г. Москва |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А40-35726/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2023 по делу N А40-35726/23
по заявлению Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Южанин Г.А. по доверенности от 13.02.2023; |
от заинтересованного лица: |
Зварич К.И. по доверенности от 09.11.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Централизованная религиозная организация "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" (далее - Заявитель, ЦРО "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России", Организация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Заинтересованное лицо, Росимущество) о признании незаконным отказа от 30.01.2023 N АЛ-07/3103 в передаче в собственность Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" Объекта "Кирха евангелическо-лютеранская Вуоксенранта", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Озерское, улица Кирочная и об обязании устранить допущенные нарушения прав Заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2023 заявление ЦРО "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" удовлетворено.
Росимущество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Росимущества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Организации с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что согласно приказу Комитета по культуре Ленинградской области от 08.09.2016 N 01-03/16-139 Кирха евангелическо-лютеранская Вуоксенранта является объектом культурного наследия регионального назначения "Церковь евангелическо-лютеранская Вуоксенранта"(далее - здание Церкви).
Собственником объекта культурного наследия религиозного назначения "Кирха евангелическо-лютеранская Вуоксенранта", расположенная по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Озерское, улица Кирочная, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (N 47:01:1165001:118- 47/050/2022-1 от 03.03.2022).
09.03.2022 Заявитель обратился в Росимущество с заявлением N 12 о передаче в собственность здания Церкви.
В ответе N ДС-07/41937 от 21.09.2022 Росимущество сообщило, что отсутствуют правовые основания для рассмотрения обращения Заявителя в связи с непредоставлением Заявителем обязательного комплекта документов, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325, а также и для принятия решения о передаче в собственность религиозной организации церкви Вуоксенранта в связи с непредоставлением документов, подтверждающих заявленную цель использования церкви Вуоксенранта в конкретном населенном пункте.
Также в представленном Организацией пакете документов отсутствует документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) Организацией на передачу имущества религиозного назначения, предусмотренный пунктом 2 Перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 (далее - Постановление N 325).
29.11.2022 Заявитель повторно обратился к Росимуществу с заявлением о передаче в собственность здания Церкви с пояснением цели использования.
Письмом Росимущества от 30.01.2023 N АЛ-07/3103 было отказано, в обоснование которого указано, что "повторным письмом религиозной организацией от 29.11.2022 б/н не представлены подтверждающие документы использования религиозной организацией Церкви евангелическо-лютеранской Вуоксенранта, расположенной в пос. Озерское Выборгского района, для совершения богослужений для прихожан какого-либо населенного пункта или паломнической деятельности, как указано в заявлении".
В ходе рассмотрения дела по существу судом первой инстанции был поставлен вопрос о правовой природе оспариваемого акта, с учетом того обстоятельства, что документ с реквизитами "АЛ-07/3103 от 30.01.2023" поименован "О рассмотрении обращения".
Росимущество подтвердило, что оспариваемый акт является отказом в ответ на поступившее заявление Организации.
Признавая ненормативный акт незаконным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Целью Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ) является восстановление исторической справедливости путем возврата имущества религиозного назначения, которое было создано верующими и их организациями, но впоследствии изъято государством и использовалось в иных целях.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) определяет религиозное объединение как "добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных 4 основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 327-ФЗ установлено, что государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ к имуществу религиозного назначения относится - недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения, в том числе материального и иного, таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монастырская деятельность, благотворительная деятельность, социальное обслуживание, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
В соответствии с Перечнем документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2011 года N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи" к заявлению религиозной организации прилагаются:
1. Копии устава религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц.
2. Документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества.
3. Копии устава руководящего органа (центра) религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.
4. Квитанция об отправке либо копия расписки в получении копии заявления в адрес государственного или муниципального унитарного предприятия, либо государственного или муниципального учреждения, либо третьего лица, если на дату подачи заявления соответствующее имущество принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо третьим лицам на ином праве.
5. Архивная справка, содержащая в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения).
6. Справка федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия (далее - орган охраны памятников), об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого 5 имущества), а также справка о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду.
Указанный перечень документов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с заявлением N 12 от 09.03.2022, а также заявлением от 29.11.2022 Заявитель предоставил полный комплект документов, предусмотренный Законом N 327-ФЗ, а именно:
- копия устава Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России";
- выписка из протокола Синодального Совета N 02/2021 от 19.03.2021 года с решением об оформлении в собственность Церкви кирхи в Вуоксенранте;
- протокол заседания тридцатого Синода Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" от 19.10.2019 года о назначении епископа Церкви;
- копия свидетельства о внесении Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" в ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России";
- копия заявления Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" N 12 от 09.03.2022 года;
- копия ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом N ДС-07/41937 от 21.09.2022;
- копия архивной справки N КА/14584/2021 от 21.06.2021 из национального архива.
