г. Чита |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А58-3034/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2023 года по делу N А58-3034/2023 по заявлению федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 14 Федеральной службы исполнения наказаний" (ИНН 2539044700, ОГРН 1022502131640) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435004700, ОГРН 1021401057237) о признании недействительным решения от 20.03.2023 N 14002380000157 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 14 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения от 20.03.2023 N 14002380000157 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением суда от 27 июля 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что учитывая, что временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска, сторонами трудовых отношений искусственно создана ситуация, при которой ввиду переноса отпусков работникам выплачено пособие по временной нетрудоспособности.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на основании решения о проведении выездной проверки от 23.01.2023 N 14002350000151 с 23.01.2023 по 10.02.2023 проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения страхователя федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 14 Федеральной службы исполнения наказаний" за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки N 14002380000155 от 10.02.2023.
Проведенной выездной проверкой выявлен факт выплаты больничных листков по карантину во время отпуска работникам Соломовой И.И, Шатовой В.А., Николаевой Н.Ю., Шеваковой А.Ю., всего в размере 85 949, 51 руб.
Учреждению вручено уведомление от 10.02.2023 N 14002380000156 о вызове на рассмотрение материалов выездной проверки 09.03.2023 в 10 час. 00 мин.
Не согласившись с итогами проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, страхователь направил в Фонд письменные возражения от 06.03.2023 N 75-32, в которых указано о пересмотре расчета пособия по листку нетрудоспособности застрахованного лица Шаговой В.А. в связи с ее отзывом из очередного ежегодного отпуска и нахождением ее в карантине уже во время исполнения трудовых функций.
20.03.2023 Фондом рассмотрены материалы проведенной выездной проверки, а также представленные страхователем возражения, принято решение не принимать возражения ФКУЗ и вынесено решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения N 14002380000157, которым предложено страхователю возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с представлением страхователем недостоверных сведений в размере 85 949, 51 руб.
Решение Фонда обжаловано учреждением в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Фонда не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы учреждения, основанные на следующем.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Частью 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Под страхователями понимаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 5 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается в том числе временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В пункте 3 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ указано, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в том числе в случае карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Частью 6 статьи 6 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином.
В силу части 8 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся за периоды, указанные в части 1 статьи 9 данного Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно статье 124 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в том числе в случае временной нетрудоспособности работника.
Судом первой инстанции установлено, что провизор аптеки филиала "Больница" Соломова Ирина Ивановна в период с 10.07.2020 по 21.07.2020 находилась в очередном оплачиваемом отпуске, в период с 15.07.2020 по 24.07.2020 временная нетрудоспособность по карантину; в период с 25.07.2020 по 31.07.2020 находилась в очередном оплачиваемом отпуске, в период с 25.07.2020 по 31.07.2020 временная нетрудоспособность по карантину; фельдшер филиала "Медицинская часть N 7" Шатова Валентина Александровна в период с 25.05.2020 по 05.06.2020 находилась в очередном оплачиваемом отпуске, в период с 26.05.2020 по 08.06.2020 временная нетрудоспособность по карантину; экономист по финансовой работе бухгалтерии Николаева Наталья Юрьевна в период с 15.07.2020 по 29.07.2020 находилась в очередном оплачиваемом отпуске, в период с 14.07.2020 по 27.07.2020 временная нетрудоспособность по карантину; медицинская сестра постовая туберкулезно-легочного отделения N 2 филиала "Медицинская часть N 3" Шевакова Анна Юрьевна в период с 03.08.2020 по 30.08.2020 находилась в очередном оплачиваемом отпуске, в период с 27.07.2020 по 09.08.2020 временная нетрудоспособность по карантину.
С учетом предоставления вышеуказанными работниками листков нетрудоспособности и на основании личных заявлений о переносе (продлении) отпусков, учреждением изданы соответствующие приказы о переносе (продлении) ежегодных оплачиваемых отпусков: приказом учреждения от 05.08.2020 N 65-к ежегодный оплачиваемый отпуск Николаевой Наталье Юрьевне продлен на 13 календарных дней, с 30.07.2020 по 11.08.2020; приказом учреждения от 27.07.2020 N 62-к ежегодный оплачиваемый отпуск Соломовой И.И. продлен на 7 календарных дней, с 25.07.2020 по 31.07.2020; приказом учреждения от 06.08.2020 N 66-к ежегодный оплачиваемый отпуск Соломовой И.И. в количестве 7 календарных дней перенесен на другой срок; приказом учреждения от 14.08.2020 N 69-к ежегодный оплачиваемый отпуск Шеваковой А.В. в количестве 7 календарных дней перенесен на другой срок.
В отношении фельдшера филиала "Медицинская часть N 7" Шатовой Валентины Александровны судом установлено, что приказом учреждения от 22.05.2020 N 36-к она отозвана с очередного ежегодного отпуска с 15.05.2020 и в период временной нетрудоспособности по карантину с 26.05.2020 по 08.06.2020 Шатова В.А. фактически в очередном ежегодном отпуске не находилась; согласно табелю учета рабочего времени филиала "Медицинская часть N 7" за май 2020 года Шатова В.А. приступила к работе с 16.05.2020; неиспользованные дни очередного ежегодного отпуска в количестве 22 календарных дней предоставлены Шатовой В.Н. без оплаты с 09.06.2020 по 30.06.2020.
Правильно истолковав вышеприведенные нормы права и исходя из того, что оплате подлежат дни нахождения на карантине, не приходящиеся на период ежегодного оплачиваемого отпуска, при установленном по делу факте ненахождения в отпуске работников в период карантина, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности назначения пособия за период нетрудоспособности названным работникам.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2023 года по делу N А58-3034/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3034/2023
Истец: Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N14 Федеральной службы исполнения наказаний"
Ответчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)