г. Красноярск |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А33-13829/2023 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" июля 2023 года по делу N А33-13829/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СК Алгоритм" (ИНН 2460232251, ОГРН 1112468051101, далее - ответчик, общество, ООО "СК Алгоритм") о взыскании финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в общей сумме 8000 руб. за периоды: май 2019 года в размере 1000 руб.; июнь 2019 года в размере 1000 руб.; ноябрь 2019 года в размере 1000 руб.; июль 2022 года в размере 500 руб.; ноябрь 2022 года в размере 4500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 12 июля 2023 года, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда 24 июля 2023 года) по делу N А33-13829/2023 заявление Фонда удовлетворено частично. С общества в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации взыскано 7500 руб. штрафа за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за май 2019 года, июнь 2019 года, ноябрь 2019 года, ноябрь 2022 года (решения от 23.10.2019 N 205S19190039937, N 205S19190039938, от 25.03.2020 N 205S19200005754, от 21.03.2023 N 205S19230006011). В удовлетворении требования о взыскании 500 руб. штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2022 года, отказано с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях по делам N А73-910/2017 от 02.07.2018, N А04-5748/2017 и N А04-5751/2017 от 05.09.2018. С ООО "СК Алгоритм" в доход федерального бюджета взыскано 1875 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за июль 2022 года в сумме 500 руб., Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части, удовлетворить данное требование Фонда. В апелляционной жалобе Фонд указывает, что расхождение сведений, содержащихся в отчетах СЗВ-М за июль 2022 года и СЗВ-ТД за январь-июль 2022 года в отношении одного застрахованного лица, было выявлено не страхователем, а Фондом, о чем страхователю сообщено уведомлением, которое было направлено страхователю 16.09.2022 и получено последним 26.09.2022. В пятидневный срок со дня получения уведомления страхователь уточненные сведения не представил, сделал это лишь 15.11.2022, то есть с нарушением установленного законом срока. При таких обстоятельствах Фонд обоснованно привлек страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
ООО "СК Алгоритм" отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 24.08.2023 06:20:16 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании финансовой санкции по решению от 27.02.2023 N 205S19230004339), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
15.08.2022 ООО "СК Алгоритм" представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2022 года в отношении 7 застрахованных лиц, в которой отсутствовали сведения о застрахованном лице - Давыдове П.А.
16.09.2022 Фондом сформировано уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда. В уведомлении указано, что по результатам проведенной проверки (сверки) сведений о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) за период с января 2020 года по июль 2022 года и отчетности по форме СЗВ-М выявил ошибки (недостоверность / отсутствие сведений) в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного учета, в связи с чем расхождения подлежат устранению в течение пяти рабочих дней. В приложении к уведомлению указано, что в отношении Давыдова П.В. отсутствуют сведения о форме СЗВ-М за июль 2022 года. Уведомление направлено обществу по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) 16.09.2022 и получено им 26.09.2022, что подтверждается соответствующим скриншотом.
15.11.2022 ООО "СК Алгоритм" представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2022 года на одно застрахованное лицо - Давыдова П.В.
13.01.2023 должностным лицом Фонда составлен акт N 205S18230000271 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором отражено, что страхователем в установленный законодательством срок не представлены сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), на одно застрахованное лицо по форме СЗВ-М. Акт направлен обществу посредством почтовой связи, что подтверждается списком почтовых отправлений от 19.01.2023 N 50 (партия 52236).
27.02.2023 Фондом вынесено решение N 205S19230004339 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании. В решении отражены обстоятельства, которые ранее были приведены в акте. Указано, что в связи с нарушением срока представления сведений, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в отношении 1 застрахованного лица, страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 названного Закона. Обществу назначен штраф в размере 500 руб. Решение направлено обществу по ТКС 28.02.2023 и получено им в этот же день (представлен соответствующий скриншот).
22.03.2023 Фондом выставлено требование N 205S01230007889 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке. В требовании приведена ссылка на статью 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 20 календарных дней со дня получения такого требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. В требовании от 22.03.2023 не указан более продолжительный срок его исполнения, соответственно, учитывая, что оно получено обществом 24.03.2023 (подтверждено соответствующим скриншотом), требование должно быть исполнено до 13.04.2023 включительно.
