г. Самара |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А65-11128/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест" - представителя Гайнуллина И.И. (доверенность от 19.12.2022 N 1),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Сысоева О.В. (доверенность от 24.07.2023 N АШ-02/7558),
от ООО "УК "Лето" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 августа 2023 года по делу N А65-11128/2023 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест", г.Казань (ОГРН 1171690053457, ИНН 1660294768)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714),
третье лицо - ООО "УК "Лето",
о признании незаконным и об отмене Постановления УФАС по РТ о наложении штрафа по делу N 016/04/14.31-330/2023 об административном правонарушении от 06.04.2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене Постановления УФАС по РТ о наложении штрафа по делу N 016/04/14.31-330/2023 об административном правонарушении от 06.04.2023 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено ООО "УК "Лето" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 августа 2023 года по делу N А65-11128/2023, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.31 КоАП РФ, а также на то, что дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия его законного представителя.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 августа 2023 года по делу N А65-11128/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Управления в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением УФАС по РТ по делу N 016/04/14.31-330/2023 от 06.04.2023 года об административном правонарушении Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест" (ОГРН: 1171690053457; ИНН: 1660294768) - признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000,00 руб.
Не согласившись с вынесенным актом, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Как следует из материалов дела и оспариваемого постановления, в Управление Федеральной антимонопольной службы но Республике Татарстан поступило обращение ООО "УК "Лето" (вх. N 8265 от 11.06.2020) о завышении со стороны ООО "Теплоснабинвест" сумм на оплату потребленной тепловой энергии по многоквартирным домам, находящихся в управлении вышеуказанной организации.
Согласно обращению, ООО "Теплоснабинвест" (ИНН 1660294768) зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.2017 и осуществляет деятельность, связанную с обеспечением населения тепловой энергией.
Источником теплоснабжения ООО "Теплоснабинвест" является 1 котельная, расположенная по адресу ул. 2 ая-Азинская, д. 7"Г" г. Казани, принадлежащая ему на праве собственности.
ООО "Управляющая компания "Лето" осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД) N 1В, 1Д, 1Е, ЗБ и ЗВ, расположенными по ул. 2-ая-Азинская г. Казани, являясь исполнителем коммунальных услуг и действуя в интересах собственников жилых помещений указанных МКД.
Теплоснабжение вышеуказанных жилых домов обеспечивается за счет источников тепловой энергии и тепловых сетей ООО "Теплоснабинвест".
Инженерные сети теплоснабжения, присоединенные к котельной и к жилым МКД по вышеуказанным адресам являются взаимосвязанной составной частью единой инженерной тепловой сети, заложенной в ходе проектирования и строительства всех вышеуказанных зданий, которые не могут эксплуатироваться автономно друг от друга.
По результатам изучения материалов вышеуказанного обращения Татарстанским УФАС России установлено, что постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-36644/2018 об удовлетворении искового заявления ООО "УК "Лето" об обязании заключить договор теплоснабжения в редакции и на условиях ООО "УК "Лето", оставлено без изменений.
Договор N 1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018 был подписан между ООО "УК "Лето" и ООО "Теплоснабинвест" только 01.10.2019. В соответствии с п. 1.2. указанного договора точкой отпуска тепловой энергии являются приборы учета тепловой энергии в жилых домах ООО "УК "Лето", перечень которых установлен в Приложении N 1 к настоящему договору.
При этом в соответствии с приложенным к обращению Актом отпуска и приема тепловой энергии за ноябрь 2019 года, подписанного со стороны ООО "Теплоснабинвест", установлено, что при расчете сумм, подлежащих оплате по договору, заключенному с ООО "УК "Лето", применяется тариф в размере 1526,6 руб./Гкал, установленный Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в соответствии с Постановлением от 11.12.2018 N 5-73/тэ.
Вместе с тем, Татарстанским УФАС России установлено, что при расчете сумм, подлежащих оплате со стороны ООО "УК "Лето", в расчет также включается доля потребления тепловой энергии, определяемая в соответствии с Приложением N 7 к договору (указанное Приложение N 7 со стороны ООО "УК "Лето" не подписано). Расчет указанной доли потребленной энергии учитывает, в числе прочего, количество потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на тепловоде, на выходе из котельной.
