г. Тула |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А23-3756/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей заявителя - публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) - Краморевой Ф.А. (доверенность от 05.06.2023 N Д-КЛ/1192) и административного органа - управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) - Магера А.А. (доверенность от 09.01.2023 N ДК/1/23), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Матвеевой Валентины Васильевны, Саблиной Татьяны Алексеевны, садоводческого некоммерческого товарищества "Чайка" (ОГРН 1024001348788, ИНН 4028007420) и садоводческого некоммерческого товарищества "Монтажник" (ОГРН 1024001346270, ИНН 4028006793), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.08.2023 по делу N А23-3756/2023 (судья Кретова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - общество, ПАО "Россети Центр и Приволжье", сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 21.04.2023 N 040/04/9.21-105/2023 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Матвеева Валентина Васильевна и Саблина Татьяна Алексеевна (далее - заявители).
Определением суда от 14.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены садоводческое некоммерческое товарищество "Чайка" (далее - СНТ "Чайка") и садоводческое некоммерческое товарищество "Монтажник" (далее - СНТ "Монтажник").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.08.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что объекты, принадлежащие заявителям, имеют и имели технологическое присоединение к сетям общества опосредованно через сети СНТ "Чайка" еще до заключения договора технологического присоединения. Отмечает, что судом не приняты доводы общества о малозначительности совершенного правонарушения. Обращает внимание на соглашение от 19.05.2021 к договору от 27.10.2020 N 42031639, которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлен до 19.11.2021, в связи с чем работы выполнены 14.10.2021 и по акту приняты Никитиным М.А.
От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в адрес управления 14.12.2022 и 13.01.2023 поступили обращения гражданок Саблиной Т.А. и Матвеевой В.В. с жалобами на действия сетевой организации по неисполнению мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Между Саблиной Т.А. и обществом 06.12.2021 заключен договор N 401059535 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000052:341, почтовый адрес ориентира Калужская область, г. Калуга, СНТ "Чайка".
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 06.12.2021 N 401059535 составляет шесть месяцев со дня заключения договора.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств Саблиной Т.А. должно быть осуществлено сетевой организацией до 06.06.2022.
Между Матвеевой В.В. и обществом 27.12.2021 заключен договор N 401060058 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000052:0018, почтовый адрес ориентира Калужская область, г. Калуга, СНТ "Чайка".
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 27.12.2021 N 401060058 составляет шесть месяцев со дня заключения договора.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств Матвеевой В.В. должно быть осуществлено сетевой организацией до 27.06.2022.
В соответствии с техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договоров с Саблиной Т.А. и Матвеевой В.В., сетевая организация осуществляет:
- для расчетного учета электрической энергии запроектировать и установить на границе балансовой принадлежности или при отсутствии технической возможности, в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, узел учета электрической энергии с применением однофазного счетчика электрической энергии классом точности 2,0 и выше,
- установить после прибора учета коммутационный аппарат, обеспечивающий самостоятельное выполнение заявителями фактического присоединения к электрическим сетям ПАО "Россети Центр и Приволжье".
- запроектировать и выполнить реконструкцию существующей ВЛ-10 кВ N 4ПС "Муратовка" в части монтажа ответвительной арматуры в точке присоединения (объем реконструкции уточнить при проектировании).
В установленные сроки ПАО "Россети Центр и Приволжье" технологическое присоединение к электрическим сетям электропринимающих устройств Саблиной Т.А. и Матвеевой В.В., расположенных на земельных участках в границах СНТ "Чайка", не выполнено.
Определением управления от 13.02.2023 в отношении общества возбуждено дело N 040/04/9.21-105/2023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено проведение административного расследования. В определении указано, что протокол по делу об административном правонарушении будет составлен 10.03.2023.
В адрес управления 10.03.2023 от общества поступило ходатайство о прекращении производства по делу.
Определением антимонопольного органа от 10.03.2023 ходатайство общества о прекращении производства по делу оставлено без удовлетворения.
В отношении ПАО "Россети Центр и Приволжье" 10.03.2023 антимонопольным органом, в присутствии представителя сетевой организации и Саблиной Т.А., был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В объяснениях к протоколу представитель ПАО "Россети Центр и Приволжье" Краморева Ф.А. указала, что Саблина Т.А. и Матвеева В.В. подключены к сетям СНТ "Чайка" с принципом однократности технологического присоединения. Вины сетевой организации не имеется.
