы дела поступило заключение эксперта N 21/10-6 от 15.12.2021 (т. 5 л.д. 100-134).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции на основании экспертного заключения пришел к выводу о том, что при первичной постановке на кадастровой учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:556010904:38, 02:55:010904:39 была допущена реестровая (кадастровая) ошибка в части указания в государственном кадастре недвижимости местонахождения данных земельных участков, поскольку фактическая территория землепользования автогазозаправочной станции была смещена относительно данных кадастрового учета ранее существовавших участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 на величину до 39 метров, что, в свою очередь, привело к наложению территории землепользования автогазозаправочной станции на вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010904:46. С учетом данного обстоятельства, формирования границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 без учета территории землепользования автогазозаправочной станции и без получения согласия собственников АГЗС и ТП на их снос, что было предписано актом выбора земельного участка для строительства соборной мечети у пересечения ул. Коммунистической и пр. Салавата Юлаева в Кировском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, судом первой инстанции был разрешен земельный спор в части установления границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39, 02:55:010904:46 по предложенному судебным экспертом варианту.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Управления, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при этом избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Отказ в иске со ссылкой на неправильный выбор способа судебной защиты (при формальном подходе к квалификации заявленного требования), при очевидности преследуемого истцом материально-правового интереса недопустим, поскольку не обеспечивает разрешение спора, определенность в отношениях сторон, баланс их интересов и стабильность гражданского оборота в результате рассмотрения одного дела в суде, что способствовало бы процессуальной экономии и максимально эффективной защите прав и интересов всех причастных к спору лиц.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, с 01.01.2017 регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), определен в статье 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, согласно которому воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).
При этом в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.04.2009 N 15148/08, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади земельного участка вследствие исправления реестровой ошибки в описании местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка у всех зарегистрированных правообладателей, включая собственника, то есть, по сути представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом уникальными характеристиками, прекращаются.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
Согласно положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и разъяснениям, изложенным в пункте 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, спор о зарегистрированных правах на земельный участок не может быть разрешен путем предъявления требований к органу регистрации прав об исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
Таким образом, значимым для дела обстоятельством является определение соответствия расположения места фактического нахождения используемых сторонами земельных участков их расположению, указанному в правоустанавливающих документах сторон, суду необходимо было установить соответствие юридической и фактической границы земельных участков, оценить наличие несовпадения закрепленным в государственном кадастре недвижимости сведениям об их местоположении фактическому, существующему на местности нахождению границ, выявить его причину.
В соответствии с частями 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Итогом рассмотрения требования об установлении границ земельного участка должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством.
Из материалов дела следует, что Центркомбанку на праве собственности принадлежат автогазозаправочная станция, назначение: нежилое здание, количество этажей 1, общей площадью 22,3 кв.м., адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, пересечение проспекта Салавата Юлаева ул. Коммунисической, кадастровый номер 02:55:010701:117, а также трансформаторная подстанция (ТП), назначение: нежилое здание, площадь 4,7 кв.м, количество этажей 1, адрес (местонахождение объекта): Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, пересечение проспект Салавата Юлаева - Коммунистической, кадастровый номер: 02:55:010131:222.
Указанное имущество было возведено ООО "Акойл" на земельном участке площадью 2 144,5 кв.м, отведенном для строительства автогазозаправочной станции, который в последствии был размежеван на два земельных участка площадью 1 035 кв.м и 1 109 кв.м.
По заявлениям ООО "Акойл" указанные земельные участки 25.03.2005 были поставлены на государственный кадастровый учет: земельный участок с кадастровым номером 02:55:010904:0038 площадью 1 035 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 02:55:010904:0039 площадью 1 109 кв.м.
Истцом 1 были проведены кадастровые работы по уточнению границ указанных земельных участков, составлен межевой план от 31.03.2016.
При проведении кадастровых работ по уточнению границ было установлено несоответствие кадастровых сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, фактическим, в результате чего в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 и смежных с ним земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:39 и 02:55:010904:46 была допущена кадастровая ошибка.
Поскольку для рассмотрения данного спора по существу необходимы специальные познания, суд первой инстанции по ходатайству Центркомбанка определением от 12.10.2021 назначил судебную землеустроительную экспертизу.
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1. Определить на местности границы земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39, существовавших в государственном кадастре недвижимости/ЕГРН до их снятия с кадастрового учета 23.06.2020 по заявлению Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в связи с отсутствием правообладателя.