Таким образом, в соответствии с условиями Приложения N 7 к Договору N 1 на продажу тепловой энергии от 01 августа 2018 года ООО "УК "Лето" фактически вменяется оплата потерь тепловой энергии при передаче ее по сетям ООО "Теплоснабинвест" до запорной арматуры на входе в жилые дома. В соответствии с произведенными расчетами размер суммы, выставленной в ноябре 2019 года в качестве доли потребления тепловой энергии, составляет 46 481 рубль 68 копеек.
При этом в соответствии с обращением ООО "УК "Лето" (вх. N 8265 от 11.06.2020) при передаче указанной организацией в адрес ООО "Теплоснабинвест", подписанного договора со стороны ООО "УК "Лето", 01.10.2019 было также передано сопроводительное письмо с исх. N 57, в соответствии с которым сообщалось, что "так как приложения к договору N 3 (Эксплуатационная инструкция) и N 7 (Расчет потребленного количества коммунального ресурса) противоречат п.1, п.п.1.2. договора N 1 от 01 августа 2018 года, п.3.1.2. протокола разногласий к договору N 1 от 26 октября 2018 года, они не были подписаны. Приложения N 3 и N 7 к договору N >1 от 01.08.2018. будут подписаны ООО "УК "Лето" после приведения их в соответствие с заключенными договором и протоколом разногласий к договору". Не согласившись с доводами ООО "УК "Лето", ООО "Теплоснабинвест" направило в адрес организации ответ с исх. N 23 от 10.06.2019.
14.02.2020 ООО "УК "Лето" направило в адрес ООО "Теплоснабинвест" очередное обращение не завышать сумму к оплате за потребленную тепловую энергию. В соответствии с пояснениями подателя жалобы ответа на указанное обращение со стороны ООО "Тсплоснабинвсст" не последовало.
Включение со стороны ООО "Теплоснабинвест" в текст приложений, являющихся неотъемлемой частью договора N 1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018, условий по включению в расчет потребленного количества тепловой энергии объема потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на выходе из котельной, могут указывать на признаки злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства в части навязывания невыгодных условий договора субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке. Запрет на указанные действия установлен в соответствии с п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения обращения Татарстанским УФАС России было установлено, что с учетом особенностей рассматриваемого рынка географические границы определены как котельная, расположенная по адресу: г. Казань, ул.2-ая Лзинская, д.7 "Г". Следовательно, на указанное лицо распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях ООО "Теплоснабинвест" признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части навязывания ООО "УК "Лето" условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, экономически и технологически необоснованных и прямо не предусмотренных действующим законодательством, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было выдано Предупреждение N П05-33/2020 (исх. NАР-05/9590 от 21.07.2020) о необходимости прекращения нарушения, а именно в срок до 21.08.2020 прекратить действия по нарушению норм антимонопольного законодательства путем:
1. Приведения положений Приложений N 3 и N 7 к Договору N 1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018 в соответствии с положениями Договора N 1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018, заключенного на условиях ООО "УК "Лето" в соответствии с постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 и Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-36644/2018, в части изменения условий относительно границы отпуска тепловой энергии, а также в части изменения формулы расчета потребленного количества коммунального ресурса (приложение N7) путем исключения из расчета значений объема потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на выходе из котельной.
2. Перерасчета сумм, выставленных в отношении ООО "УК "Лето" в период действия Договора N 1 па продажу тепловой энергии от 01.08.2018, с учетом приведения положений Приложений N 3 и N 7 к Договору N 1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018 в соответствии с положениями Договора N 1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018.
Вместе с тем, по состоянию на 07.09.2020 предупреждение N П05-33/2020 (исх.NЛР-05/9590 от 21.07.2020) со стороны ООО "Теплоснабинвест" не исполнено, документов, подтверждающих исполнение предупреждения, не представлено.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании вышеизложенного, 14.09.2020 Татарстанским УФАС России был издан приказ N 01/267-к о возбуждении дела N 016/01/10-1674/2020 в отношении ООО "Теплоснабинвест" (ИНН 1660294768) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части навязывания ООО "УК "Лето" условий договора, экономически и технологически необоснованных, и прямо не предусмотренных действующим законодательством.
На основании приказа N 01/267-к от 14.09.2020, Татарстанским УФАС России вынесено определение от 29.09.2020 о назначении дела N 016/01/10-1674/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. N АР-05/13 135 от 30.09.2020).
