г. Хабаровск |
|
18 октября 2023 г. |
А04-5733/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Коваленко Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.,
при участии в заседании:
от ООО "ФОК": Кудюкова И.Л., по доверенности от 24.10.2022 N 13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области
на решение от 22.06.2023
по делу N А04-5733/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" (ОГРН 1027739800868, ИНН 7701283582, г.Москва)
к Министерству экономического развития Амурской области (ОГРН 1122801005062, ИНН 2801172728, Амурская область, г.Благовещенск)
о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" (ООО "ФОК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском Министерству экономического развития Амурской области (Минэкономразвития) о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы на тему: "Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года" от 09.01.2020 N 103/19; применении последствий недействительности решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решением от 22.06.2023 иск удовлетворен.
Суд признал решение Минэкономразвития от 31.07.2020 N 6706-18 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 09.01.2020 N 103/1 недействительным, применив последствия недействительности сделки в виде признания государственного контракта от 09.01.2020 N 103/1 действующим и исключения информации в Единой информационной системе государственных закупок о расторжении государственного контракта от 09.01.2020 N 103/1 в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.
В апелляционной жалобе Минэкономразвития считает судебный акт подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование указано на правомерное принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду несоответствия результата выполненных подрядчиком работ по 1 этапу по сроку - 01.04.2020 требованиям технического задания, что является существенным нарушением ООО "ФОК" условий заключенного контракта.
По мнению заявителя жалобы, доказательств, подтверждающих передачу заказчику в срок до 01.04.2020 результата надлежащим образом выполненных работ, в материалы настоящего дела и дела N А04-6710/2020 не представлено; качество направленных истцом в адрес министерства материалов от 31.03.2020, 12.05.2020 в рамках дела N А04-6710/2020 не исследовалось.
В этой связи вывод суда об отсутствии у министерства законных оснований для принятия оспариваемого решения от 31.07.2020 является необоснованным.
Кроме того, постановлением Правительства Амурской области от 24.04.2023 N 381 на территории Амурской области утверждена Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2035 года, исходя из чего отсутствие государственной потребности в этих работах приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, что, в свою очередь, не соответствует целям Федерального закона N 44-ФЗ. В данном случае у суда первой инстанции имелась возможность для применения пункта 4 статьи 167 ГК РФ, что не лишило бы истца возможности в дальнейшем защитить свои права и законные интересы иным образом.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ФОК" выразило несогласие с ее доводами, указав на получение министерством полного исполнения подрядчиком всех обязательств по контракту до принятия решения об одностороннем отказе от его исполнения (1 и 2 этапы работ); в рамках дела N А04-6710/2020 результат 1 этапа признан соответствующим требованиям нормативных правовых актов и технического задания к контракту, по 2 этапу каких-либо замечаний от заказчика не поступило, однако акт приемки выполненных работ заказчиком не подписан, оплата не произведена, результат работ подрядчику не возвращен, равно как и обеспечительный платеж.
Дело рассмотрением откладывалось, в ходе которого ООО "ФОК" представлены пояснения, согласно которым наличие в ЕИС госзакупок информации о расторжении контракта по инициативе заказчика влечет для подрядчика значительные репутационные и финансовые негативные последствия.
В подтверждение своей позиции представлены: скан-копия письма Национальной ассоциации инфраструктурных компаний от 12.09.2023 N 359; электронная переписка ООО "ФОК" и Фонда ДОМ.РФ о направлении и регистрации заявки на участие в запросе предложений на выполнение работ по разработке Стратегического мастер-плана муниципального образования "Город Северобайкальск"; скан-копия протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на выполнение работ по разработке Стратегического мастер-плана муниципального образования "Город Северобайкальск" от 25.05.2022 N 18/27-Ф-1; расчет баллов с учетом опыта выполнения ООО "ФОК" спорного контракта; электронная переписка ООО "ФОК" и Фонда ДОМ.РФ о направлении и регистрации заявки на участие в запросе предложений на выполнение работ по разработке модели социально-экономического развития города Владикавказ; скан-копия протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на выполнение работ по разработке модели социально-экономического развития города Владикавказ от 15.03.2023 N 18/6-Ф-1; расчет баллов с учетом опыта выполнения ООО "ФОК" спорного контракта.
Указанные документы приобщены к материалам дела на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, согласно которой документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
В судебном заседании представитель ООО "ФОК", возражая против доводов жалобы, указал на отсутствие оснований для ее удовлетворения, считая решение не подлежащим отмене.
Минэкономразвития, извещенное надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, своего представителя не направило.
Поскольку присутствие представителя ответчика обязательным не признано, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела 09.01.2020 между Минэкономразвития Амурской области (заказчик) и ООО "ФОК" (исполнитель) на основании протокола по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме от 18.12.2019 N 0123200000319003463 заключен государственный контракт N 103/19, по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязался выполнить научно-исследовательскую работу на тему: "Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года" и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Заказчик, со своей стороны, обязался принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы, предусмотренные контрактом.
Выполнение работ по контракту осуществляется в два этапа:
- 1 этап: разработка Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года - до 01.04.2020;
- 2 этап: разработка Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года - до 01.08.2020 (пункт 1.4 контракта).
Согласно пункту 1.5 государственного контракта наименования, виды работ по контракту, требования, предъявляемые к выполнению работ, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики работ, особые условия выполнения работ, требования к результатам работ, требования к отчетной документации и другие условия исполнения контракта определяются в Техническом задании на выполнение работ (приложение N 1 к контракту).
Сроки выполнения работ, последовательность действий исполнителя при выполнении работ, изложенная в хронологическом порядке по дате завершения каждого отдельного этапа (вида работ), устанавливаются в Календарном плане выполнения работ (приложение N 2 к контракту) (пункт 1.6).
В соответствии с пунктами 2.1.5, 2.1.7 контракта датой начала выполнения работ является дата подписания контракта сторонами; датой окончания отдельного этапа выполнения работ по контракту является дата подписания сторонами акта сдачи-приемки работ по отдельному этапу контракта; дата окончания отдельного этапа выполнения работ по контракту не может быть позднее даты, указанной в Техническом задании и Календарном плане.
Согласно пункту 3.1 стоимость работ по контракту в соответствии с приложением N 3 составляет 10 990 000 руб., НДС не облагается, в том числе: стоимость выполнения работ в 2020 году - 5 495 000 руб. за 1 этап; 5 495 000 руб. за 2 этап.
Расчеты с исполнителем осуществляются в пределах стоимости выполнения отдельного этапа работ в течение 30 дней с момента представления исполнителем подписанного сторонами акта сдачи-приемки работ по отдельному этапу контракта (пункт 3.6).
Пунктом 4.1.1 контракта предусмотрено, что выполненные работы принимаются заказчиком по акту сдачи-приемки работ по отдельному этапу контракта. При приемке, в том числе, проверяется соответствие объема и качества выполненных работ требованиям контракта.
Согласно пункту 6 Технического задания (приложение N 1) работа включает в себя следующие мероприятия:
- организация научных исследований (результаты работы: программа выполнения научных исследований);
- выполнение научных исследований и разработка проектов Стратегии и Плана, с учетом документов территориального планирования Амурской области (результаты работы: проект Стратегии, проект Плана);
- подготовка демонстрационных материалов по проектам Стратегии и Плана (результаты работы: демонстрационные материалы по проектам Стратегии и Плана);
- доработка проектов Стратегии и Плана по результатам согласований с областными и федеральными органами государственной власти и общественных обсуждений (результаты работы: доработанный проект Стратегии; доработанный проект Плана).
Основные требования к содержанию работы перечислены в приложении N 2 к Техническому заданию.
В соответствии с Календарным планом 1 этап работ - разработка Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года подлежит выполнению в срок до 01.04.2020; 2 этап работ - разработка Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года подлежит выполнению до 01.08.2020.
25.03.2020 письмом N 45/ф ООО "ФОК" направило Минэкономразвития Амурской области результат выполненных по первому этапу работ по государственному контракту от 09.01.2020 N 103/19, акт сдачи-приемки выполненных работ от 25.03.2020 N 200325-01 на подписание и счет от 25.03.2020 N 200325-01 на оплату.
Заказчик письмом от 20.04.2020 N 3521-06 направил исполнителю Заключение по результатам экспертизы соответствия результатов выполненных обязательств условиям государственного контракта от 09.01.2020 N 103/19, с указанием перечня выявленных в научно-исследовательской работе недостатков и предложением их устранения в срок до 12.05.2020.
12.05.2020 письмом N 64/ф исполнитель направил заказчику откорректированный результат выполненных по первому этапу работ, с учетом замечаний заказчика.
