гор. Самара |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А65-14952/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Некрасовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
рассмотрев путем использования системы веб-конференции в режиме "Онлайн-заседания" в открытом судебном заседании 04 - 11 октября 2023 года в зале N 7 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2022, принятое по делу N А65-14952/2022 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" (ОГРН 1091651001067, ИНН 1651057270), гор. Казань
к Государственному Комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443), гор. Казань
третьи лица:
- Общество с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" - Акционерное общество "Энергоцентр "Майский"
о признании незаконными действий, о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам об отказе в установлении тарифов на 2023 - 2027 гг. и об обязании устранить допущенные нарушения права и законных интересов ООО "ПЭСТ",
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Губанов Д.И., представитель (доверенность от 03.10.2023);
от ответчика - Царева Н.В., представитель (доверенность от 09.01.2023);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к ответчику - Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам с заявлением (с учетом уточнений требований):
- о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по признанию ООО "ПЭСТ" несоответствующим критериям теплосетевых организаций, выраженное в Экспертном заключении от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022 о несоответствии критериям теплосетевых организаций ООО "ПЭСТ" в пос. Осиново ЗМР (СЦТ-1);
- о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам об отказе в установлении тарифов на 2023 - 2027 гг. по прекращению действия с 01.09.2022 действующих тарифов ООО "ПЭСТ", выраженное в экспертном заключении от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022, в протоколе правления Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 12-ПР (выписке из протокола);
- об обязании Государственного комитета РТ по тарифам отменить постановление Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 52-5/тэ-2022 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГК РТТ";
- об обязании Государственного комитета по тарифам РТ устранить допущенные нарушения права и законных интересов ООО "ПЭСТ" путем:
- признания ООО "ПЭСТ" соответствующим критериям теплосетевой (транзитной) организации, установленном подпунктом 56(1) и 56(2) Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
- установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в пос. Осиного Зеленодольского района (СЦТ-1) на 2023 год.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания", Акционерное общество "Энергоцентр "Майский".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2022 требования Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" оставлены без удовлетворения.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 21.12.2022 на 14 час. 25 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Харламова А.Ю., рассмотрение апелляционной жалобы отложил и назначил на 30.01.2023 на 11 час. 20 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено и назначено на 27.02.2023 на 09 час. 35 мин.
Определением от 06.03.2023 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приостановил производство по делу N А65-14952/2022 до вступления в законную силу решения Верховного суда Республики Татарстан от 09.12.2022 по делу N 3а-531/2022-М-362/2022 (N 66а-465/2023).
Определением от 03.05.2023 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд возобновил производство по делу и назначил рассмотрение апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2022, принятое по делу N А65-14952/2022, на 05.06.2023 на 09 час. 20 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 в судебном составе, рассматривающем дело, в связи с отпуском судьи Харламова А.Ю. произведена его замена на судью Некрасову Е.Н. Судебное разбирательство начато заново.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Некрасовой Е.Н., рассмотрение апелляционной жалобы отложил и назначил на 28.06.2023 на 16 час. 10 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 в судебном составе, рассматривающем дело, в связи с отпуском судьи Бажана П.В. произведена его замена на судью Харламова А.Ю. Судебное разбирательство начато заново.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Некрасовой Е.Н. и Харламова А.Ю. отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 09.08.2023 на 14 час. 30 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 в связи с невозможностью формирования судебного состава рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 11.09.2023 на 09 час. 25 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 в судебном составе, рассматривающем дело, в связи с отпуском судьи Харламова А.Ю. произведена его замена на судью Бажана П.В. Судебное разбирательство начато заново.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В. и Некрасовой Е.Н. рассмотрение апелляционной жалобы отложено и назначено на 04.10.2023 на 14 час. 10 мин.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "ПЭСТ" заявил отказ от заявления в части признания незаконным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ", производство по делу в указанной части просил прекратить. В остальной части поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе, настаивая на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель Государственного Комитета Республики Татарстан не возражал на принятии отказа от заявления в части признания незаконным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ", в остальной части просил оспариваемый судебный акт оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к нему.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд объявил в судебном заседании перерыв до 11.10.2023 до 13 час. 55 мин. Информация о перерыве опубликована на официальном Интернет-сайте Суда.
Определениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023, 10.10.2023 удовлетворены ходатайства ООО "ПЭСТ" и Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
После перерыва заседание продолжено в прежнем составе суда, с участием представителей сторон.
После перерыва представители сторон поддержали свои позиции, изложенные до объявления перерыва.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в дополнении к апелляционной жалобе ООО "ПЭСТ", мотивированном отзыве, в письменных пояснениях Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, приказом Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 381/2022 от 18.05.2022 было открыто дело N 20-7/тэ-2023 об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые заявителем на 2023 - 2027 гг.