Довод Росимущества об отсутствии в пакете документов документа, подтверждающего цель использования имущества религиозного назначения суд первой инстанции правильно признал несостоятельным в связи со следующим.
Требование Заинтересованного лица о предоставлении документа, подтверждающего цель использования имущества религиозного назначения является необоснованным, поскольку как было указано выше Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2011 года N 325 является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Так, цель использования, согласно статье 6 Закона N 327-ФЗ, должна быть указана в заявлении религиозной организации, в котором излагается просьба о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование.
Как указано ранее, в заявлении N 12 от 09.03.2022 о передаче Заявитель имущества религиозного назначения, Заявитель указал, что предполагает использовать имущество в религиозных целях.
Заявитель по организационно-правовой форме деятельности является религиозной организацией.
Заявитель является централизованной религиозной организацией, в состав Заявителя входит порядка 80 местных религиозных организаций и религиозных групп, действующих по всей территории России, в том числе, на территории Ленинградской области.
Целью образования и деятельности Заявителя в соответствии со статьей 6 Устава, является совместное исповедание и распространение евангелическо-лютеранской веры.
В статье 7 Устава указаны формы деятельности Заявителя, которые включают в себя: Совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, представленных для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях; Проведение публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций; Основание и содержание культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества); Осуществление миссионерской деятельности.
Таким образом, доводы Заинтересованного лица о том, что Заявитель не указал цель использования имущества религиозного назначения являются необоснованными.
Довод Заинтересованного лица о том, что численность населения в пос. Озерское составляет 4 человека, приходов или иных религиозных организаций, входящих в состав Заявителя, в пос. Озерское и в других поселениях, находящихся в близости поселка, не зарегистрировано, является несостоятельным, поскольку согласно приказу Комитета по культуре Ленинградской области от 08.09.2016 года N 01-03/16-139 Объект является объектом культурного наследия регионального назначения "Церковь евангелическо-лютеранская Вуоксенранта" в связи с чем, не имеет правового значения какая численность населения в пос. Озерское и имеются ли в пос. Озерском местные религиозные организации, входящие в состав Заявителя.
В соответствии со статьей 123.26 ГК РФ, религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация).
Согласно статье 8 Федерального закона N 125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Как установлено судом первой инстанции, в состав Заявителя входит порядка 80 местных религиозных организаций и религиозных групп, действующих по всей территории России, в том числе, на территории Ленинградской области.
Согласно пункту 1 Устава, "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России является централизованной религиозной организацией объединяющей преимущественно евангелическо-лютеранские приходы, действующие традиционно на территории Ленинградской области, Республики Карелия и иных регионов Российской Федерации. Разделом 4 Устава установлена структура истца, его органы управления, порядок их формирования и компетенция.
Согласно статье 15 Устава (стр. 6), высшим органом управления Заявителя, осуществляющим высшее руководство Заявителем, является Синод. Синод, в соответствии со статьей 17 Устава, заседает по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
В соответствии со статьей 15 Устава (стр.8), в компетенцию Синодального Совета входит, в том числе: "6. определение приоритетных целей, на которые должны направляться поступающие в Церковь пожертвования; 8. управление имуществом Церкви".
Соответственно, решение о согласии Заявителя о получении в собственность имущества религиозного назначения, принимает Синодальный Совет.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что по территориальной сфере своей деятельности Заявитель является централизованной религиозной организацией, вышестоящим руководящим органом (центром), уполномоченным, согласно статье 15 Устава (стр. 8) на управление имуществом Заявителя, в т.ч. принятие решений (выдачу согласий) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, является Синодальный Совет. Какого-либо иного руководящего органа (центра) у Заявителя не имеется.
Таким образом, довод об отсутствии в пакете документов на передачу Заявителю имущества религиозного назначения согласия руководящего органа является несостоятельным.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Росимущества отсутствовали основания, предусмотренные Законом для отказа в передаче в собственность Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" Объекта "Кирха евангелическо-лютеранская Вуоксенранта", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Озерское, улица Кирочная.
На основании изложенного, выводы Росимущества являются ошибочными принятыми без учета фактических обстоятельств дела.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании оспариваемого Заявителем отказа Росимущества от 30.01.2023 N АЛ-07/3103 в передаче в собственность Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" Объекта "Кирха евангелическо-лютеранская Вуоксенранта", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Озерское, улица Кирочная незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд первой инстанции обязал Росимущество устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России" в течении 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем принятия решения о передаче Объекта "Кирха евангелическо-лютеранская Вуоксенранта", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Озерское, улица Кирочная, в собственность Централизованной религиозной организации "Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2023 по делу N А40-35726/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35726/2023
Истец: ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ "ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: МТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области