По результатам рассмотрения дела N 016/01/10-1674/2020, на основании доводов и материалов, представленных ООО "Теплоснабинвест", Татарстанским УФАС России было установлено следующее.
ООО "Теплоснабинвест" представлены письменные пояснения (вх.N 15083 от 28.10.2020).
"ООО "Теплоснабинвест" считает, что надлежащим образом исполняет условия договора на продажу тепловой энергии N 1 от 01.08.2018, заключенный с ООО "УК "Лето", действует исключительно в рамках действующего законодательства в области теплоснабжения и не нарушает Закон о защите конкуренции". ООО "Теплоснабинвест" осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Лето" с 01.01.2018 на основании Договора N 1 на продажу тепловой энергии". Заключению настоящего договора предшествовало обращение ООО "УК "Лето" в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о понуждении к заключению договора на поставку тепловой энергии в редакции ООО "УК "Лето". ООО "УК Лето" самостоятельно предъявило в Арбитражный СУД РТ свою редакцию договора, со всеми приложениями, включая приложения N 3 и 7. Решением Арбитражного суда РТ от 20.03.2019 по делу N А65-36644/2018 исковые требования ООО "УК "Лето" удовлетворены в полном объеме. Арбитражный суд РТ утвердил договор в редакции ООО "УК "Лето", который был полностью разработан, сформирован вместе с приложениями самим истцом, без участия ответчика. Приложения N 3 и 7, принятые судом в редакции ООО "УК "Лето" являются неотъемлемой частью договора и не оспаривались ни самим ООО "УК "Лето", ни ООО "Теплоснабинвест". Ранее, приложения N 3 и 7 в данной редакции были подписаны председателем ТСЖ "Лето" - Шигаповым Ф.Г., который в последствии занял должность директора ООО "УК "Лето". Приложения N 3 и 7 отражают сложившуюся практику расчетов по поставке тепловой энергии из котельной по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-я Азинская, д. 7 "Г" начиная с 2011 года. Между ООО "Теплоснабинвест" и ООО "УК "Лето" заключен договор на продажу тепловой энергии N 1 от 01.08.2018, согласно которому ООО "Теплоснабинвест" приняло обязательство за плату оказывать ООО "УК "Лето" услугу по предоставлению тепловой энергии многоквартирных домов N 1В, 1Д, IE, ЗБ и ЗВ, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская. Также, при составлении определения о назначении дела N 016/01/10-1674/2020, Татарстанским УФАС России не учтено, что тарифы стоимости 1 Гкал утверждены Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, в установленном законом порядке. Для расчета стоимости тепловой энергии с ООО "УК "Лето" используется тариф, утвержденный Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 13.07.2018 N 5-5/тэ. Позиция Татарстанского УФАС России о предъявлении излишних сумм теплопотерь являются необоснованными, ввиду того, что объем тепловой энергии и суммы рассчитаны исходя из расчетов тарифа, утвержденного Государственным комитетом РТ по тарифам, на основании экспертного заключения по тарифному делу N 20-81/тэ. Эксперты при расчете тарифа исходили из договора теплоснабжения между ООО "Теплоснабинвест" и ТСЖ "Жилстрой" от 01.06.2018, который выступал от имени всех потребителей на основании договора о совместной деятельности от 18.11.2011. Договором от 18.11.2011 на ТСЖ "Жилстрой" возложены обязанности по обслуживанию котельной для выработки тепловой энергии. При этом экспертами Государственного комитета РТ по тарифам за основу расчета принята общая выработка тепловой энергии, взятая с прибора учета на выходе котельной, на основании п.3.2 договора ООО "Теплоснабинвест" с ТСЖ "Жилстрой" от 01.06.2018. Таким образом, в приложении N 7 расчет производится в соответствии с расчетами экспертного заключения Госкомитета РТ по тарифам, с учетом показаний прибора учета котельной, а не совокупной суммы показаний коллективных ПУ, установленных отдельно в каждом МКД. Если бы расчет установленного тарифа производился на основе совокупных данных НУ, установленных в многоквартирных домах, то стоимость 1 Гкал увеличилась бы прямо пропорционально относительной разнице между совокупными показаниями коллективных ПУ и прибором учета котельной, приблизительно на 10%. Кроме того, в заключении Госкомитета РТ по тарифам значительно снижены текущие траты ООО "Теплоснабинвест" на обслуживание котельной и выработку тепловой энергии. При требуемых