2. Соответствовали ли фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости/ ЕГРН до их снятия с кадастрового учета 23.06.2020?
3. Если не соответствуют, то определить, какое именно несоответствие имеет место, в каком документе, в связи с чем допущена ошибка.
4. Имелось ли наложение земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 до их снятия с кадастрового учета на земельные участки с кадастровым номером 02:55:000000:42272 (автодорога), 02:55:010904:46? Если имелось, то в какой части и в каких координатах?
5. Определить размер и координаты земельного участка, необходимого для безопасной эксплуатации объектов с кадастровыми номерами 02:55:010132:222, 02:55:010701:117?
В материалы дела поступило заключение эксперта N 21/10-6 от 15.12.2021.
При ответе на первый вопрос эксперт пришел к выводу, что согласно сведениям кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 сняты с кадастрового учета, в связи с чем понятие "определить на местности" допускает двузначное толкование:
1) произвести вынос в натуру координаты поворотных точек ранее существовавших участков 02:55:010904:39, 02:55:010904:38.
2) определить фактическую границу участков 02:55:010904:39, 02:55:010904:38.
По координатам точек, сведения о которых были изначально внесены в данные кадастрового учета, указанные участки расположены на проезжей части проспекта Салавата Юлаева. Провести соответствующие работы по выносу на местность координат поворотных точек без остановки движения автотранспорта не представляется возможным. Графические данные о расположении участков 02:55:010904:39, 02:55:010904:38 с наложением на публичные картографические материалы приведены в приложении 1 (внемасштабный чертеж с наложением на растровое изображение).
Исходя из представленных в материалах дела документов и графических данных (чертеже и схем), возможно идентифицировать территорию фактического пользования автогазозаправочной станции по своей конфигурации и линейным размерам с суммой контуров ранее существовавших земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:39, 02:55:010904:38. При этом фактические координаты территории землепользования автогазозаправочной станции имеют значительные расхождения с координатами ранее существовавших участков 02:55:010904:39, 02:55:010904:38.
Территория фактического землепользования определена двумя контурами.
Контур территории землепользования автогазозаправочной станции площадью 1994*16 определен по следующим поворотным точкам (координатам):
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты, м |
Расстояние, м |
|
Х |
У |
|
|
н1 |
656915,52 |
1360208,95 |
18,65 |
н2 |
656907,43 |
1360225,72 |
3,31 |
н3 |
656909,80 |
1360228,03 |
3,76 |
н4 |
656911,83 |
1360231,19 |
3,02 |
н5 |
656912,66 |
1360234,09 |
3,06 |
н6 |
656912,44 |
1360237,14 |
3,96 |
н7 |
656911,34 |
1360240,94 |
4,21 |
н8 |
656908,81 |
1360244,30 |
32,91 |
н9 |
656924,44 |
1360273,26 |
3,92 |
н10 |
656927,75 |
1360275,36 |
7,05 |
н11 |
656934,75 |
1360276,20 |
2,66 |
н12 |
656937,01 |
1360274,80 |
11,50 |
н13 |
656939,46 |
1360286,04 |
4,51 |
н14 |
656935,73 |
1360283,50 |
10,13 |
н15 |
656925,69 |
1360282,13 |
5,19 |
н16 |
656923,86 |
1360286,99 |
11,22 |
н14 |
656935,73 |
1360283,50 |
10,13 |
н15 |
656925,69 |
1360282,13 |
5,19 |
н16 |
656923,86 |
1360286,99 |
11,22 |
1 |
656812,73 |
1360285,56 |
14,62 |
3 |
656898,23 |
1360283,73 |
5,29 |
2 |
656895,41 |
1360279,26 |
4,27 |
н17 |
656892,94 |
1360275,78 |
12,83 |
н18 |
656896,43 |
1360263,43 |
41,87 |
н19 |
656876,77 |
1360226,46 |
8,77 |
н20 |
656908,46 |
1360210,11 |
2,55 |
н21 |
656910,56 |
1360211,56 |
5,77 |
н22 |
656912,91 |
1360206,29 |
3,73 |
н1 |
656888,56 |
1360220,1 |
|
В точках 1-2-3 граница определена по кадастровой границе смежного участка 02:55:010904:162, расхождения с данными кадастрового учета в этой части не превышают 0,2 м, возможно расценивать как незначительные (укладываются в величину двойной допустимой погрешности = 0,2 м, установленной для контроля межевания).