29.05.2020 письмом N 4751-06 заказчик сообщил исполнителю о наличии недостатков в научно-исследовательской работе, направив Заключение по результатам экспертизы соответствия откорректированных истцом результатов выполненных обязательств условиям государственного контракта от 09.01.2020 N 103/19, содержащее перечень выявленных недостатков; срок устранения недостатков установлен до 17.07.2020.
Письмом от 13.07.2020 N 86/ф исполнитель вновь направил заказчику результат выполненных по первому этапу работ по контракту, акт сдачи-приемки выполненных работ от 25.03.2020 N 200325-01 на подписание и счет от 13.07.2020 N 200713-01 на оплату.
Письмом от 31.07.2020 N 6707-04 заказчик направил исполнителю Заключение по результатам экспертизы соответствия результатов выполненных обязательств условиям государственного контракта от 09.01.2020 N 103/19, с указанием перечня выявленных в научно-исследовательской работе недостатков, выводов о несоответствии проекта Стратегии социально экономического развития Амурской области до 2035 года нормам Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", отказавшись от приемки выполненных работ.
31.07.2020 заказчик принял решение N 6706-18 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 09.01.2020 N 103/19 по мотиву не представления исполнителем по состоянию на 31.07.2020 результата работ по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года, соответствующего требованиям Технического задания.
Письмом от 27.07.2020 N 98/ф исполнитель направил заказчику научные исследования в рамках второго этапа работ по контракту, акт сдачи-приемки второго этапа работ от 27.07.2020 N 200727-01, счет от 27.07.2020 N 200727-02 на оплату.
10.08.2020 письмом N 104/ф исполнитель сообщил заказчику о немотивированности отказа от приемки результата первого этапа научно-исследовательской работы по контракту, ссылаясь на факт исполнения обязательств надлежащим образом; направил откорректированный результат выполненных работ, комментарии относительно обоснованности замечаний, счет от 10.08.2020 N 200810-01 на оплату.
Информация о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 09.01.2020 N 103/19 направлена Минэкономразвития Амурской области в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области.
07.09.2020 УФАС по Амурской области принято решение N 06-3657-Э не включать сведения (информацию) об ООО "ФОК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Считая односторонний отказ Минэкономразвития от исполнения контракта незаконным, ООО "ФОК" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Правоотношения сторон подлежат регулированию главами 37, 38 ГК РФ, положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Федеральный закон N 44-ФЗ), общими нормами об исполнении обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
В силу статьи 773 ГК РФ исполнитель в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:
выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;
незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
Заказчик в соответствии со статьей 774 ГК РФ обязан принять результаты выполненных работ и оплатить их.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Данная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу частей 8, 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта от 09.01.2020 N 103/19 определен пунктом 11.5, содержащим аналогичные условия.
Право заказчика отказаться от договора в одностороннем порядке предусмотрено статьями 715, 717 ГК РФ.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ - если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Односторонний отказ от исполнения договора, осуществляемый в соответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к расторжению договора.
Статья 65 АПК РФ обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отказ от приемки выполненных работ и решение N 6706-18 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.01.2020 N 103/19 приняты заказчиком фактически одновременно, которые мотивированы не представлением по состоянию на 31.07.2020 результата работ по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года, соответствующего требованиям Технического задания, несоответствием проекта Стратегии нормам Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
В обоснование оспариваемого решения заказчик сослался на заключения по результатам экспертизы соответствия результатов выполненных обязательств условиям государственного контракта от 09.01.2020 N 103/19, с указанием перечня выявленных в научно-исследовательской работе недостатков (20.04.2020, 29.05.2020, 31.07.2020).
По мнению заказчика, выявленные замечания исполнителем не устранены.
Между тем, устранение ООО "ФОК" всех замечаний, поступавших от министерства в период исполнения контракта, установлено вступившим в силу решением УФАС по Амурской области от 02.09.2020 N РНП-28-62/2020, которым отказано в удовлетворении заявления Минэкономразвития о признании ООО "ФОК недобросовестным поставщиком и включении последнего в соответствующий реестр (решение УФАС по Амурской области N 06-3657-Э от 07.09.2020).
Кроме того, в рамках дела N А04-6710/2020 апелляционным судом установлено, что замечания, выставлявшиеся Минэкономразвития к результату 1-го этапа НИР в течение срока действия контракта и позднее в процессе рассмотрения дела, каждый раз являлись новыми, а не выставлялись повторно, как не исправленные ООО "ФОК".