обществом тарифах в размере в 1 полугодии 1570,55 руб./Гкал с НДС и во 2 полугодии 1794,77 руб./Гкал с НДС, Госкомитетом РТ по тарифам утвержден тарифам 1 486,36 руб., что на 20 % ниже экономически обоснованного тарифа, с учетом ПУ в котельной. При расчете тарифов на 2020 год, в экспертном заключении N 68 по делу N 20-117/тэ, Госкомитетом РТ по тарифам вновь использовался договор с ТСЖ "Жилстрой" ввиду того, что МКД по ул. 2-я Азинская не имеют официальных общих сетей подключения к котельной. Находящаяся на балансе ООО "Теплоснабивест" резервная труба, диаметром 100 мм. протяженность 260 м. подходит к дому 1 "Г" ТСЖ "Жилстрой". Основные трубы диаметром 150 мм. являются бесхозными, стоимость ремонта и обслуживания данных труб, при расчете тарифов не учитывалась, в связи с чем, жителями многоквартирных домов не оплачивается. В настоящее время, ООО "УК "Лето" тепловая энергия оплачивается не в полном объеме и задолженность продолжает ежемесячно увеличиваться. В Арбитражном суде Республики Татарстан рассматривается дело по иску ООО "Теплоснабинвест" г. Казань (ОГРН 1171690053457, ИНН 1660294768) к ООО "УК "Лето" г. Казань (ОГРН 1171690103903, ИНН 1660301782) о взыскании 1 371 905 рублей 93 копейки долга. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме (А65-10421 /2020). Удовлетворяя исковые требования в деле NА65-10421/2020 суд первой инстанции исходил из того, что в приложении N 7 расчет произведен в соответствии с расчетами экспертного заключения Госкомитета РТ по тарифам, с учетом показаний ПУ котельной, а не совокупной суммы показаний коллективных ПУ, установленных отдельно в каждом МКД". Апелляционные жалобы ООО "УК "Лето" и Татарстанского УФАС России будут рассмотрены 09.11.2020 в Одиннадцатом Арбитражном апелляционном суде. Кроме того, предупреждение об устранении нарушений, выданное Татарстанским УФАС России, обжалуется в Арбитражном суде Республике Татарстан по заявлению ООО "Теплоснабинвест" (А65-18675/2020)".
Антимонопольным органом установлено, что 10.08.2020 Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ N 1105-33/2020 от 20.07.2020 (исх.NАР-05/9590 от 21.07.2020), о прекращении производства по делу в отношении ООО "Теплоснабинвест".
В соответствии с определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2020 указанное заявление было принято к производству, делу присвоен N 65-18675/2020.
Полагая, что выводы по делу N А65-18675/2020 могут иметь значение для рассмотрения дела N 016/01/10-1674/2020, Комиссия сочла возможным приостановить рассмотрение дела N 016/01/10-1674/2020 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-18675/2020 (определение от 05.11.2020, исх. N АР-05/14812 от 06.11.2020).
Комиссией Татарстанского УФАС России также установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лето" о взыскании 1 371 905 руб.93 коп. долга за потребленную тепловую энергию за период с 01.08.2018 по 30.01.2020 (дело N А65-10421/2020).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020, исковые требования удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06 апреля 2021 года отменены решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А65-10421/2020, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
14.04.2022 Арбитражным судом Республики Татарстан, в рамках дела N А65-10421/2020, вынесено решение об отказе в удовлетворении искового заявления ООО "Теплоснабинвест" к ООО "УК "Лето" о взыскании 8 924 935 рублей 08 копеек долга за потребленную тепловую энергию за период с 01.08.2018 по 31.05.2021.
05.09.2022 Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом г. Самара, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2022 по делу N А65-10421/2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Теплоснабинвест" без удовлетворения.
Комиссией Татарстанского УФАС России также было установлено, что 30.06.2022 Арбитражным судом Республики Татарстан принят отказ ООО "Теплоснабинвест" от исковых требований, производство по делу N А65-18675/2020 прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 3, частями 4, статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела N 016/01/10-1674/2020 в отношении ООО "Теплоснабинвест" (ИНН 1660294768) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подлежало возобновлению и было назначено на 11.08.2022 в 13:30.
