г. Вологда |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А05-1429/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2023 года по делу N А05-1429/2023,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" (ОГРН 1212900005493, ИНН 2901306894; адрес: 163059, Архангельская область, город Архангельск, улица Химиков, дом 2, офис 12; далее - общество, ООО "Сфера") о возложении на ответчика обязанности исполнить обязательства по договору от 11.05.2022 N 5 управления многоквартирным домом по ул. 40-летия Великой Победы в г. Архангельске путем выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений, а именно в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения: привести значение воздухоотвода для кухни и ванной комнаты квартиры 85 в соответствие с установленными нормами (требуемые значения воздухообмена в помещениях кухонь и ванных установлены в таблице 7.1 СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003 (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр.)): для кухни с газовой плитой - 100 куб.м./ч, для ванной комнаты - 50 куб.м./ч; организовать место накопления твердых коммунальных отходов (место накопления крупногабаритных отходов).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2023 года по делу N А05-1429/2023 заявленные требования удовлетворены; ООО "Сфера" следует исполнить обязательства по договору управления многоквартирным домом N 5 по улице 40-летия Великой Победы в городе Архангельске путем выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений в течение двух недель со дня вступления настоящего решения в законную силу, а именно:
- привести значение воздухообмена для кухни и ванной комнаты квартиры N 85 в многоквартирном доме N 5 по улице 40-летия Великой Победы в городе Архангельске в соответствие со значениями, установленными в таблице 7.1 Свода правил 54.13330.2022 Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003, утверждённого Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр;
- организовать место накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов для многоквартирного дома N 5 по улице 40-летия Великой Победы в городе Архангельске.
ООО "Сфера" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается не соответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Администрация в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "Город Архангельск" на праве собственности принадлежат жилые помещения в многоквартирном доме N 5 по улице 40-летия Великой Победы в городе Архангельске (далее - МКД), в том числе квартира N 85.
На основании договора управления от 01.07.2022 N 1-ВП5 (далее - договор) общество является управляющей организацией в отношении указанного МКД.
В соответствии с пунктом 1.1 договора управляющая организация (ответчик) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению домом, по содержанию и ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в домах.
Управлением муниципального жилищного контроля администрации 14.11.2022 принято решение о проведении внеплановой выездной проверки выполнения ответчиком своих обязательств по договору управления в отношении МКД.
В ходе проверки администрацией выявлены следующие нарушения:
ненадлежащим образом организовано место накопления твердых коммунальных отходов (место накопления крупногабаритных отходов);
значение воздухообмена в квартире N 85 для кухни с газовой плитой составляет 0 куб.м/ч, для ванной комнаты - 28,8 куб.м/ч, что не соответствует установленным нормам.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 18.11.2022 N 28-16/06-22.140/2.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 13.01.2023 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований).
Главным специалистом Управления муниципального жилищного контроля администрации и представителем ответчика 11.05.2023 произведен совместный осмотр, в ходе которого установлено, что ответчиком выполнен демонтаж металлического ограждения контейнерной площадки, произведены работы по установке железобетонной плиты (основание для отсека КГО).
Главным специалистом Управления муниципального жилищного контроля администрации и представителем ответчика 14.06.2023 повторно произведен совместный осмотр, в ходе которого установлено следующее:
значение воздухообмена в квартире N 85 для кухни с газовой плитой составляет 0 куб.м/ч, для ванной комнаты - 0 куб.м/ч;
в отношении контейнерной площадки - имеется твердое покрытие, ограждение площадки отсутствует.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО "Сфера" взятых обязательств в качестве управляющей компании, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По общему правилу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
На основании пункта 2 той же статьи защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (глава 25).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290) в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Постановлением администрации от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок N 285), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления твердых коммунальных отходов путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Согласно пункту 2.1 упомянутого Порядка заявитель, под которым на основании пункта 1.5 настоящего Порядка понимается физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа (далее - администрация округа) по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме.
В силу пункта 2.2 Порядка N 285 рассмотрение обращений заявителей (заявок) о согласовании места накопления ТКО на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО осуществляется Комиссией в течение 10 дней с момента регистрации.
Из пункта 2.8 названного Порядка следует, что обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
В соответствии с пунктом 10.11.9 Правил благоустройства города Архангельск, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила благоустройства), контейнеры всех типов должны устанавливаться на твердом водонепроницаемом покрытии. Контейнеры объемом до 1,1 куб. м размещаются в закрываемых мусорокамерах и (или) контейнерных площадках. Мусорокамеры и закрытые контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, иметь с трех сторон глухое ограждение высотой 1,8 - 2,2 м. Для выкатывания контейнеров с лицевой стороны контейнерной площадки должны быть установлены двери на всю высоту передней стенки или заниженные для сбора мусора снаружи.
