г. Москва |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А40-124110/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей О.Г. Головкиной, Е.А. Мезриной, при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.М. Ермаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Строй"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2023 года
по делу N А40-124110/22, принятое судьей Н.В. Орловой,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Строй"
(ОГРН: 5147746298046, 108814, г. Москва, вн.тер.г. Поселение Сосенское, п Коммунарка, ул Александры Монаховой, д. 30 стр. 1)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21 строение 1),
Правительству Москвы
(ОГРН: 1027739813507, 125032, г Москва, улица Тверская, 13)
Департаменту развития новых территорий города Москвы
(ОГРН: 1127746568751, 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д.8/1 стр.1)
третьи лица: ГКУ города Москвы "Москворечье", ООО "Институт комплексного проектирования автомобильных дорог", ООО "А101"
об обязании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Елисаветская Т.А. по доверенности от 05.09.2023, у. адвоката N 2438 от 03.03.2003, Крижановский И.Е. по доверенности от 05.09.2023, у. адвоката N 1693 от 06.12.2011;
от ответчиков: Апрелов С.А. по доверенностям от 22.12.2022 и от 19.07.2023, диплом ДВС 1097827 от 13.04.2001, Котов С.А. по доверенности 25.08.2023, диплом 107718 0525169 от 20.07.2015; Левакова О.И. по доверенности от 29.12.2022, диплом 107718 0528674 от 17.07.2015;
от ГКУ города Москвы "Москворечье" - Левакова О.И. по доверенности от 24.01.2022, диплом 107718 0528674 от 17.07.2015;
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард-Строй" (далее - ООО "Авангард-Строй", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, Департаменту развития новых территорий города Москвы (далее - ответчики) об обязании Правительства города Москвы в лице Департамента развития территорий города Москвы и Департамента городского имущества Москвы установить публичный сервитут на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120316:42126 для строительства проезда N 3 с целью дальнейшего использования для проезда/прохода неограниченного круга лиц к земельному участку 50:21:0120316:255 со стороны улицы Сосенский Стан в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2019 N 903-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов участков уличнодорожной сети - Фитаревская улица, улица Сосенский Стан, Ясная улица и проектируемый проезд N 2-5- 2 в поселке Коммунарка поселения Сосенское города Москвы" в границах, определенных следующими характерными точками: 38, 39, 438, 439, 36, 32, 38 в координатах согласно Перечня координат, об обязании Правительства Москвы в лице Департамента развития новых территорий города Москвы и Департамента городского имущества Москвы внести изменения в проект планировки территории, предусмотренный Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2019 N 903-ПП в части установления красных линий таким образом, чтобы реализовать проектирование и строительство проезда на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120316:42126 для доступа к земельному участку с кадастровым номером 50:21:0120316:255 (с учетом заявленных уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ города Москвы "Москворечье", ООО "Институт комплексного проектирования автомобильных дорог", ООО "А101".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Заявитель выражает свое несогласие с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам.
Сторона ссылается на нарушение норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 16.10.2023 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчиков и третьего лица - ГКУ города Москвы "Москворечье", исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2023 а на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ООО "Авангард-Строй" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255, расположенного по адресу: город Москва, поселение Сосенское, поселок Коммунарка, улица Александры Монаховой, владение 30.
На данном земельном участке расположены здания, принадлежащие на праве собственности истцу, которые используются им в предпринимательской деятельности для размещения Торгового центра (кадастровый номер 77:17:0120303:9384, домовладение 30 с2) и офисов (кадастровый номер 77:17-01 20303:7570, домовладение 30 с1).
Кроме того, на земельном участке расположено здание контрольно-пропускного пункта с кадастровым номером 77:17:0120303:7357, который используется для доступа к участку и расположенным на нем зданиям.
В соответствии с Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 38627 от 16.11.2020 часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:255 площадью 1420 кв.м. и расположенное на нем здание контрольно-пропускного пункта с кадастровым номером 77:17:0120303:7357 изымаются у истца для государственных нужд с целью проведения работ по реконструкции участка улицы Сосенский Стан от улицы Александры Монаховой до улицы Лазурной.
Согласно Распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от N 41780 04.12.2020 "Об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:255", для обеспечения строительства линейного объекта в целях реализации (размещения) объектов регионального значения на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:255 установлен сервитут на часть земельного участка площадью 1550 кв.м. сроком на 11 месяцев и 28 дней.
Постановлением Правительства города Москвы от 19.07.2019 N 903-ПП "Об утверждении Проекта планировки территории линейных объектов участков уличнодорожной сети - Фитаревская улица, улица Сосенский Стан, Ясная улица и проектируемый проезд N 2-5-2 в поселке Коммунарка поселения Сосенское города Москвы" (далее - Постановление) утвержден Проект планировки территории.
Проектом планировки территории установлено, что дорожный узел въезд-выезд на улицу Сосенский Стан, который используется как истцом, так и неограниченным кругом лиц для доступа на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и к зданиям, расположенным на нем, а также является единственным выездом для данного участка, будет ликвидирован вместе с расположенным рядом зданием контрольно-пропускного пункта.
При этом, указанным Постановлением N 903-1111 в Проекте планировки территории, для проектирования и строительства нового узла "въезд-выезд" предусмотрен земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:9685, в связи с чем для данного участка предусмотрено установление сервитута.
Также Постановлением N 903-ПП предусмотрено проектирование и строительство проезда N 3 на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0000000:9685.
Проектной документацией, разработанной ООО "Институт комплексного проектирования автомобильных дорог" для выполнения работ по реконструкции участка улицы Сосенский Стан, строительство на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0000000:9685 проезда для доступа на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:255 не предусмотрено.