11.08.2022 определением ответчика срок рассмотрения дела N 016/01/10-1674/2020 был продлен до 01.12.2022 включительно.
Также, 11.08.2022 Управлением вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 016/01/10-1674/2020 в отношении ООО "Теплоснабивест на 22.09.2022 в 15 часов 00 минут.
22.09.2022 Татарстанским УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 01/01/10-1674/2020 на 13.10.2022.
21.09.2022 (вх. N 12011) в адрес Управления поступили письменные пояснения ответчика ООО "Теплоснабинвест" о том, что котельная по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская, д. 7 "Г" выведена из эксплуатации на основании статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с согласия Исполнительного комитета г. Казани.
Исполнительный комитет г. Казани передал тепловые сети к МКД N 1, 1Б, 1В, 1Д, IE, ЗБ и ЗВ по ул. 2-ая Азинская г. Казани АО "Казэнерго", к данным сетям подключен источник тепловой энергии АО "Казэнерго" по адресу: РТ, г. Казань, ул. Губкина, д. 50.
По мнению ООО "Теплоснабинвест", Общество не является монополистом по рассматриваемому виду услуг ввиду того, что АО "Казэнерго" с мая 2022 года обеспечивает потребителей тепловой энергией по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская, д. N 1, 1Б, 1В, 1Д, 1Е, ЗБ и ЗВ.
Комиссией отмечено, что указанная ситуация (обслуживание котельной АО "Казэнерго") была создана не по инициативе АО "Казэнерго", а из-за прекращения в одностороннем порядке ООО "Теплоснабинвест" подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома N 1, 1Б, 1В, 1/1, 1И, ЗБ и ЗВ (РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская) путем вывода из эксплуатации Обществом котельной (РТ, г. Казани 2 ая-Лзинская, д. 7"Г"), являющейся для указанных жилых домов источником теплоснабжения.
Комиссией также отмечено, что из-за чрезвычайной ситуации вывода ООО "Теплоснабинвест" котельной из эксплуатации 02.06.2022 у руководителя Исполнительного комитета г. Казани Р.Г. Гафурова состоялось совещание с участием представителей прокуратуры г. Казани, прокуратуры Советского района, АО "Казэнерго" по вопросу вывода котельной и тепловых сетей по ул. 2-ая Азинская из эксплуатации ООО "Теплоснабинвест".
17.06.2022 Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г. Казани принято распоряжение N 14-22кчс "О предупреждении чрезвычайной ситуации с теплоснабжением многоквартирных домов по ул. 2-ая Азинская в Советском районе г. Казани".
В целях предупреждения чрезвычайной ситуации и проведения срочных работ по организации теплоснабжения, организована временная альтернативная схема подачи тепловой энергии в МКЖД N 1, 1 Б, 1В, 1Д, 1Е, ЗБ, ЗВ по ул. 2-ая Азинская со стороны АО "Казэнерго", горячее водоснабжение в данных домах подлежало восстановлению 31.05.2022.
Комиссией также обращено внимание, что указанное Обществом возражение, не отменяет то обстоятельство, что правонарушение ООО "Теплоснабинвест", которое рассматривается в рамках настоящего дела, было совершено до вывода из эксплуатации Обществом котельной (РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская, д. 7"Г") и не было устранено до возбуждения Приказом N 01/267-к от 14.09.2020 года дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Так, длящийся характер выставления платы со стороны ООО "Теплоснабинвест" в адрес ООО "УК "Лето" на основании неподписанного управляющей компанией Приложения N 7 к Договору N 1 от 01.01.2018 подтверждается материалами антимонопольного дела, а также судебными актами по делу А65-10421/2020.
На основании определения от 13.10.2022 (исх. N АР-05/13013 от 21.10.2022), рассмотрение дела N 016/01/10-1674/2020 Комиссией Татарстанского УФАС России было отложено па 03.11.2022, в связи с тем, что представители ответчика ООО "Теплоснабинвест" и заявителя ООО "УК "Лето" на участие в заседании Комиссии в назначенные дату, время и место не явились, извещены надлежащим образом.
03.11.2022 на рассмотрении дела N 016/01/10-1674/2020 присутствовал представитель ООО "УК "Лето" - Пастухов А.В. (по доверенности от 26.10.2022).
Представители ответчика ООО "Теплоснабинвест" не явились, извещены в надлежащей форме.