В ходе рассмотрения дела N А04-6710/2020 ООО "ФОК" представило письма Минэкономразвития от 20.05.2020 N 4751-06, от 31.07.2020 N 6707-04, с указанием всех замечаний, поступивших от заказчика в ходе исполнения контракта, анализ и сравнение которых свидетельствует о том, что каждое из них содержит замечания, не выставлявшиеся министерством ранее к предыдущим версиям результата 1 этапа работ НИР, а каждый следующий пакет замечаний являлся уникальным и не имел связи с разделами, скорректированными ООО "ФОК" по предыдущим замечаниям министерства.
Кроме того, в подтверждение надлежащего качества выполненных работ ООО "ФОК" представило заключение специалиста ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова" - доктора эконмических наук, доцента Чайниковой Л.Н. от 20.08.2020 N 2/2021.
Согласно указанному заключению - выполненный ООО "ФОК" Проект Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года соответствует условиям государственного контракта N 103/19 от 09.01.2020, требованиям Технического задания (Приложение N 1 к контракту) и нормам Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; ряд замечаний является конкретным (перечень приведен в Таблице 4); ни одно из замечаний не является обоснованным и не является существенным; все сформулированные замечания являются устранимыми.
В ходе рассмотрения дела N А04-6710/2020 апелляционным судом в целях определения качества выполнения научно-исследовательской работы назначена дополнительная судебная экспертиза с постановкой тех же вопросов, а также дополнительно вопроса, касающегося стоимости устранения недостатков в случае их наличия, с поручением ее проведения эксперту Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Вологодский научный центр Российской академии наук" (ФГБУН ВолНЦ РАН) доктору экономических наук, профессору Усковой Тамаре Витальевне.
Согласно экспертному заключению ФГБУН ВолНЦ РАН от 25.04.2022 результат выполненных ООО "ФОК" работ по государственному контракту N 103/10 от 09.01.2020 на выполнение научно-исследовательской работы на тему: "Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года" соответствует требованиям нормативных правовых актов и Технического задания к контракту.
При этом, экспертом отмечено, что требования Технического задания имеют преимущественно общий характер и не содержат в себе сколько-нибудь конкретного перечня или иной регламентации содержания 9-ти разделов, обосновывающих материалов. Это обстоятельство наделяет исполнителя достаточно широкими возможностями по наполнению разделов разрабатываемого Проекта Стратегии материалами, обосновывающими различные аспекты исследуемых им процессов. Указанная ситуация достаточно характерна для разработки подобных документов, поэтому не влияет на качество и возможность использования результата работы.
В ходе исследования экспертом выявлены недостатки (несоответствия/отступления), которые не снижают практическую значимость работы. Экспертом указано, что результат выполненных работ по государственному контракту N 103/19 от 09.01.2020 при выявленных недостатках может быть использован по назначению.
По результатам исследования экспертом сделан вывод о соответствии Проекта Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года критерию 1, то есть соответствии условиям государственного контракта N 103/19 от 09.01.2020 и требованиям Технического задания (Приложение N 1 к контракту), за исключением выявленных в ходе экспертизы недостатков (несоответствий/отступлений), которые являются несущественными и носят устранимый характер.
Таким образом, проведенное экспертом исследование показало, что Проект Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года, разработанный в рамках научно-исследовательской работы на тему: "Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года", в полной мере соответствует критерию 2, то есть соответствует требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области соответствующими тематике работы.
По результатам рассмотрения спора апелляционным судом экспертное заключение ФГБУН ВолНЦ РАН от 25.04.2022 признано надлежащим доказательством по делу, подтверждающим позицию ООО "ФОК", а доводы Минэкономразвития о необъективности, неполноте и необоснованности экспертного заключения ФГБУН "Вологодский научный центр РАН", формальный подходе эксперта - несостоятельными.
Доводы Минэкономразвития о невозможности применения разработанного Проекта в практических целях опровергнуты экспертным заключением ФГБУН ВолНЦ РАН.
Материалами дела N А04-6710/2020 установлено, что Проект Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года передан министерством Правительству Амурской области и официально опубликован последним уже 20.05.2020. Правительство Амурской области, в свою очередь, опубликовало статью, в которой прямо указало на завершение выполнения первого этапа контракта и о переходе ко второму этапу.
Министерство использовало результат 1 этапа работ НИР по назначению, направив Министерству экономического развития РФ, которое, в свою очередь, рассмотрело и согласовало указанную документацию с предложением внести лишь незначительные корректировки.
Кроме того, на основании разработанной ООО "ФОК" документации утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Амурской области (Постановление губернатора Амурской области от 19.08.2021 N 170; предложения по развитию отраслей по кластерной модели, приведенные в Проекте Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года, в настоящее время реализуются руководством Амурской области на практике).
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела N А04-6710/2020 доказательствами: статьей с официального сайта Правительства Амурской области "Опубликован проект стратегии Приамурья до 2035 года, который создавался с учетом мнения амурчан"; сведениями о размещении проекта Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года официальном сайте Министерства экономического развития РФ; скан-копией письма Министерства экономического развития РФ от 21.10.2020 N Д14и-34762; постановлением Губернатора Амурской области от 19.08.2021 N 170; статьей РИА Новости "Трутнев и Орлов посетили газохимический кластер Приамурья"; статьей Российской газеты "В ТОР Свободный будет создан газохимический кластер"; статьей с официального сайта Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики "ТОР "Свободый" станет центром развития нефтегазохимического комплекса на Дальнем Востоке"; статьей с официального сайта Правительства Амурской области "Угольно-логический кластер может появиться на территории Тындинского района".
В рамках дела N А04-6710/2020 установлено, что Проект Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года прошел процедуру согласования Министерством экономического развития РФ: Проект Стратегии, в редакции от 13.07.2020, размещен на официальном сайте Минэкономразвития РФ 28.09.2020 в разделе для размещения проектов стратегий субъектов РФ, направленных на согласование.
По результатам рассмотрения Минэкономразвития РФ письмом от 21.10.2020 N Д14и-34762 сообщило министерству о необходимости доработки проекта и направило замечания (незначительные корректировки).
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 65, 71 АПК РФ, учитывая результаты экспертного заключения ФГБУН "Вологодский научный центр РАН" от 25.04.2022 и заключения специалиста ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова" от 20.08.2020 N 2/2021, апелляционный суд пришел к выводу о соответствии Проекта Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года, выполненного ООО "ФОК" по государственному контракту N 103/10 от 09.01.2020, требованиям нормативных правовых актов и Технического задания к контракту, в то время как выявленные экспертом недостатки (несоответствия/отступления) являются несущественными и устранимыми, не снижают практическую значимость работы, а результат выполненных работ по государственному контракту N 103/19 от 09.01.2020 при выявленных недостатках может быть использован по назначению.
При этом, по условиям контракта выполняемая НИР включает в себя доработку проектов Стратегии и Плана мероприятий по результатам согласований с областными и федеральными органами государственной власти и общественных обсуждений (пункт 6 Технического задания к контракту).
Поскольку выставление замечаний министерством экономического развития Амурской области и иными федеральными органами исполнительной власти и их исправление ООО "ФОК" является одной из процедур, предусмотренных законом и Техническим заданием к контракту, апелляционный суд счел, что экспертные Заключения заказчика от 20.04.2020, 29.05.2020, 31.07.2020 не могут свидетельствовать о низком качестве результатов НИР.
Исходя из установленного, апелляционный суд пришел к выводу о необоснованности отказа заказчика от приемки выполненных работ и решения N 6706-18 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.01.2020 N 103/19.
Выводы апелляционного суда по делу N А04-6710/2020 поддержаны судом кассационной инстанции.
Таким образом, судебными актами по делу N А04-6710/2020, имеющими в силу части 2 статьи 268 АПК РФ преюдициальное значение для настоящего спора, подтвержден факт надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту от 09.01.2020 N 103/19.
В этой связи вывод суда первой инстанции об отсутствии у Минэкономразвития законных оснований для принятия оспариваемого решения от 31.07.2020 является обоснованным, а довод апелляционной жалобы об обратном - несостоятельным.
Довод жалобы о неисследовании в рамках дела N А04-6710/2020 качества направленных подрядчиком в адрес заказчика материалов от 31.03.2020, 12.05.2020 противоречит экспертному заключению ФГБУН "Вологодский научный центр РАН" от 25.04.2022 и заключению специалиста ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова" от 20.08.2020 N 2/2021, исходя из чего - отклоняется.
Доводы министерства об отсутствии доказательств, подтверждающих передачу заказчику в срок до 01.04.2020 результата надлежащим образом выполненных работ, в связи с чем принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду несоответствия результата работ по 1 этапу по сроку - 01.04.2020 требованиям технического задания, является правомерным, подлежит отклонению, так как оспариваемый отказ не содержит иного обоснования, кроме как отсутствие переданного результата работ.