Копия протокола вручена представителю Краморевой Ф.А. в день его составления.
Определением антимонопольного органа от 10.03.2023 рассмотрение дела назначено на 24.03.2023.
В антимонопольный орган от ПАО "Россети Центр и Приволжье" поступило дополнение от 23.03.2023 к ходатайству о прекращении производства по делу.
Определением от 24.03.2023 рассмотрение дела отложено на 21.04.2023 по ходатайству ПАО "Россети Центр и Приволжье".
Обществом в антимонопольный орган представлено ходатайство от 04.04.2023 о приобщении к делу дополнительных документов и о прекращении производства по делу.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом, в присутствии представителя общества, было вынесено постановление от 21.04.2023 о назначении административного наказания по делу N 040/04/9.21-105/2023 об административном правонарушении, которым ПАО "Россети Центр и Приволжье" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ являются, в том числе и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) предусмотрено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Таким образом, сетевая организация по требованию собственника энергопринимающих устройств в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязана предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение.
Порядок технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 6 Правил N 861 такое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
Пункт 7 Правил N 861 определяет процедуру технологического присоединения.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Правил N 861 - технологическое присоединение включает в себя, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.
Технологическое присоединение - это состоящий из нескольких этапов процесс, который может быть окончен сетевой организацией только после надлежащего исполнения встречных обязательств обеими сторонами.
Из материалов дела следует, что в ПАО "Россети Центр и Приволжье" для технологического присоединения к электрическим сетям обратились следующие лица:
- Саблина Т.А. с заявкой от 23.11.2021 N 317816, жилой дом на земельном участке с кадастровым номером 40:25:000052:341, расположенный по адресу Калужская область, г. Калуга, СНТ "Чайка",
Между ПАО "Россети Центр и Приволжье" и Саблиной Т.А. 06.12.2021 заключен договор N 401059535 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающее устройство объекта, расположенного по адресу Калужская область, г. Калуга, СНТ "Чайка".
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 06.12.2021 N 401059535 составляет шесть месяцев со дня заключения договора.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств Саблиной Т.А. должно быть осуществлено сетевой организацией до 06.06.2022;
- Матвеева В.В. с заявкой от 07.12.2021 N 3272509, земельный участок с кадастровым номером 40:25:000052:0018, расположенный по адресу Калужская область, г. Калуга, п. Муратовка, СНТ "Чайка".
Между Матвеевой В.В. и ПАО "Россети Центр и Приволжье" 16.10.2021 заключен договор N 401060058 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающее устройство - жилой дом, расположенный по адресу Калужская область, г. Калуга, СНТ "Чайка".
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 16.10.2021 N 401060058 составляет шесть месяцев со дня заключения договора.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств Матвеевой В.В. должно быть осуществлено сетевой организацией до 27.06.2022.
В соответствии с техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договоров с заявителями, сетевая организация осуществляет:
- для расчетного учета электрической энергии запроектировать и установить на границе балансовой принадлежности или при отсутствии технической возможности, в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, узел учета электрической энергии с применением однофазного счетчика электрической энергии классом точности 2,0 и выше,
- установить после прибора учета коммутационный аппарат, обеспечивающий самостоятельное выполнение заявителями фактического присоединения к электрическим сетям общества,
- запроектировать и выполнить реконструкцию существующей ВЛ-10 кВ N 4ПС "Муратовка" в части монтажа ответвительной арматуры в точке присоединения (объем реконструкции уточнить при проектировании).
Таким образом, без проведения мероприятий, возложенных на сетевую организацию, по доведению объектов электросетевого хозяйства до границ земельного участка заявителей осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей не представляется возможным.
В установленные сроки ПАО "Россети Центр и Приволжье" технологическое присоединение к электрическим сетям электропринимающих устройств Саблиной Т.А. и Матвеевой В.В., расположенных на земельных участках в границах СНТ "Чайка", не выполнено.
Довод общества, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что энергопринимающие устройства заявителей еще до обращения в сетевую организацию были надлежащим образом присоединены к сетям ПАО "Россети Центр и Приволжье" через сети СНТ "Чайка" и СНТ "Монтажник", судом первой инстанции справедливо отклонен.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам N 861 технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется на основании заключенного с сетевой организацией договора и подтверждаются актом об осуществлении технологического присоединения.