В своих пояснениях представитель ООО "УК "Лето" указал на то, что приложения N 3 и 7 к Договору N 1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018 в соответствии с положениями Договора N 1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018, заключенного на условиях ООО "УК "Лето" в соответствии с постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 и решением Арбитражного суда РТ по делу N А65-36644/2018, в части изменений условий относительно границы отпуска тепловой энергии, а также в части изменения формулы расчета потребленного количества коммунального ресурса (Приложение N 7) путем исключения из расчета значений объема потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на выходе из котельной заключены, расчеты производятся по приборам учета.
Кроме того, представитель ООО "УК "Лето" сообщил, что задолженности перед ООО "Теплоснабинвест" не имеется. Данный факт подтверждается решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2022 по делу N А65-10421/2020. Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда г. Самара от 05.09.2022 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2022 по делу N А65-10421/2020 оставлено без изменений.
Временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.08.2018 года по 30.05.2022 года.
Продуктовые границы товарного рынка в рассматриваемом случае определены как услуги по передаче тепловой энергии.
С учетом особенностей рассматриваемого рынка географические границы определены как котельная, расположенная по адресу: г. Казань, ул. 2-ая Азинская, д.7 "Г".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами 11резидента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
ООО "Теплоснабинвест" осуществляет предоставление коммунальных услуг, посредством поставки тепловой энергии от котельной, расположенной по адресу: г. Казань, ул. 2-я Азинская, д. 7 "Г".
В связи со сложившейся схемой теплоснабжения, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и тепловых сетей, котельной и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения теплопринимающих энергоустановок субабонентов к тепловым сетям теплоснабжающих организаций с учетом принципа однократности такого присоединения, ООО "УК "Лето" имеет возможность получать тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии на территории, охваченной существующими тепловыми сетями, и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.
Таким образом, ООО "Теплоснабинвест" занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями, обеспечивающими соответствующим ресурсом (тепловой энергией) население, проживающих в МКД по домам N 1Е, 1В, 1Д, ЗБ и ЗВ, расположенных по ул. 2-ая-Азинская г. Казани.
В связи с вышеуказанным, по результатам рассмотрения дела и установления обстоятельств по делу, изучив доводы ответчика по делу N 016/01/10-1674/2020, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО "Теплоснабинвест" как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в части навязывания ООО "УК "Лето" условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, экономически и технологически необоснованных и прямо не предусмотренных действующим законодательством, что привело к завышению сумм па оплату потребленной тепловой энергии по многоквартирным домам, находящимся в управлении указанной организации.
Решением УФАС по Республике Татарстан от 02.02.2023 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 016/01/10-1674/2020, действия ООО "Теплоснабинвест" признаны нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в части навязывания ООО "УК "Лето" условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, экономически и технологически необоснованных и прямо не предусмотренных действующим законодательством, что привело к завышению сумм на оплату потребленной тепловой энергии по многоквартирным домам, находящимся в управлении указанной организации.
В силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 данного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Решение по делу 016/01/10-1674/2020 принято Комиссией УФАС по РТ 02.02.2023 и получено ООО "Теплоснабинвест" 17.02.2023 года.
В судебном порядке решение по делу N 016/01/10-1674/2020, являющееся основанием для привлечения к административной ответственности, оспорено не было, вступило в законную силу.
Нарушение в рассматриваемых действиях ООО "Теплоснабинвест" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подтверждено материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства N016/01/10-1674/2020.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Наличие в действиях ООО "Теплоснабинвест" состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела.
В целях извещения ООО "Теплоснабинвест" о дате, времени и месте составления протокола было направлено уведомление о составлении протокола (исх. N АР-05/1956 от 03.03.2023 г.). Уведомление получено ООО "Теплоснабинвест" 9.03.2023 года, о чем свидетельствует вернувшееся в адрес Татарстанского УФАС России уведомление о вручении.
В день составления протокола по настоящему административному делу (23 марта 2023 года в 10 часов 30 минут) в Татарстанское УФАС России представитель ООО "Теплоснабинвест" не явился. Извещен надлежащим образом.