Ограждение контейнерной площадки должно быть выполнено из профилированного листа (толщина металла не менее 0,7 мм), кирпича или других строительных материалов, предназначенных для устройства ограждающих конструкций и высокоустойчивых к влиянию атмосферных воздействий.
В силу пункта 1.5 Правил благоустройства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов, относятся к объектам благоустройства.
В городском округе "Город Архангельск" действует Порядок согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории МО "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство, утвержденный постановлением администрации МО "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390 (далее - Порядок N 390).
В соответствии с Порядком N 390 для создания объектов благоустройства, для размещения которых на территории МО "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство (к числу которых относятся также контейнерные площадки), необходимо разработать и согласовать проект благоустройства. Органом, уполномоченным на согласование проектов благоустройства объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, является департамент градостроительства администрации.
Таким образом, из изложенного следует, что контейнерные площадки относятся объектами благоустройства. Перед началом работ по обустройству контейнерных площадок организациям, планирующим проведение данного вида работ, необходимо согласовать проект благоустройства в соответствии с Порядком N 390. Место накопления ТКО (контейнерная площадка) считается согласованным в случае наличия решения департамента градостроительства о согласовании проекта благоустройства данной контейнерной площадки.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на заключение договора от 15.05.2023 N УК-23/043 на выполнение работ по устройству контейнерной площадки (листы дела 99-96), согласно пункту 1.2 в редакции дополнительного соглашения от 15.06.2023 N 1, срок выполнения работ установлен до 15.07.2023. Вместе с тем, подрядчик по договору лишен возможности приступить к выполнению предусмотренных работ по причине необоснованного отказа в согласовании места размещения площадки для сбора твердых коммунальных отходов. Кроме этого, ООО "Сфера" в апелляционной жалобе сослалось на то, что администрация требует разместить указанную площадку на земельном участке, принадлежащем ПАО "Сбербанк России", что является недопустимым.
Данные доводы не принимаются апелляционной коллегией, как не подтвержденные документально.
Какие-либо доказательства обращения общества с заявкой на согласование места накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в результате жизнедеятельности названного выше МКД, в материалах дела отсутствуют.
Также в материалы дела не представлены доказательства необоснованного отказа обществу в удовлетворении заявки, и доказательства принадлежности земельного участка иному лицу (ПАО "Сбербанк России").
В связи с изложенным суд правомерно обязал общество организовать место накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов для МКД.
Подпунктами "а", "д" пункта 2 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктом 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Подпунктом 1 пункта 15 раздела 2 Перечня 290 в число работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, включено, в том числе, техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем.
В соответствии с пунктом 7.4 СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-01-2003, утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр, расчетные параметры воздуха в помещениях многоквартирного жилого здания следует принимать согласно СП 60.13330. Кратность воздухообмена в помещениях в режиме обслуживания следует принимать в соответствии с таблицей 7.1. Так, значение воздухообмена на кухне с газовой плитой (или газовыми варочной панелью и жарочным шкафом) должно составлять 100 куб. м/ч, в ванной комнате, душевой, совмещенном санузле - 50 куб. м/ч.
Из материалов дела усматривается, что указанные нормативы в квартире N 85 спорного МКД, не соблюдены.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что представленные в материалы дела акты проверки не являются надлежащими доказательствами, подтверждающим факт неисполнения обществом возложенных на него обязанностей, поскольку составлены в одностороннем порядке. Кроме этого, у общества вызывает сомнение способ, с помощью которого администрацией проведены замеры показателей воздухообмена.
Данные доводы также не принимаются апелляционной коллегией, поскольку соответствующих доказательств, как и доказательств отсутствия выявленного нарушения ООО "Сфера" в обоснование своей позиции в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представило.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об исполнении обязательства в натуре в случае, когда надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков за неисполнение обязательства, например, обязанностей по представлению информации, которая имеется только у ответчика, либо по изготовлению документации, которую правомочен составить только ответчик.
Общество осуществляет функции управления в отношении рассматриваемого МКД, следовательно, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 40 и пункта 42 Правил N 491 отвечает за надлежащее содержание общего имущества названого дома, а собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения, а также требовать исполнения обязательств по договору управления МКД.
Учитывая, что на ответчика возложена обязанность по содержанию общего имущества, то суд первой инстанции обоснованно признал, что ответчик обязан после начала управления домом принять меры для надлежащего исполнения этих обязанностей.
Ссылка подателя жалобы на необоснованный отказ суда первой инстанции в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ПАО "Сбербанк России" также не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В данном случае из представленных в материалы дела доказательств не усматривается то, что оспариваемым судебным актом затрагиваются права и законные интересы указанного лица.
Принятый по делу судебный акт не содержат суждений о правах лиц, не привлеченных к участию в деле, что свидетельствует об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2023 года по делу N А05-1429/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1429/2023
Истец: Администрация городского округа "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Сфера"