г. Москва |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А40-21984/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина
судей: |
Г.М. Никифоровой, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2023 по делу N А40-21984/2023
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ГБУ МосгорБТИ
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Путенко М.В. дов. от28.12.2022 |
от заинтересованного лица:
от третьего лица |
Махмудова У.Э. дов. от 24.08.2023; Аверкиев А.В. дов. от 24.01.2023 не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2023, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения от 05.12.2022 N КУВД-001/2022-37356080/12.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В деле участвуют третье лицо - государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (учреждение, ГБУ МосгорБТИ), представитель которого в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для государственного кадастрового учета.
Представители Управления в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили, доводы апелляционной жалобы отклонили.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, 26.08.2022 Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта недвижимости, в связи с образованием четырех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:4020 с сохранением в измененных границах общей площадью 6.020.426 кв.м. находящегося в государственной собственности города Москвы.
Уведомлением от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-37356080 государственным регистратором сообщено о приостановлении осуществления регистрационных действий на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" до 05 декабря 2022 года.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, 05.12.2022 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", Управлением принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий, формализованное в уведомлении N КУВД-001/2022-37356080/11.
Полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает права заявителя в исполнении возложенных на него функциональных обязанностей по обеспечению учета и регистрации объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ регистрирующего органа соответствует положениям Закона о регистрации и не нарушает права и законные интересы заявителя в силу нижеследующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости, Закон N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости.
Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что конфигурация образуемого земельного участка, внесенная по координатам характерных точек границ, приведенных в представленном межевом плане, не соответствует конфигурации земельного участка по Проекту межевания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) видами документации по планировке территории являются: - проект планировки территории; - проект межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Как следует из части 6 статьи 41 ГрК РФ, подготовка проекта межевания территории может осуществляться в составе проекта планировки территории.
Согласно подпункту 3 пункта 22 Требований к подготовке межевого плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используется документация по планировке территории (проекты межевания территории, в том числе включенные в состав проекта планировки), документы территориального планирования.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, в целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в главе I.1 ЗК РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков. Образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных - документов территориального планирования, - правил землепользования и застройки, - проекта планировки территории, землеустроительной документации, - положения об особо охраняемой природной территории, - наличия зон с особыми условиями использования территорий, - земельных участков общего пользования, - территорий общего пользования, - красных линий, - местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
При этом согласно подпункту 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (за исключением случаев, установленных федеральными законами), является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Утверждение в отношении упомянутой территории проекта межевания (плана межевания территории), как следует из части 2 статьи 11.3 и части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, исключало утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В связи с этим рассматриваемый земельный участок должен был быть образован на основании проекта межевания территории, но не на основании схемы расположения земельного участка. При этом образование земельного участка должно соответствовать проекту межевания территории.
Проведению заявленных действий в части осуществления государственного кадастрового учета изменений на основании п. 7, 42 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости препятствовало несоответствие формы и содержания документов требованиям законодательства, а именно: нарушены Требования к составлению межевого плана, утвержденные Приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Так, в частности, межевой план изготовлен в нарушение Требований и Закона о недвижимости государственным регистратором выявлено, что площадь и конфигурация земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований 77:17:0000000:4020:ЗУ1, отличается от площади и конфигурации земельного участка 22, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории.
Согласно утвержденного проекта планировки территории на основании постановления Правительства Москвы от 28.12.2015 N 957-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов улично-дорожной сети - Минское шоссе - Внуковское шоссе - Боровское шоссе с учетом автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Видное от Боровского шоссе до Киевского шоссе" (далее - Постановление N 957-ПП) Формируемый земельный участок 77:17:0000000:4020:ЗУ1 площадью 100.713 кв.м. частично соотноситься с земельным участком N 22 на плане межевания территории с установленной площадью 107930 кв.м.
Площадь и конфигурация земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований 77:17:0000000:4020:ЗУ3, отличается от площади и конфигурации земельного участка 30, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории.
Согласно утвержденного проекта планировки территории на основании Постановление N 957-ПП Формируемый земельный участок 77:17:0000000:4020:ЗУ3 площадью 17.415 кв.м. частично соотноситься с земельным участком N30 на плане межевания территории с установленной площадью 18790 кв.м.
Площадь и конфигурация земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований 77:17:0000000:4020:ЗУ4, отличается от площади и конфигурации земельного участка 21, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории.
Согласно утвержденного проекта планировки территории на основании Постановление N 957-ПП Формируемый земельный участок 77:17:0000000:4020:ЗУ4 площадью 131.031 кв.м. частично соотноситься с земельным участком N 21 на плане межевания территории с установленной площадью 578.180 кв.м.
Ссылаясь на письмо от 15.05.2015 N 10-1775-КЛ о конфигурации образуемого земельного участка (которое издано федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), суды указали, что проект межевания территории и схема расположения земельного участка подготавливаются до выполнения соответствующих кадастровых работ, в связи с чем, возможны расхождения в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка, содержащихся в проекте межевания территории (схеме расположения земельного участка) и в межевом плане. При этом в ряде случаев отличие конфигурации образуемого земельного участка от проекта межевания территории может быть обусловлено различными факторами, не позволяющими установить местоположение границ образуемого земельного участка в точном соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.
Между тем в рассматриваемом случае, речь идет не о каких-либо неточностях в соответствии образуемого земельного участка с проектом межевания территории, а о совершенно иной конфигурации и границах этого земельного участка в отличие от участка N N 22, 21, 30, предусмотренного проектом межевания.
При этом согласно тому же письму федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" 2015 года значительное расхождение сведений о местоположении границ (конфигурации) образуемого земельного участка, о котором предоставлено заявление о кадастровом учете, в межевом плане и сведений в проекте межевания территории или схеме расположения земельного участка, на основании которых был подготовлен данный межевой план, является нарушением положений части 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (утратили силу с 01.01.2017).
Таким образом, в рассматриваемом случае незаконность решения об отказе не доказана департаментом, оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает незаконно на него какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Департамента удовлетворена судом апелляционной инстанции по заявленным в ней доводам быть не может.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2023 по делу N А40- 21984/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21984/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