Сетевая организация не представила акты осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к сетям СНТ "Чайка".
Сетевая организация также не представила такие акты и в отношении присоединения электросетевого хозяйства СНТ "Чайка" к сетям СНТ "Монтажник".
Указанные сетевой организацией обстоятельства об оплате заявителями электроэнергии в СНТ "Чайка" еще не свидетельствует об их надлежащим технологическом присоединении к электрическим сетям.
Об отсутствии технологического присоединения объектов СНТ "Чайка" к сетям ПАО "Россети Центр и Приволжье" также свидетельствует и заключенный между сетевой организацией и СНТ "Чайка" договор от 14.09.2021 N 401053779, так как он был заключен для осуществления нового присоединения, а не изменения точки подключения.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ "Чайка" осуществлено только 30.09.2022, то есть уже после окончания установленных сроков на подключение заявителей.
Договор о совместном владении и эксплуатации системы электроснабжения СНТ "Монтажник" и СНТ "Чайка" 1992 года не может свидетельствовать о наличии у СНТ "Чайка" опосредованного технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.
В данном договоре указано, что СНТ "Чайка" является субабонентом СНТ "Монтажник".
Между тем из представленных документов о технологическом присоединении СНТ "Монтажник" к сетям ПАО "Россети Центр и Приволжье" (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 18.08.2016 N 259 и однолинейной схемы присоединения энергопринимающих устройств заявителя к внешней сети) не следует, что СНТ "Чайка" является субабонентом СНТ "Монтажник".
Согласно статье 545 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Однако наличие такого согласия энергоснабжающей организации в материалы дела не представлено.
Указанный факт подтверждается также следующим.
Пунктом 2 Правил N 861 установлено, что данные Правила распространяются, в том числе на случаи:
- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию объектов;
- изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Кроме того, пунктом 40 (4) Правил N 861 установлено, что владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий. Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 01.01.2015.
Опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлено вне зависимости от даты присоединения энергопринимающих устройств садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
При опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями настоящих Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций (пункт 40 (5) Правил N 861).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что СНТ "Монтажник" имеет энергопринимающие устройства, ранее технологически присоединенные в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, и по согласованию с сетевой организацией присоединило (совершило действия по надлежащему оформлению опосредованного присоединения) к объектам своего электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства СНТ "Чайка" или членов садоводческого товарищества (правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства).
Таким образом, доводы сетевой организации о повторном технологическом присоединении энергопринимающего устройства заявителей, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, являются несостоятельными.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" обязано было выполнить технологическое присоединение в соответствии с условиями договора в отношении заявителей.
Официальных документов на подключение объектов к электрическим сетям у заявителей отсутствует.
Все заявки заявителей на технологическое присоединение поданы после вступления в законную силу изменений, внесенных в пункт 8 (5) Правил N 861.
Договоры технологического присоединения, заключенные с гражданами не были исполнены в установленные сроки. Технологическое присоединение СНТ "Чайка" также произведено с нарушением срока.
Акт об осуществлении технологического присоединения с СНТ "Чайка" подписан только 30.09.2022, то есть после того, как истек срок исполнения договоров технологического присоединения с гражданами.
Саблина Т.В. и Матвеева В.В. подавали самостоятельные заявки на индивидуальное подключение к электрическим сетям 23.11.2021 и 07.12.2021.
В момент подачи заявителями в сетевую организацию заявок на технологическое присоединение у СНТ "Чайка" еще не было самостоятельного подключения к сетям ПАО "Россети Центр и Приволжье".
Несоблюдение субъектами естественной монополии какого-либо требования или условия, предусмотренного Правилами N 861, является нарушением установленного порядка подключения.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" допущено нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей, а именно нарушены сроки исполнения договоров, заключенных с гражданами.
Принцип однократности может быть реализован исключительно после фактического присоединения энергопринимающих устройств по заключенному договору. Документальных доказательств, в подтверждение указанного, в материалы дела не представлено.
Наличие временного технологического присоединения, осуществленного без предусмотренных договором или законом оснований не свидетельствует о том, что невозможно технологическое присоединение в установленном, заключенным сторонами договором о технологическом присоединении.
Подключение заявителей к сетям общества осуществлено только 31.03.2023, то есть после того, как Саблина Т.А. и Матвеева В.В. обратились с жалобами в управление, уже в ходе административного расследования.
Событие административного правонарушения заключается в нарушении сроков исполнения договоров на технологическое присоединение.
Журналы об оплате электроэнергии не свидетельствуют о наличии официального подключения к электрическим сетям.
Все вышесказанное свидетельствует об отсутствии надлежащего технологического присоединения у заявителей на момент заключения ими договоров технологического присоединения с обществом.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него исчерпывающих мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения условий договора и требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Сетевая организация, являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям. Сетевая компания, с учетом баланса интересов сторон, их статуса, значимости услуги по технологическому присоединению, своевременно обязана предпринимать все зависящие от нее меры для установления правильной, оптимальной схемы подключения, отвечающей требованиям законодательства на любой стадии заключения и исполнения договора. При этом применительно к рассматриваемому случаю сетевая организация в силу специального статуса должна была до заключения спорного договора и выдачи технических условий, определяющих перечень выполняемых сторонами мероприятий по технологическому присоединению, проверить все необходимые для заключения такого договора обстоятельства. Однако доказательств, подтверждающих, что она предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Данная позиция также отражена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.05.2023 по делу N А23-6104/2022.
Вина ПАО "Россети Центр и Приволжье" как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" ранее привлекалось к административной ответственности по статьей 9.21 КоАП РФ, что подтверждается постановлением управления от 22.02.2022 N 040/04/9.21-33/2022 об административном правонарушении.
Учитывая доказанность материалами дела факта события административного правонарушения, вины сетевой организации в его совершении, повторности совершения административного правонарушения, антимонопольный орган обоснованно привлек ПАО "Россети Центр и Приволжье" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статей 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в размере ниже низшего предела.
Не соглашаясь с мнением общества о малозначительности совершенного правонарушения, суд первой инстанции справедливо исходил из следующего.
Антимонопольный орган возражал против признания правонарушения малозначительным.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 10) разъяснено, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Как следует из пункта 18.1 постановления Пленума N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 этого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Каких-либо оснований, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, судом первой инстанции правомерно не установлено, материалами дела не подтверждено.
Доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 постановления Пленума N 10, материалы дела не содержат.
С учетом конкретных обстоятельств допущенного правонарушения, принимая во внимание его общественную опасность, характер общественных отношений, на которые оно посягает, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Утверждение о том, что продление срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению свидетельствует об отсутствии административного правонарушения, справедливо отклонено судом первой инстанции, поскольку факт продления срока не освобождает от административной ответственности и не свидетельствует об отсутствии административного правонарушения, поскольку подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 установлен срок 6 месяцев.
В договоре также срок был установлен 6 месяцев. Дополнительное соглашение заключено 15.03.2023, после обращения заявителей с жалобами в антимонопольный орган. На дату заключения дополнительного соглашения срок исполнения договора технологического присоединения уже истек девять месяцев назад и до его заключения уже был составлен протокол об административном правонарушении.
Следовательно, событие административного правонарушения имеет место и при заключении дополнительного соглашения.
Кроме того, сетевая организация уже неоднократно привлекалась к административной ответственности за нарушение статьи 9.21 КоАП РФ, что также свидетельствует о ее пренебрежительном отношении к своим обязанностям в рамках осуществления технологического присоединения и реализации прав граждан на доступ к технологическому присоединению к электрическим сетям.
Санкция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ устанавливает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Оспариваемым постановлением от 21.04.2023 N 040/04/9.21-105/2023 наказание назначено в размере 300 000 руб., то есть менее минимального размера.
Антимонопольным органом установлено смягчающее обстоятельство - добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление по праву было признано судом первой инстанции законным.
Что касается ссылок в апелляционной жалобе на соглашение от 19.05.2021 к договору от 27.10.2020 N 42031639, которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлен до 19.11.2021, в связи с чем работы выполнены 14.10.2021 и по акту приняты Никитиным М.А., то данные факты вообще не имеют правового значения в рамках рассмотрения настоящего дела, в котором заявителями были не Никитин М.А., а Матвеева В.В. и Саблина Т.А.
Таким образом, следует признать что, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 28.08.2023 по делу N А23-3756/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3756/2023
Истец: ПАО Россети Центр и Приволжье
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Матвеева Валентина Васильевна, Саблина Татьяна Алексеевна, Садоводческое некоммерческое товарищество "Монтажник", Садоводческое некоммерческое товарищество "Чайка", СНТ "Монтажник", СНТ "Чайка"