В день вынесения постановления по настоящему административному делу (6 апреля 2023 года) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России представитель ООО "Теплоснабинвест" не явился. Лицо извещено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении был направлен в адрес ООО "Теплоснабинвест" посредством почты России. Согласно почтовому идентификатору 80101582738452, протокол получен организацией 27 марта 2023 года.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд первой инстанций пришел к правильному выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и вины ООО "Теплоснабинвест" в его совершении, отметив, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, и, не усмотрев, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, характера административного правонарушения, оснований для признания в данном конкретном случае правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Теплоснабинвест" о необоснованном признании его субъектом, занимающим доминирующее положение, апелляционным судом отклоняются, поскольку данные доводы противоречат материалам дела, обстоятельствам, установленным антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и выводам решения УФАС по РТ от N 016/01/10-1674/2020.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении административным органом положений ст.25.4 КоАП РФ, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства и признаются апелляционным судом несостоятельными. О рассмотрении дела об административном правонарушении Общество извещено надлежаще, явку представителя не обеспечило. Указание на, что единственный участник Общества --руководитель ликвидационной комиссии Елизаров А.Б. был лишен права представлять интересы Общества после 05.04.2022, не основаны на нормах права и обстоятельствах настоящего дела, свидетельствующими о том, что до настоящего времени Общество не ликвидировано, не исключено из ЕГРЮЛ, а в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Теплоснабинвест" Елизаров А.Б. указан как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, доверенности на представление интересов Общества в административных органах при рассмотрении дел об административных правонарушениях и в судах, выданы также Елизаровым А.Б. и имеются в деле.
Административным органом при назначении наказания был назначен штраф в размере 300 000 рублей, то есть в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. Данные обстоятельства подтвердил представитель Управления и в суде апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции признал обоснованным размер назначенного штрафа и пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Управления и суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ и о наличии оснований для привлечения его к административной ответственности.
Между тем, Управлением при назначении административного наказания и судом первой инстанции при оценке оспариваемого постановления, не было учтено следующее.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Так, ч. 1 ст. 4.1.2. КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 4.1.2. КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Теплоснабинвест" является микропредприятием, включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.07.2017.
Санкцией ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Санкция ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Учитывая изложенное и применяя положения ч.ч. 1, 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ административное наказание ООО "Теплоснабинвест" должно быть назначено в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ для юридического лица, то есть в размере от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нормы ст. 4.1.2 КоАП РФ административным органом (Управлением ФАС России по РТ) при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления, назначении наказания и определении размера штрафа, не применены, ссылки на них в постановлении по делу N 016/04/14.31-330/2023 об административном правонарушении от 06.04.2023 г. отсутствуют, обстоятельства, связанные с нахождением ООО "Теплоснабинвест" в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, отнесением его к микропредприятиям и применение нормы ст.4.1.2 КоАП РФ, в постановлении не описаны.
Как указано выше, при назначении наказания штраф был определен административным органом в размере 300 000 рублей, то есть в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Апелляционный суд, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, принимая позицию административного органа, посчитавшего возможным назначение заявителю в рассматриваемом случае наказания в минимальном размере, применяя положения ч.2 ст.4.1.2 КоАП РФ, полагает, что соразмерным совершенному ООО "Теплоснабинвест" правонарушению является административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением Управления по делу N 016/04/14.31-330/2023 об административном правонарушении от 06.04.2023 г. ООО "Теплоснабинвест" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, тогда как назначение административным органом штрафа в размере, превышающем 150 000 рублей, не основано на законе.
Основываясь на вышеизложенном, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 августа 2023 года по делу N А65-11128/2023 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Управления по делу N016/04/14.31-330/2023 об административном правонарушении от 06.04.2023 г. в части назначения ООО "Теплоснабинвест" административного штрафа в размере, превышающем 150 000 рублей.
Поскольку при обращении в суд первой инстанции заявителем по платежному поручению N 11 от 18.04.2023 была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по делам рассматриваемой категории (об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается, ошибочно уплаченная государственная пошлина подлежит возращению плательщику согласно положений ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 августа 2023 года по делу N А65-11128/2023 отменить, принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о наложении штрафа по делу N 016/04/14.31-330/2023 об административном правонарушении от 06.04.2023 г. в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест" административного штрафа в размере, превышающем 150 000 рублей.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабинвест" (ОГРН 1171690053457, ИНН 1660294768) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению N 11 от 18.04.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11128/2023
Истец: ООО "Теплоснабинвест", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЛЕТО"