г. Москва |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А41-22210/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Бикметовой Д.Д.,
при участии в заседании:
от ООО "Компания "ВЮСП" Л.т.д."- Крылов И.Г., представитель по доверенности N ДС30822 от 30.08.2022, удостоверение;
от Администрации Ленинского городского округа Московской области - Пожидаева А.А., представитель по доверенности N 1 от 09.01.2023, паспорт, диплом;
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Компания "ВЮСП" Л.т.д." на решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2023 по делу N А41-22210/23 по иску ООО "Компания "ВЮСП" Л.т.д." к Администрации Ленинского городского округа Московской области о признании незаконным решения;
УСТАНОВИЛ:
ООО "КОМПАНИЯ "ВЮСП" Л.Т.Д." обратилось в суд с заявлением к Администрации Ленинского городского округа Московской области со следующими требованиями: 1. признать незаконным Решение Администрации Ленинского городского округа Московской области от 07.03.2023 N Р001-2291195938-68662548 об отказе заявителю в предоставлении "Предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020104:114, площадью 7 811 кв.м, категории земли населённых пунктов, ВРИ - для организации подъезда и благоустройства, адрес: Московская обл., Ленинский р-он, городское поселение Видное, г. Видное, южная промзона 2. обязать Администрацию Ленинского городского округа Московской области оказать заявителю - ООО "Компания "ВЮСП" Л.Т.Д." государственную услугу "Предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" путем продления на 3 года срока аренды по договору аренды земельного участка N 63/2018/Ю от 03.10.2018 г. (запись о государственной регистрации N 50:21:00201104:114- 50/021/2020-6 от 18.03.2020 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены : Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.08.2023 по делу N А41-22210/23 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "КОМПАНИЯ "ВЮСП" Л.Т.Д." обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "КОМПАНИЯ "ВЮСП" Л.Т.Д." представила оригинал апелляционной жалобы; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины и заключения специалиста. Заявитель поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Администрации Ленинского городского округа Московской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N 63/2018/Ю от 03.10.2018 г. (запись о государственной регистрации N 50:21:00201104:114-50/021/2020-6 от 18.03.2020, срок аренды до 18.03.2023 г.) ООО "Компания "ВЮСП Л.т.д." арендует земельный участок с кадастровым номером 50:21:0020104:114, площадью 7 811 кв.м, категории земли населённых пунктов, ВРИ - для организации подъезда и благоустройства, адрес: Московская обл., Ленинский р-он, городское поселение Видное, г. Видное, южная промзона, по договору аренды с Администрацией Ленинского района МО.
Договор аренды земельного участка N 63/2018/Ю от 03.10.2018 г. был заключен на основании вступившего в силу Решения Арбитражного суда Московской области от 27.03.2018 г. по делу N А41-107344/17 по иску заявителя к Администрация Ленинского г.о. МО, об оспаривании решения Администрации в продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020104:114.
На земельном участке с кадастровым номером 50:21:0020104:114 заявителем построены (созданы) инженерные сооружения АСК в составе: 2 въездов, 1 выезда, пожарного проезда, автостоянки (287 ед.), освещения проездов и инженерные сети газоснабжения, наружного пожарного водопровода; ливневой и хозяйственно-бытовой канализации для эксплуатации Автоматизированного складского комплекса общей площадью 18 569 кв.м по адресу: МО, Ленинский г.о., г. Видное, тер. Каширское шоссе, ул. 27-й км, зд. 24, корпуса 1; 2 и 3 (далее - АСК) на смежном земельным участке 50:21:0020104:8.
В настоящее время заявителем получено разрешение на ввод АСК в эксплуатацию N RU50-21-23418-2023 от 28.02.2023 г.
Строительство АСК осуществлялось на земельных участках 50:21:020104:8 и 50:21:020104:114 в соответствии с проектом, имеющим положительное заключения госэкспертизы ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" (основной N 50-1-4-0392-10 от 27.05.2010 г. и N 50-1-1-2-1116-19 от 03.10.2019 г. в части корректировки инженерных разделов, планировок помещений, фасадов), на основании разрешения на строительство N RU50503000-190/10-р/с от 01.07.2010 г.
В соответствии с условиями договора аренды земельного участка N 63/2018/Ю от 03.10.2018 г. срок аренды земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020104:114 установлен до 18.03.2023 г.
10.02.2023 г. заявитель обратился в Администрацию Ленинского г.о. МО (далее - Администрация) с заявлением о продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020104:114 путем оказания государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее также - Государственная услуга).
Согласно информации в личном кабинете заявителя на портале "Государственные услуги" заявление принято ведомством 10.02.2023 г. с присвоением N P001-2291195938-68662548.
14.02.2023 г. в личном кабинете заявителя на портале "Государственные услуги" по заявлению N P001-2291195938-68662548 отразились записи "Обработано и предварительно рассмотрено ведомством" и "Услуга будет оказана не позднее 07.03.2023"
Решением Администрации от 07.03.2023 N P001-2291195938-68662548 заявителю отказано в предоставлении запрошенной государственной услуги по следующим основаниям:
1. с запросом о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, обосновывая тем, что в границах испрашиваемого земельного участка отсутствуют объекты капитального строительства. Документы, подтверждающие основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, предусмотренные п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Вами не представлены,
2. предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 13.2.45. Регламента), обосновывая тем, что отсутствуют основания предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ,
3. указанный в запросе о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в Запросе цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный", обосновывая тем, что "В соответствии с распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 28.09.2021 N 651-Р в отношении испрашиваемого земельного участка принято решения об его изъятии для государственных нужд Московской области.
Полагая, что решение Администрации принято в нарушение положений ч. 3 ст 8 Закона N 58-ФЗ, п. 6.1.6 Регламента и п. 56 Приложения N 1 к Регламенту, без учета того, что на дату обращения заявителя за государственной услугой о продлении срока аренды срок действия договора аренды земельного участка не истек, арендодателем земельного участка не заявлено в суд требование о расторжении договора аренды, а информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка отсутствует, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в рамках дела N А41-45655/22 рассматривается спор в отношении соблюдения земельного законодательства в части условий изъятия у заявителя земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020104:114. По указанному делу позиция заявителя сводится к тому, что в нарушение применимого земельного законодательства, условия изъятия спорного земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020104:114, в том числе отчет об оценке размера возмещения за изъятие и соглашение об изъятии, не учитывают, что на земельном участке заявителем построены созданы инженерные сооружения АСК в составе: 2 въездов, 1 выезда, пожарного проезда, автостоянки (287 ед.), освещения проездов и инженерные сети газоснабжения, наружного пожарного водопровода; ливневой и хозяйственно-бытовой канализации для эксплуатации Автоматизированного складского комплекса, расположенного на смежном земельным участке 50:21:0020104:8.
ООО "Компания "ВЮСП" Л.Т.Д" указало, что ни в досудебном порядке, ни в судебном процессе по делу N А41-45655/22 по изъятию спорного земельного участка не представлена проектная документация на реконструкцию Каширского ш., а условия изъятия не содержат и не учитывают технические условия переустройства (реконструкции) или сохранении инженерных сооружений заявителя на изымаемом земельном участке с кадастровым номером 50:21:0020104:114, что создает неопределенность по вопросам возможности эксплуатации Автоматизированного складского комплекса на смежном земельным участке 50:21:0020104:8 и определению размера полного возмещения заявителю от изъятия спорного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела представлено распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 28.09.2021 г. N 651-Р, из приложения к которому следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0020104:114 изъят для государственных нужд Московской области, что соответствует основанию отказа, предусмотренному п. 23 ст. 39. 16 ЗК РФ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ не применяются. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ не применяются.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Приведенные Обществом в обоснование заявленных требования основания для признания оспариваемого отказа незаконным - ч. 3 ст. 8 Закона N 58-ФЗ и п. 52 Приложения N 1 к Регламенту ("Полный перечень категорий лиц, имеющих право на получение государственной услуги"), согласно которым заявитель бесспорно относится к данной категории лиц, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит перечень оснований, при наличии которых, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят (подпункт 23).
Статьей 49 ЗК РФ установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, в связи со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
При этом ст. 56.10 ЗК РФ предусмотрено заключение письменного соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 56.2 ЗК РФ, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Непредставление правообладателем изымаемой недвижимости по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости подписанного соглашения, является основанием для обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу положений п. 1 ст. 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и не допускает возможности вольного толкования ее положений.
Положения п. 23 ст. 39.16 ЗК РФ в качестве самостоятельного основания для отказа в предоставлении земельного участка предусматривает случаи, если указанный земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят.
В материалы дела представлено распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 28.09.2021 г. N 651-Р. Из приложения к указанному распоряжения следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0020104:114 изъят для государственных нужд Московской области.
Ссылка на указанное Распоряжение имеется в оспариваемом отказе, данное основание отказа поименовано в п. 23 ст. 39. 16 ЗК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, касающиеся процедуры изъятия земельного участка не имеют отношения к настоящему спору о признании незаконным отказа Администрации и подлежат рассмотрению в рамках дела N А41-45655/22 по изъятию спорного земельного участка.
Учитывая предусмотренные действующим земельным законодательством ограничения, касающиеся использования земельного участка и гражданского оборота, в связи с его изъятием для муниципальных нужд, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по обращению заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, приведенную в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2023 по делу N А41-22210/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22210/2023
Истец: ООО "Компания "ВЮСП" Л.т.д."
Ответчик: Администрация Ленинского городского округа Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