Контур территории пользования трансформаторной подстанции площадью 212 определен по следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты, м |
Расстояние, м |
|
Х |
У |
|
|
н24 |
656882,66 |
1360213,35 |
4,70 |
н25 |
656878,14 |
1360214,64 |
4,5 |
н26 |
656876,88 |
1360210,32 |
4,70 |
н27 |
656881,40 |
1360209,02 |
4,51 |
н24 |
656882,66 |
1360213,35 |
|
Конфигурация территории землепользования соответствует сумме контуров земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39. Расхождения в конфигурации с южной части фактической территории землепользования может быть объяснено отсутствием ограждения на момент обследования, граница территории фактического землепользования определялась по замощению (бордюрам) с учетом въезда и выезда на проезжую часть. Тогда как при определении территории землепользования в 2003 и 2005 годах южная граница вероятнее всего определялась по границе проезжей части либо по красным линиям.
Для исключения дублирования выводы по вопросам 2, 3 эксперт объединил.
Фактическая территория землепользования автогазозаправочной станции смещена относительно данных кадастрового учета ранее существовавших участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 на величину до 39 метров.
Исходя из исследований, усматривается, что территория землепользования автогазозаправочной станции была сформирована не позже октября 2003 года. Конфигурация территории землепользования по состоянию на 2003 год соответствует сумме контуров образованных позднее в 2005 году земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39, а также конфигурации фактической территории землепользования автогазозаправочной станции. Расхождения с южной части фактической территории землепользования может быть объяснено отсутствием ограждения на момент обследования, граница территории фактического землепользования определялась по замощению (бордюрам) с учетом въезда и выезда на проезжую часть. Тогда как при определении территории землепользования в 2003 и 2005 годах южная граница вероятнее всего определялась по границе проезжей части либо по красным линиям.
В данные кадастрового учета сведения о границах участков были внесены со смещением.
Исходя из проведенных исследований, возможно определить, что при первичной постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 была допущена реестровая (кадастровая) ошибка.
При ответе на четвертый вопрос эксперт пришел к выводу, что фактическая территория землепользования автогазозаправочной станции смещена относительно данных кадастрового учета ранее существовавших участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 на величину до 39 метров.
Контур территории фактического пользования пересекает кадастровую границу участка 02:55:010904:46, площадь наложения 611,6 кв.м. Территория наложения определена по следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты Х |
Координаты У |
н23 |
656888,65 |
1360220,33 |
8 |
656907,80 |
1360270,65 |
2 |
656895,41 |
1360279,26 |
н17 |
656892,94 |
1360275,78 |
н18 |
656869,43 |
1360263,43 |
н19 |
656876,77 |
1360226,46 |
н23 |
656888,65 |
1360220,33 |
В данные кадастрового учета внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 02:55:000000:42272 (сооружение - автодорога). Сведения внесены в виде линейного объекта протяженностью 6 856 м. Графические данные приведены на чертеже приложения 1 и на чертеже по тексту настоящего заключения. Линейный объект пересекает контур ранее существовавшего участка 02:55:010904:38 по следующим координатам (площадь для линейного объекта не определена):
Обозначение характерных точек границ |
Координаты Х |
Координаты У |
15 |
656961,02 |
1360271,57 |
16 |
656952,34 |
1360245,52 |
17 |
656945,40 |
1360226,20 |
18 |
656938,76 |
1360207,76 |
19 |
656935,16 |
1360199,26 |
По данным кадастрового учета взаимопересечения и наложения земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39, 02:55:010904:46 отсутствовали.
При ответе на пятый вопрос эксперт пришел к выводу, что газозаправочная станция является сложным сооружением, включающим в себя не только объекты недвижимости, в отношении которых произведен кадастровый учет и зарегистрированы права, но и вспомогательные сооружения в виде резервуаров, насосных блоков и т.п. При оценке площади, необходимой для безопасной эксплуатации такого объекта, необходимо принимать во внимание, что газозаправочная станция имеет V класс опасности, учитывать расстояния от хранилища сжиженного газа до распределительных устройств электроэнергии и трансформаторных подстанций. Оценка безопасной эксплуатации автогазозаправочной станции не входит в область познаний эксперта в области землеустройства, объект имеет узкую специфику, эксплуатация определяется специальными нормативными актами.
Исходя из представленных документов, автогазозаправочная станция используется с 2003 года. Объект введен в эксплуатацию в соответствии с существовавшими на момент строительства нормативными актами (в материалах дела представлен акт ввода в эксплуатацию). Территория используется по назначению, порядок пользования является сложившимся более 15 лет.
В рамках настоящей экспертизы может быть предложен вариант определения границ по фактическому сложившемуся пользованию. Графические данные приведены в приложении 2.
Территория землепользования по фактическому использованию площадью 2 014 кв.м, может быть определена по следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты, м |
Расстояние, м |
|
Х |
У |
|
|
н22 |
656912,91 |
1360206,29 |
3,73 |
н1 |
656915,52 |
1360208,95 |
18,65 |
н2 |
656907,43 |
1360225,72 |
3,31 |
н3 |
656909,80 |
1360228,03 |
3,76 |
н4 |
656911,83 |
1360231,19 |
3,02 |
н5 |
656912,66 |
1360234,09 |
3,06 |
н6 |
656912,44 |
1360237,14 |
3,96 |
н7 |
656911,34 |
1360240,94 |
4,21 |
н8 |
656908,81 |
1360244,30 |
32,91 |
н9 |
656924,44 |
1360273,26 |
3,92 |
н10 |
656927,75 |
1360275,36 |
7,05 |
н11 |
656934,75 |
1360276,20 |
1,42 |
н23 |
656935,96 |
1360275,45 |
2,45 |
23 |
656936,46 |
1360277,85 |
8,08 |
н28 |
656938,79 |
1360285,59 |
3,71 |
н14 |
656935,73 |
1360283,50 |
10,13 |
н15 |
656925,69 |
1360282,13 |
5,19 |
н16 |
656923,86 |
1360286,99 |
11,22 |
1 |
656812,73 |
1360285,56 |
14,62 |
3 |
656898,23 |
1360283,73 |
5,29 |
2 |
656895,41 |
1360279,26 |
4,27 |
н17 |
656892,94 |
1360275,78 |
12,83 |
н18 |
656896,43 |
1360263,43 |
41,87 |
н19 |
656876,77 |
1360226,46 |
8,77 |
н29 |
656884,56 |
1360222,44 |
9,27 |
н30 |
656881,70 |
1360213,62 |
3,70 |
н25 |
656878,14 |
1360214,64 |
4,50 |
н26 |
656876,88 |
1360210,32 |
4,70 |
н27 |
656881,40 |
1360209,02 |
4,51 |
н24 |
656882,66 |
1360213,35 |
9,07 |
н31 |
656885,45 |
1360221,98 |
25,89 |
н20 |
656908,46 |
1360210,11 |
2,55 |
н21 |
656910,56 |
1360211,56 |
5,77 |
н22 |
656912,91 |
1360206,29 |
|
Экспертное заключение N 21/10-6 от 15.12.2021 соответствуют требованиям статьи 86 АПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта являются мотивированными, ясными и полными. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности. Оснований для сомнения в компетентности эксперта не имеется. Достоверность сведений, содержащихся в рассматриваемом экспертном заключении, не опровергается иными доказательствами по делу.
В силу изложенного суд первой инстанции обосновано признал экспертное заключение N 21/10-6 от 15.12.2021 в качестве надлежащего и допустимого доказательства по делу.
На основании данного экспертного заключения и выводов эксперта, приведенных в нем, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при первичной постановке на кадастровой учет земельных участков с кадастровыми номерами 02:556010904:38, 02:55:010904:39 была допущена реестровая (кадастровая) ошибка, фактическая территория землепользования автогазозаправочной станции смещена относительно данных кадастрового учета ранее существовавших участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 на величину до 39 метров, что привело к тому, что такая территория землепользования автогазозаправочной станции не была учтена при формировании границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46, что привело к наложению контура ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:39 на контур земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46.
Доказательства того, что, несмотря на указание в акте выбора земельного участка N А-97/ю от 26.03.2007, с ООО "Акойл-Башкортостан" или иными последующими правообладателями автогазозаправочной станции, кадастровый номер 02:55:010701:117, трансформаторной подстанции, кадастровый номер: 02:55:010131:222, были согласованы границы вновь образуемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, судом первой инстанции было установлено, что в акте выбора земельного участка для строительства соборной мечети у пересечения ул. Коммунистической и пр. Салавата Юлаева в Кировском районе ГО г. Уфа РБ было указано, что на формируемом земельном участке имеется АГЗС N 1 ООО "Акойл-Башкортостан" по пр. Салавата Юлаева, в целях подготовки разрешительной документации необходимо было получить заключение (согласование) собственников сносимых строений ООО "Акойл-Башкортостан". Данные требования не были исполнены, согласие собственников автогазозаправочной станции и ТП ответчиком при строительстве мечети получено не было.
Также о необходимости получения согласия собственников АГЗС и ТП на снос было указано в землеустроительном (межевом) деле N 2878 от 26.12.2007, согласно которому при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 кадастровый инженер указал, что в пределах данного земельного участка расположены АГЗС и ТП, необходимо получить согласие собственников ООО "Акойл - Башкортостан" на снос. Однако данное согласие от собственников получено не было, при этом межевой план был положен в основу постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46, в том числе с наложением на земельные участки, под указанными строениями, принадлежавшими истцам.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции исковые требования были правомерно признаны обоснованно заявленными и подлежащими удовлетворению, поскольку выявленные реестровая ошибка в местоположении земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 и наложение границ данных земельных участков с границей земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 подлежат устранению в судебном порядке.
То обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 на момент рассмотрения дела были сняты с кадастрового учета правового значения не имеет, так как согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 22.04.2008 N 16975/07 и от 13.09.2011 N 3413/1, специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера.
Учитывая изложенное апелляционный суд находит, что само по себе снятие земельных участков с кадастрового учета не повлекло фактического прекращения пользования данными земельными участками со стороны истцов, не изменило местоположения, границ и вида разрешенного использования земельных участков, так как земельные участки как объекты гражданского оборота в связи со снятием его с кадастрового учета не прекратили своего существования в физическом виде.
При определении границ земельного участка, необходимого для безопасной эксплуатации объектов с кадастровыми номерами 02:55:010132:222, 02:55:010701:117, общей площадью 2014 кв.м., расположенного в границах участка: г. Уфа Кировский район на пересечения улиц Коммунистической и пр. С. Юлаева, суд первой инстанции руководствовался результатами проведенной по делу судебной экспертизы и предложенным экспертом вариантом в соответствии с фактическими границами землепользования.
Однако суд апелляционной инстанции находит указанные подход эксперта и вывод суда первой инстанции ошибочными, поскольку в результате исправления кадастровой ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 не может изменяться их конфигурация (контур границ), так как вопросы предоставления земельных участков, определения их конфигурации для целей достаточности эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости, вопрос перераспределения площади земельных участков относится к компетенции соответствующих органов государственной власти (органов местного самоуправления) и подлежит с учетом положений статьи 39.6 ЗК РФ.
Из совокупности представленных в материалов дела доказательств, в частности, технического паспорта на отдельно стоящее нежилое здание (т. 2 л.д. 22), проектного плана проекта границ по разделению земельного участка (т. 3 л.д. 13, 31), описания земельных участков (т. 2 л.д. 12, 32), плана земельного участка от 26.02.2004 (т. 5 л.д. 21), плана земельного участка к акту об отводе границ участка от 12.09.2003 (т. 7 л.д. 173 оборот), следует, что северная граница предоставляемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 была определена четырьмя характерным точками и не предусматривала отдельного выделения по границе заезда и выезда на АГЗС и отдельного выделения по границе разворотной площадки, тогда как экспертом и судом первой инстанции территория землепользования по фактическому использованию была определена именно таким способом.
При этом материалы дела не содержат доказательств того, что правообладатели АГЗС обращались в Управление или Министерство за изменением конфигурации земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38, что такие изменения выносились в сведения о данном земельном участке.
Согласно сведениям из ЕГРН от 18.03.2021 при снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 его границы остались неизменными и соответствовали границам, установленным при первичной постановке на кадастровый учет (т. 3 л.д. 84).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 эксперту общества с ограниченной ответственностью ООО "Топограф" Алчиновой Гульназ Ринатовне на основании проведенной по делу судебной экспертизы было предложено:
- сообщить суду апелляционной инстанции относительно возможности предоставления сведений о координатах характерных точек измененных границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 после устранения кадастровой ошибки в сведениях о границах земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38 и 02:55:010904:39;
- обосновать причины изменения конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 (происходит включение частей земельного участка под въезд и выезд с АГЗС и полукруглую разворотную площадку) при установлении его необходимого местоположения в порядке исправления кадастровой ошибки;
- сообщить суду апелляционной инстанции относительно возможности предоставления сведений о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38 и 02:55:010904:39, определяемых в результате исправления кадастровой ошибки, если не изменять конфигурацию и площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38, а произвести перенос характерных точек границ земельных участков (как указано в экспертном заключении) на величину до 39 м.
В материалы дела поступили пояснения к заключению эксперта по судебной землеустроительной экспертизе N 21/10-6-1 от 22.08.2021 (т. 8 л.д. 55-58), в которых приведены координаты характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38 и 02:55:010904:39, которые могли быть определены в случае наличия сведений об участках в данных кадастрового учета, если не изменять конфигурацию и площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38, а произвести перенос характерных точек границ земельных участков.
В случае установления контура участка 02:55:010904:38 путем переноса характерных точек границ без изменения конфигурации и площади (1 035 кв.м.), характерные поворотные точки могут быть определены по следующим координатам:
Номер точки на чертеже |
Координата точки Х |
Координата точки У |
н20 |
656908,46 |
1360210,11 |
н33 |
656925,92 |
1360274,74 |
н34 |
656930,34 |
1360284,04 |
н35 |
656933,37 |
1360287,82 |
н36 |
656917,10 |
1360286,12 |
н37 |
656914,86 |
1360267,37 |
н38 |
656890,24 |
1360219,51 |
н20 |
656908,46 |
1360210,11 |
В случае установления контура участка 02:55:010904:39 путем переноса характерных точек границ без изменения конфигурации и площади (1 109 кв.м.), характерные поворотные точки могут быть определены по следующим координатам:
Номер точки на чертеже |
Координата точки Х |
Координата точки У |
н38 |
656890,24 |
1360219,51 |
н37 |
656914,86 |
1360267,37 |
н36 |
656917,10 |
1360286,12 |
1 |
656912,73 |
1360285,56 |
3 |
656898,23 |
1360283,73 |
н39 |
656896,99 |
1360278,17 |
н40 |
656896,37 |
1360275,30 |
н18 |
656896,43 |
1360263,43 |
н19 |
656876,77 |
1360226,46 |
н29 |
656884,56 |
1360222,44 |
н30 |
656881,70 |
1360213,62 |
н25 |
656878,14 |
1360214,64 |
н26 |
656876,88 |
1360210,32 |
н27 |
656881,40 |
1360209,02 |
н24 |
656882,66 |
1360213,35 |
н31 |
656885,45 |
1360221,98 |
н32 |
656888,65 |
1360220,33 |
н38 |
656890,24 |
1360219,51 |
При данном варианте установления спорной смежной границы, северная часть границы участка 02:55:010904:46 (площадь после уточнения составит 23 021 кв.м.) подлежит уточнению по следующим координатам:
Номер точки на чертеже |
Координата точки Х |
Координата точки У |
н39 |
656896,99 |
1360278,17 |
н40 |
656896,37 |
1360275,30 |
н18 |
656896,43 |
1360263,43 |
н19 |
656876,77 |
1360226,46 |
н29 |
656884,56 |
1360222,44 |
н30 |
656881,70 |
1360213,62 |
н25 |
656878,14 |
1360214,64 |
н26 |
656876,88 |
1360210,32 |
н27 |
656881,40 |
1360209,02 |
н24 |
656882,66 |
1360213,35 |
н31 |
656885,45 |
1360221,98 |
н32 |
656888,65 |
1360220,33 |
От лиц, участвующих в деле, возражений относительно вышеуказанных координат не поступило.
С учетом вышеприведенных мотивов относительно невозможности под видом исправления кадастровой ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:38, 02:55:010904:39 производить изменение конфигурации (контура границ) данных земельных участков, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в настоящем случае исправление кадастровой ошибки и разрешение земельного спора в части пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010904:39 и 02:55:010904:46 возможно только исходя из координат характерных точек границ земельных участков, приведенных в пояснениях к заключению эксперта по судебной землеустроительной экспертизе N 21/10-6-1 от 22.08.2021.
Решение суда первой инстанции подлежит изменению в данной части как принятое с нарушением норм материального права, при неполной оценке всех имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и по оплате судебной экспертизы распределяются по правилам части 1 статьи 110 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Суд первой инстанции распределил понесённые истцами судебные издержки между тремя ответчиками - Управлением, Религиозной организаций и Министерством.
Вместе с тем, с учетом вступления в силу Закона Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", передачи с 01.01.2021 полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, Министерству, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что понесённые истцами судебные издержки подлежали распределению в равных долях между двумя ответчиками - Религиозной организаций и Министерством.
Истцом с учетом итогового уточнения было заявлено два требования неимущественного характера, в силу чего размер государственной пошлины по иску составляет 12 000 руб.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 65324 от 24.03.2021 государственная пошлина в размере 30 000 руб. подлежит возврату банку из федерального бюджета.
В связи с удовлетворением двух неимущественных требований к Религиозной организации и Министерству государственная пошлина в размере 12 000 руб. относится на Религиозную организацию и Министерство и подлежит взысканию с них в пользу истца в равных долях, по 6 000 руб. с каждого.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу части 6 статьи 110 АПК РФ неоплаченные или не полностью оплаченные расходы на проведение экспертизы подлежат взысканию в пользу эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Платежным поручением N 1941 от 09.08.2021 ООО "Уралком" внесло на депозит суда денежные средства в счет проведения экспертизы в размере 50 000 руб. (т. 4 л.д. 87).
С учетом результатов рассмотрения дела, с Религиозной организации и с Министерства в пользу ООО "Уралком" подлежат взысканию судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере по 25 000 руб. с каждого из названных ответчиков.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2023 по делу N А07-41236/2019 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования Центрального коммерческого банка (общество с ограниченной ответственностью) и общества с ограниченной ответственностью "Уралком" удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46, общей площадью 23 630 кв.м, с видом разрешенного использования - для проектирования и строительства соборной мечети, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, на пересечении улиц Коммунистической и проспекта Салавата Юлаева, в части, установив северную часть границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:46 (площадь после уточнения составит 23 021 кв.м) по следующим координатам:
Номер точки на чертеже
Координата точки Х
Координата точки У
н39
656896,99
1360278,17
н40
656896,37
1360275,30
н18
656896,43
1360263,43
н19
656876,77
1360226,46
н29
656884,56
1360222,44
н30
656881,70
1360213,62
н25
656878,14
1360214,64
н26
656876,88
1360210,32
н27
656881,40
1360209,02
н24
656882,66
1360213,35
н31
656885,45
1360221,98
н32
656888,65
1360220,33
Установить местоположение границ земельных участков, необходимых для эксплуатации объектов с кадастровыми номерами 02:55:010132:222, 02:55:010701:117 общей площадью 2 014 кв.м:
- по контуру прежнего земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:38 без изменения конфигурации и площади (1 035 кв.м) по следующим координатам:
Номер точки на чертеже
Координата точки Х
Координата точки У
н20
656908,46
1360210,11
н33
656925,92
1360274,74
н34
656930,34
1360284,04
н35
656933,37
1360287,82
н36
656917,10
1360286,12
н37
656914,86
1360267,37
н38
656890,24
1360219,51
н20
656908,46
1360210,11
- по контуру прежнего земельного участка с кадастровым номером 02:55:010904:39 без изменения конфигурации и площади (1 109 кв.м) по следующим координатам:
Номер точки на чертеже
Координата точки Х
Координата точки У
н38
656890,24
1360219,51
н37
656914,86
1360267,37
н36
656917,10
1360286,12
1
656912,73
1360285,56
3
656898,23
1360283,73
н39
656896,99
1360278,17
н40
656896,37
1360275,30
н18
656896,43
1360263,43
н19
656876,77
1360226,46
н29
656884,56
1360222,44
н30
656881,70
1360213,62
н25
656878,14
1360214,64
н26
656876,88
1360210,32
н27
656881,40
1360209,02
н24
656882,66
1360213,35
н31
656885,45
1360221,98
н32
656888,65
1360220,33
н38
656890,24
1360219,51
Взыскать с Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Республики Башкортостан в пользу Центрального коммерческого банка (общество с ограниченной ответственностью) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Центрального коммерческого банка (общество с ограниченной ответственностью) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Взыскать с Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уралком" судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 25 000 руб.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уралком" судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 25 000 руб.
Возвратить из федерального бюджета Центральному коммерческому банку (общество с ограниченной ответственностью) сумму излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 65324 от 24.03.2021 в размере 30 000 руб.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.