Истец с 2020 года обращается к Правительству города Москвы с письменными заявлениями (письма N 20/50-66 от 07.12.2020, N 20/12-17 от 18.03.2020, N 22/09-2 от 02.03.2022) о внесении изменений в Проект планировки территории в части корректировки красных линий таким образом, чтобы строительство нового проезда стало возможным. Однако уполномоченным органом каких-либо действий не предпринято.
Истец полагает, что с учетом предусмотренной ликвидации действующего дорожного узла въезд-выезд и невозможностью строительства нового дорожного узла въезд-выезд для доступа к земельному участку с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и расположенным на нем зданиям, истец утрачивает право пользования участком для осуществления своей предпринимательской деятельности, а кроме того, доступ к участку будет ограничен для неопределенного круга лиц.
Истец пояснил, что в нарушение положений действующего Постановления Правительства Москвы 19.07.2019 N 903-ПП при подготовке Технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство уличнодорожной сети для обслуживания станции метро "Столбово" (2 этап). Реконструкция ул. Сосенский Стан" (далее-Техническое задание), государственным заказчиком которого выступало третье лицо ГКУ "Москворечье", из перечня объектов, подлежащих строительству, был исключен проезд N 3.
По мнению истца, публичный сервитут для обеспечения доступа неограниченного круга лиц к земельному участку 50:21:0120316:255 со стороны улицы Сосенский Стан подлежит установлению на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120316:42126 в границах, определенных следующими характерными точками: 38,39,438,439,36,32,38 в координатах, указанных в Перечне координат.
Истец считает, что в отсутствие установленного публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0000000:9685 нарушаются права истца, а также права неограниченного круга лиц, на доступ к земельному участку с кадастровым номером 50:21:0120316:255 и на пользование им, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Пунктом 3 статьи 274 ГК РФ установлено, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются.
В силу пункта 2 статьи 23 ЗК РФ публичным сервитутом является сервитут, установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.
Согласно статье 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей во до отведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.
Суд первой инстанции правомерно установил, что ООО "А101" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:9685.
Однако, в связи с реализацией Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 16.11.2020 N 38627 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:9685 разделен на шесть земельных участков, четыре из которых изъяты у ООО "А 101", а именно: 77:17:0120316:42126-собственность ООО "А 101": 77:17:0120316:42125 -собственник город Москва, 77:17:0120316:42124 - собственник город Москва; 77:17:0000000:15825 - собственник ООО "А101 "; 77:17:0000000:15824 - собственник город Москва; 77:17:0000000:15823 - собственник город Москва.
Как усматривается из Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 16.11.2020 N 38627, Распоряжение издано и принято решение об изъятии земельнь х участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:9685, в соответствии, в том числе, с Постановлением Правительства Москвы ль 19.07.2019 N 903-ПП "Об утверждении проекта планировки линейных объектов участков улично-дорожной сети - Фитаревская улица, улица Сосенский стан, Ясная улица и проектируемый проезд N 2-5-2 в поселке Коммунарка поселения Сосенское города Москвы".
Таким образом, для целей реализации Постановления Правительства Москвы N 903-ПП от 19.07.2019 у ООО "А 101" изъято четыре земельных участка, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77'17:0000000:9685, это участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:42125, 77:17:0120316:42124. 77:17:0000000:15824, 77:17:0000000:15823.
Земельный участок с кадастровым номером 77:17:0120316:42126, об установлении сервитута на который просит истец, не изъят в целях реализации Постановления Правительства Москвы N 903-ПП от 19.07.2019, а, следовательно, не требуется для этих целей.
В настоящее время доступ к земельному участку с кадастровым номером 50:21:0120316:255, для обеспечения проезда/прохода к которому просит установить сервитут истец, обеспечен беспрепятственным проездом/проходом посредством земельных участков с кадастровыми номерами 77:17:0120316:15823, 77:17:42124, 77:17:0000000:9687, находящиеся в собственности публично-правового образования, что следует из публичной кадастровой карты, находящейся в открытом доступе неограниченного круга лиц. ООО "Авангард-Строй" к собственнику земельного участка с кадастровым номером 77:17:0120316:42126 за установлением сервитута на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0120316:42126 для обеспечения проезда/прохода к земельному участку с кадастровым номером 50:21:0120316:255, не обращалось.
Таким образом, требования об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0120316:42126 заявлены к ненадлежащему ответчику.
Доводы истца о том, что проезд N 3, строительство которого предусмотрено Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2019 N 903-ПП в границах зоны N 26, определенной характерными точками: 36,32,38,39,438,439, в которых должен быть установлен публичный сервитут, не был включен в перечень объектов, подлежащих строительству, относительно красных линий в отношении проезда N 3, которые должны были устанавливаться при проектировании по границам зоны N 26, определенной следующими характерными точками: 36,32,38,39,438,439, правомерно оценены судом первой инстанции и установлено, что в рамках дела N За-0804/2021 истцом уже оспаривалось вышеназванное Постановление Правительства N 903-ПП и Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2021 по делу N За-0804/2021 (N 88а-22224/2021) истцу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим постановления Правительства N 903-ПП.
Доводы о том, что строительство проезда N 3 и установление сервитута на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0120316:42126 обеспечивает безопасность места массового пребывания людей, так как на этом земельном участке расположены торговый центр и административное здание, не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, с учетом того, что ответчик по заявленному иску ненадлежащий, тогда как постановление Правительства N 903-ПП признано судами в рамках дела N За-0804/2021 (N 88а-22224/2021) действующим.
Таким образом, судами установлено, что вышеназванный проект планировки территории является законным и соответственно не подлежит отмене или изменению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2023 года по делу N А40-124110/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Головкина О.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124110/2022
Истец: ООО "АВАНГАРД-СТРОЙ"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКВОРЕЧЬЕ", ООО "ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"