19.05.2022 Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам было вынесено решение N СП-20/2554/2022 о несоответствии ООО "ПЭСТ" критериям отнесения к теплосетевым организациям для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения для пос. Осиново Зеленодольского муниципального района согласно подпункту в) п. 56(1) Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в РФ".
Указанным решением заявитель также уведомлен о прекращении срока действия установленного тарифа на передачу тепловой энергии с 01.09.2022. Признаны утратившими силу с 01.09.2022 постановления Госкомитета РТ от 13.07.2021 N 111- 14/тэ-2021 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "ПЭСТ" на 2020 - 2022 годы", от 17.02.2021 N 688-131/тэ-2021 "О внесении изменений в постановление от 13.07.2021 N 111-14/тэ-2021 и корректировке на 2022 год долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "ПЭСТ".
20.05.2022 письмом N СП-20/2610/2022 ответчик направил в адрес истца экспертное заключение о несоответствии ООО "ПЭСТ" критериям теплосетевых организаций в пос. Осиново Зеленодольского района РТ.
Не согласившись с принятым ответчиком решением об отказе в установлении тарифов на 2023 - 2027 гг. по прекращению действия с 01.09.2022 действующих тарифов ООО "ПЭСТ", выраженном в экспертном заключении от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022, в протоколе правления Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 12-ПР; постановлением от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ"; экспертным заключением от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022, а также действиями ответчика по признании заявителя несоответствующим критериям теплосетевых организаций, по отказу в установлении тарифов на 2023-2027 г. и по прекращению действия с 01.09.2022 действующих тарифов, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, до рассмотрения апелляционной жалобы Обществом "ПЭСТ" заявлен отказ от заявления в части признания незаконным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ".
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ ООО "ПЭСТ" от заявления в части признания незаконным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ", поскольку такой отказ не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права других лиц.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установлено, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу полностью или в части.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2022 по делу N А65-14952/2022 в части отказа в удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" о признании незаконным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ" подлежит отмене, а производство по делу в указанной части прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев требования ООО "ПЭСТ" о признании незаконным действия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по признанию ООО "ПЭСТ" несоответствующим критериям теплосетевых организаций, выраженное в Экспертном заключении от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022 о несоответствии критериям теплосетевых организаций ООО "ПЭСТ" в пос. Осиново ЗМР (СЦТ-1); о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам об отказе в установлении тарифов на 2023 - 2027 гг. по прекращению действия с 01.09.2022 действующих тарифов ООО "ПЭСТ", выраженное в экспертном заключении от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022, в протоколе правления Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 12-ПР (выписке из протокола), и об обязании Государственного комитета по тарифам РТ устранить допущенные нарушения права и законных интересов ООО "ПЭСТ" путем признания ООО "ПЭСТ" соответствующим критериям теплосетевой (транзитной) организации, установленном подпунктом 56(1) и 56(2) Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в пос. Осиного Зеленодольского района (СЦТ-1) на 2023 год, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее.
Граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (наделенные публичными полномочиями органы и лица), в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (пункт 1).
Так, к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть оспорены в т.ч. письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам) и содержанию (пункт 3).
К действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. Например, предметом судебного контроля могут выступать действия, связанные с организацией дорожного движения (установка технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки и ограждения; строительство и обустройство пешеходных переходов; согласование работы светофорных объектов и управление данными объектами) (пункт 4).
При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет (пункт 6).
С учетом установленной законом компетенции судов могут быть оспорены, в частности, решения, действия (бездействие) организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями. В судебном порядке могут быть также оспорены решения, действия (бездействие) должностных лиц вышеназванных органов, государственных (муниципальных) служащих (пункт 7).
Под ненормативным правовым актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Обязательность исполнения властного предписания - один из квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.
Рассмотрение дел по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. независимо от доводов заявления суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 15).
Таким образом, для решения вопроса о том, подлежит ли рассмотрению заявление Общества по настоящему делу, требуется установить:
- является ли заинтересованное лицо по делу организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
- является ли отраженное в оспариваемых в настоящем деле Экспертном заключении от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022 и в решении Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам об отказе в установлении тарифов на 2023 - 2027 гг. по прекращению действия с 01.09.2022 действующих тарифов ООО "ПЭСТ" волеизъявление решением по смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
- затрагивает ли это решение права Общества.
Как следует из материалов дела, результатом действия Госкомитета по признанию ООО "ПЭСТ" несоответствующим критериям теплосетевых организаций является принятое на заседании Правления Госкомитета решение о несоответствии ООО "ПЭСТ" критериям теплосетевых организаций, в основу которого положено Экспертное заключение органа регулирования от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022 о несоответствии критериям теплосетевых организаций ООО "ПЭСТ" в пос. Осиново ЗМР (СЦТ-1).
Принятое на заседании Правления Госкомитета решение об отказе в установлении тарифов на 2023 - 2027 гг. по прекращению действия с 01.09.2022 действующих тарифов ООО "ПЭСТ" отражено в протоколе правления Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 12-ПР (выписке из протокола) и оформлено в виде постановления Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-2022 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ".
Таким образом, именно постановление Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-2022 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ" может быть предметом обжалования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанное постановление является нормативным правовым актом.
При этом, экспертное заключение от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022 о несоответствии критериям теплосетевых организаций ООО "ПЭСТ" в пос. Осиново ЗМР (СЦТ-1); решение Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам об отказе в установлении тарифов на 2023 - 2027 гг. по прекращению действия с 01.09.2022 действующих тарифов ООО "ПЭСТ", выраженное в экспертном заключении от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022, в протоколе правления Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 12-ПР (выписке из протокола) не могут быть самостоятельным предметом обжалования в судебном порядке, поскольку не обладают признаками решения либо ненормативного правового акта, не содержат властно-распорядительных предписаний для лица, в отношении которого оно вынесено, не порождает изменений в его правах и обязанностях, не влияют на рассмотрение спора по существу.
Кроме того, арбитражным апелляционным судом учитывается, что вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Татарстан от 09.12.2022 по делу N 3а-531/2022, оставленным без изменения определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 04.04.2023 по делу N 66а-465/2023 и постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.07.2023 по делу N 88а-14246/2023, признано недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-2022 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Государственного комитета Республик Татарстан по тарифам".
Удовлетворяя требования заявителя, Верховный Суд Республики Татарстан пришел к выводу о том, что ООО "ПЭСТ" соответствует критерию отнесения юридического лица, являющегося собственником или иным законным владельцем тепловых сетей, к теплосетевым организациям, предусмотренному подпунктом "в" пункта 56(2) Правил организации теплоснабжения, что является основанием для признания административного истца теплосетевой организацией в указанной выше системе теплоснабжения, а потому с 01.09.2022 в отношении данного Общества не могли быть отменены цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Таким образом, Верховным судом Республики Татарстан в рамках дела N 3а-531/2022-М-362/2022 признан недействующим нормативно-правовой акт, который принят в результате действий и решений ГКРТТ, являющийся предметом спора в рамках дела N А65-14952/2022 по факту соответствия ООО "ПЭСТ" критериям теплосетевых организаций согласно Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Требование ООО "ПЭСТ" об обязании Государственного комитета по тарифам РТ устранить допущенные нарушения права и законных интересов заявителя путем установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в пос. Осиного Зеленодольского района (СЦТ-1) на 2023 год является необоснованным, поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы уже имеются открытые дела об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "ПЭСТ" на 2023 - 2027 гг. и на 2024 год (приказы Госкомитета от 18.05.2022 N Пр-381/2022 об открытии дела N 20-78/тэ-2023 и от 17.05.2023 N Пр-397/2023 об открытии дела N 20-79/тэ-2024).
Поскольку имеется вступившее в законную силу решение Верховного суда Республики Татарстан от 09.12.2022 по делу N 3а-531/2022, которым постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-2022 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Государственного комитета Республик Татарстан по тарифам" признано недействующим со дня принятия, а также установлено, что ООО "ПЭСТ" соответствует критерию отнесения юридического лица, являющегося собственником или иным законным владельцем тепловых сетей, к теплосетевым организациям, предусмотренному подпунктом "в" пункта 56(2) Правил организации теплоснабжения, учитывая, что экспертное заключение от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022 о несоответствии критериям теплосетевых организаций ООО "ПЭСТ" в пос. Осиново ЗМР (СЦТ-1); решение Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам об отказе в установлении тарифов на 2023 - 2027 гг. по прекращению действия с 01.09.2022 действующих тарифов ООО "ПЭСТ", выраженное в экспертном заключении от 20.05.2022 N СП-20/2610/2022, в протоколе правления Государственного комитета РТ по тарифам от 25.05.2022 N 12-ПР (выписке из протокола) не могут быть предметом обжалования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ПЭСТ".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает возможным обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" о признании незаконным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ" отменить, производство по делу в указанной части прекратить на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены в указанной части отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановление на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" от заявления в части признания незаконным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ".
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2022, принятое по делу N А65-14952/2022, в части отказа в удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" о признании незаконным Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25.05.2022 N 52-4/тэ-22 "О признании утратившими силу отдельных постановлений ГКРТТ" отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" (ИНН 1651057270) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 01.11.2022 N 807.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14952/2022
Истец: ООО "ПЭСТ", г.Казань
Ответчик: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Осиновская теплоснабжающая компания"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19670/2022
27.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-14952/2022
12.10.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23511/2022
27.07.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9869/2022