На иные основания (просрочка, ненадлежащее качество, существенные нарушения) заказчиком в решении об отказе от исполнения государственного контракта от 09.01.2020 N 103/1 не указано.
Материалами дела N А04-6710/2020 установлен факт передачи подрядчиком заказчику результата первого этапа НИР "Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятия по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года" в первоначальной редакции 25.03.2020, затем в скорректированных редакциях 12.05.2020, 13.07.2020 и 10.08.2020, в отсутствие замечаний к последней редакции.
Минэкономразвития получило также результат второго этапа НИР 29.07.2020, не предъявив к нему каких-либо замечаний, получило денежные средства, перечисленные ООО "ФОК" в обеспечение исполнения гарантийных обязательств по факту выполнения всего объема работ в порядке, предусмотренном разделом 8 контракта.
Между тем, ни результаты первого, ни результаты второго этапа НИР, ни денежные средства, внесенные ООО "ФОК" после завершения выполнения НИР в обеспечение исполнения гарантийных обязательств, министерство не возвратило, результат выполненных работ своевременно не оплачен, что не соответствует стандартам добросовестного поведения.
При этом, ссылка в жалобе на утверждение постановлением Правительства Амурской области от 24.04.2023 N 381 на территории Амурской области Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2035 года, напротив, подтверждает факт надлежащего исполнения обязательств подрядчиком и использование результата работ по контракту N 103/19 заказчиком.
По этим же основаниям довод жалобы об отсутствии государственной потребности в работах, со ссылкой на неэффективное расходование бюджетных средств и цели Федерального закона N 44-ФЗ, подлежит отклонению.
Кроме того, статьей 774 ГК РФ установлена обязанность заказчика принять результаты выполненных работ и оплатить их.
Довод жалобы о наличии у суда первой инстанции возможности для применения пункта 4 статьи 167 ГК РФ, что не лишило бы истца права в дальнейшем защитить свои законные интересы иным образом, не может быть во внимание.
Примененные судом последствия недействительности сделки в виде признания государственного контракта от 09.01.2020 N 103/1 действующим и исключения информации в Единой информационной системе государственных закупок о расторжении государственного контракта от 09.01.2020 N 103/1 в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, обусловлены спецификой деятельности ООО "ФОК" (выполнение научно-исследовательских работ для государственных, муниципальных нужд и в интересах компаний с участием государства).
При этом, наличие в ЕИС госзакупок информации о расторжении спорного контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения заказчиком не позволяет ООО "ФОК", участвуя в закупочных процедурах на право заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских работ, использовать в своей заявке опыт по контракту N 103/19, вследствие чего при оценке заявки ООО "ФОК" недополучает баллы, уступая победу в закупочных процедурах менее опытным подрядчикам.
В этой связи ООО "ФОК" несет значительные репутационные и, как следствие, финансовые негативные последствия.
Указанное подтверждается представленными в материалы дела: скан-копией письма Национальной ассоциации инфраструктурных компаний от 12.09.2023 N 359; электронной перепиской ООО "ФОК" и Фонда ДОМ.РФ о направлении и регистрации заявки на участие в запросе предложений на выполнение работ по разработке Стратегического мастер-плана муниципального образования "Город Северобайкальск"; скан-копией протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на выполнение работ по разработке Стратегического мастер-плана муниципального образования "Город Северобайкальск" от 25.05.2022 N 18/27-Ф-1; расчетом баллов с учетом опыта выполнения ООО "ФОК" спорного контракта; электронной перепиской ООО "ФОК" и Фонда ДОМ.РФ о направлении и регистрации заявки на участие в запросе предложений на выполнение работ по разработке модели социально-экономического развития города Владикавказ; скан-копией протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на выполнение работ по разработке модели социально-экономического развития города Владикавказ от 15.03.2023 N 18/6-Ф-1; расчетом баллов с учетом опыта выполнения ООО "ФОК" спорного контракта.
По указанным основаниям применение судом последствий недействительности сделки в данном случае является обоснованным.
Кроме того, применение судом приведенных выше последствий недействительности сделки не противоречит основам правопорядка или нравственности, исходя из чего ссылка в жалобе на пункт 4 статьи 167 ГК РФ отклоняется.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов жалобы, что исключает ее удовлетворение.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 22.06.2023 по делу N А04-5733/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5733/2021
Истец: ООО "Финансовый и организационный консалтинг"
Ответчик: Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области