Поскольку срок уплаты финансовых санкций по требованию истек, а страхователь требование не исполнил, Фонд обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Решение 27.02.2023 N 205S19230004339 вынесено Фондом в пределах его компетенции, что не оспаривается ответчиком. Процедура вынесения оспариваемого решения Фондом соблюдена, существенных нарушений не выявлено. Фондом также соблюден порядок и срок обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", которая применялась в спорный период, а также утвержден порядок ее заполнения.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Фонд, а именно дополнять, то есть вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть корректировать уже имеющиеся сведения о застрахованных лицах, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, действовавшей в спорный период, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 40 Инструкции N 211н предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2022 года были представлены страхователем в Фонд 15.08.2022. В форме содержались сведения о семи застрахованных лицах, сведения о Давыдове П.В. в данной форме отсутствовали. Осуществив сверку представленных страхователем сведений по форме СЗВ-М за июль 2022 года и по формам СЗВ-ТД за период с января 2020 года по июль 2022 года, Фонд установил отсутствие в исходной форме СЗВ-М за июль 2022 года сведений о Давыдове П.В., о чем и сообщил страхователю уведомлением от 16.09.2022. Уведомление было получено обществом 26.09.2022 по ТКС. Несоответствия необходимо было устранить в пятидневный срок, то есть до 03.10.2022; фактически сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении Давыдова П.В. представлены обществом 15.11.2022.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Фондом вменяется нарушение пятидневного срока на внесение исправлений с даты получения уведомления об имеющихся несоответствиях. При этом судом отмечено, что статья 17 Закона N 27-ФЗ не устанавливает ответственность за нарушение срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах, кроме того, названный Закон не содержит ограничений по количеству подаваемых корректировок и не закрепляет положений о последствиях нарушения срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах; корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Вывод суда первой инстанции о том, что Фондом вменяется нарушение пятидневного срока на внесение исправлений с даты получения уведомления об имеющихся несоответствиях, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Согласно решению от 27.02.2023 N 205S19230004339, страхователь привлекается к ответственности за несвоевременное предоставление сведений на одно застрахованное лицо по форме СЗВ-М за июль 2022 года.
В рассматриваемом случае несоответствие между сведениями по форме СЗВ-М за июль 2022 года и форме СЗВ-ТД за периоды с января 2020 года по июль 2022 года, а именно отсутствие сведений о Давыдове П.В. в исходной форме СЗВ-М за июль 2022 года, не было выявлено и исправлено страхователем самостоятельно до обнаружения указанного несоответствия Фондом. В данном случае именно Фонд обнаружил несоответствие, в связи с чем страхователю по ТКС было направлено уведомление от 16.09.2022, полученное последним 26.09.2022, что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом. Однако в установленный пунктом 40 Инструкции N 211н срок (до 03.10.2022 включительно) страхователь несоответствие в представленных сведениях не устранил, а представил сведения о застрахованном лице Давыдове П.В. по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2022 года лишь 15.11.2022.
Следовательно, страхователь, после уведомления Фонда, не воспользовался своим правом в пятидневный срок без каких-либо финансовых последствий устранить недостатки в сведениях. Представление дополняющих сведений, после истечения пятидневного срока со дня получения уведомления Фонда, в котором указаны соответствующие недочеты в отчетности, свидетельствует о непредставлении страхователем в установленный срок исходных сведений по форме СЗВ-М на одного застрахованного лица за соответствующий период (в данном случае за июль 2022 года) и влечет привлечение к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, Фонд правомерно и обоснованно вынес решение от 27.02.2023 N 205S19230004339 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, которым обществу назначен штраф в размере 500 руб., поскольку финансовые санкции не применяются к страхователю только при устранении им недостатков ранее представленных сведений до их выявления Фондом либо в случае их выявления Фондом - в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления Фонда.
Размер штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан верным (500 руб. за 1 застрахованное лицо).
В связи с отсутствием доказательств уплаты ответчиком финансовой санкции в размере 500 руб. по решению от 27.02.2023 N 205S19230004339, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (не применены нормы, подлежащие применению) и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принятием нового судебного акта об удовлетворении требования Фонда в указанной части.
Государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде первой инстанции составляет 2000 руб. (при цене иска в размере 8000 руб.). Фонд от уплаты государственной пошлины освобожден (подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции (с учетом частичного удовлетворения заявленных требований) с общества в доход федерального бюджета взыскано 1875 руб. государственной пошлины. Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы (отмена решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворение требований Фонда в указанной части), взысканию с общества в доход федерального бюджета подлежит 125 руб. (2000,0 - 1875,0) государственной пошлины.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 3000 руб. Указанная сумма с учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы и освобождения Фонда от уплаты государственной пошлины, в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также относится на общество.
Таким образом, с ООО "СК Алгоритм" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3125 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьи 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2023 года по делу N А33-13829/2023 в обжалуемой части отменить. В указанной части принять новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СК Алгоритм" (ИНН 2460232251, ОГРН 1112468051101) в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации 500 руб. финансовой санкции за нарушение срока представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, начисленной на основании решения от 27.02.2023 N 205S19230004339.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СК Алгоритм" (ИНН 2460232251, ОГРН 1112468051101) в доход федерального бюджета 3125 руб. государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13829/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "СК Алгоритм"
Третье лицо: Военный комиссариат Свердловского района, ГУ Отдел адресно-справочной работы управления по вопросам миграции МВД России по КК, Итманюк Сергей Александрович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N23 по Красноярскому краю