г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А21-7053/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28945/2023) АО "Европа-Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.07.2023 по делу N А21-7053/2023 (судья Надежкина М.Н.), принятое по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "Европа-Калининград"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Европа-Калининград" (ОГРН 1083925014326; далее - АО "Европа-Калининград", ответчик) о взыскании 164 700 руб. неустойки.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 28.07.2023 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе АО "Европа-Калининград" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что грузоотправителем ООО "Курскагротерминал" не допущено нарушений технических условий размещения груза в вагоне, технический и коммерческий осмотр на станции Касторная-Новая произведен приемосдатчиком груза и багажа - представителем ОАО "РЖД", о чем имеется отметка в вагонном листе: "Груз размещен и закреплен согласно техническим условиям. Груз погружен и закреплен правильно", в связи с чем, событие и состав нарушения отсутствуют; в силу характера вменяемого нарушения именно истец должен был доказать, что нарушение возникло до передачи груза перевозчику за 4 суток до его обнаружения, однако таких доказательств не предоставлено; суд необоснованно отказал в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как указывает истец, 16.03.2023 на станции Касторная-Новая Юго-Восточной ж.д. был принят к перевозке от ООО "КурскАгроТерминал" вагон N 95714432 по отправке СМГС N 34023861 назначением на станцию Шиповка Калининградской ж.д. в адрес грузополучателя АО "Европа-Калининград", груз "зерно бобов".
Железнодорожный тариф по транспортной железнодорожной накладной составил 32 940 руб. без учета НДС.
На железнодорожной станции Чернышевское Калининградской ж.д. при проведении комиссионной проверки груза в соответствии со статьей 23 Соглашения о международном железнодорожном сообщении (далее - СМГС) выявлена разница нагрузок на тележки вагона, возникновение которой могло повлиять на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
При контрольной перевеске вагона N 95714432 на 100 тн. электронных вагонных весах ВЕСТА-СД N 141514, дата последней поверки 23.01.2023, свидетельство С-АРЦ/23-01-2023/218009391, погрешность +/- 0,1%, максимальный предел взвешивания 150 000 кг. оказалось: вес брутто - 93 800 кг., тара вагона - 23 600 кг., вес нетто - 70 200 кг., масса первой тележки 52 900 кг., масса второй тележки 40 900 кг.. Метод определения массы на весах в статике с расцепкой (тара по трафарету).
По документу значится вес брутто - 93 750 кг., тара - 23 600 кг., вес нетто - 70 150 кг., грузоподъемность 70 500 кг.
С учетом применения погрешностей "МИ 3115-2008 Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы грузов при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденных 30.05.2008 ФГУП "ВНИИМС", отклонение результатов измерений веса груза не существенно. Разность тележек составляет 12 000 кг.
По факту возникновение обстоятельств, которые могли повлиять/повлияли на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта оформлен коммерческий акт станции Чернышевское Калиниградской ж.д. от 20.03.2023 N КЛГ2300534/9.
По мнению истца, коммерческая неисправность (разность нагрузки на тележки) возникла по причинам, зависящим от грузоотправителя ООО "КурскАгроТерминал".
Согласно пункту 11.1 Методики расчета размещения и крепления грузов в вагонах (СМГС) при погрузке грузоотправитель кроме массы груза должен учитывать следующие силы и нагрузки: продольные горизонтальные инерционные силы, возникающие при движении в процессе разгона и торможения поезда, при соударении вагонов во время маневров и роспуске с сортировочных горок; поперечная инерционная сила, возникающая при движении вагона и при вписывании его в кривые и переходные участки пути; - вертикальная инерционная сила, вызывающаяся ускорением при колебаниях движущегося вагона; ветровая нагрузка; - сила трения. Предъявляемый к перевозке груз должен быть погружен таким способом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поезда, сохранность груза и вагона на всем пути следования.
В нарушение пункта 5.1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943, предъявляемый к перевозке груз не был подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. В целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители должны соблюдать требования ГОСТ 22235-2010 Технических условий: для вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм значение смещения общего центра тяжести груза в вагоне относительно продольной или (и) поперечной плоскости не должно превышать 10 т для четырехосных вагонов.
Аналогичное требование содержится в пункте 4.3 главы 1 Приложения 3 к СМГС "Технические условия размещения и крепления грузов".
Таким образом, действия отправителя ООО "КурскАгроТерминал" могли повлечь за собой сход вагонов в пути следования в пологих кривых участках железнодорожного пути и при роспуске вагонов на сортировочных горках, а также уход вагонов при закреплении вагонов на местах общего пользования тормозными башмаками (так как расчеты на груженные и порожние оси различны и требуется разное количество башмаков) и являются основанием для начисления штрафных санкций, установленных СМГС.
В соответствии с вышеуказанной накладной перевозка груза осуществлялась в прямом международном железнодорожном сообщении, в связи, с чем к взаимоотношениям сторон подлежит применению Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (статья 3 СМГС).
Согласно пункту 5 параграфа 3 статьи 16 СМГС за возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности движения грузоотправитель уплачивает перевозчику неустойку в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от того, понес перевозчик при этом убытки или нет. Если такие убытки возникнут, то у перевозчика есть право взыскать штраф и убытки.
В соответствии со статьей 16 СМГС истцом начислена неустойка в сумме 164 700 руб. (32 940,00 руб. х 5, где 32 940,00 руб. провозная плата за перевозку груза массой 70 200 кг.).
Неустойка по пункту 5 параграфа 3 статьи 16 СМГС взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение.
Согласно пункту 1 статьи 31 СМГС, если соглашением между участниками перевозки не предусмотрено иное, уплата провозных платежей является обязанностью отправителя или получателя. В отношении неустойки действует такой же порядок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 СМГС если отправитель или получатель выполнение своих обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 31 СМГС, возлагает на третье лицо, то это лицо должно быть указано отправителем в накладной в качестве плательщика.
В графе 23 "Уплата провозных платежей" перевозочных документов в качестве плательщика за перевозку груза по ОАО "РЖД" указано АО "Европа-Калининград".
Принимая во внимание, что участниками перевозки обязанность по уплате провозных платежей возложена на АО "Европа-Калининград", истцом в адрес ответчика направлена претензия (уведомление) от 06.04.2023 N 330/ЮВ ТЦФТО с требованием уплатить неустойку в сумме 164 700 руб.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд с настоящим иском.
Суд, признав заявленные ОАО "РЖД" требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил перевозок груза (приложение N 1 к СМГС) общая масса груза определяется в зависимости от рода груза и технической возможности взвешиванием или расчетным путем.
Согласно пункту 1.2 Правил перевозок груза (приложение N 1 к СМГС) вагоны могут быть загружены до их грузоподъемности с учетом допускаемой статической нагрузки от колесной пары вагона на рельсы.
В параграфе 1 статьи 23 СМГС указано, что перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. При этом проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
В параграфе 1 статьи 16 СМГС установлено, что отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
На основании параграфа 3 статьи 16 СМГС отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что, в том числе, при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его грузоподъемности (пункт 3), занижен размер провозных платежей (пункт 4).
Неустойка по пунктам 3 и 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС взыскивается в соответствии с положениями статьи 31 СМГС.
Статьей 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 утверждены Правила приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (далее - Правила N 374), согласно пункту 23 которых погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.
Размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, а также требованиями названных Правил.
Согласно пункту 4 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2016 N 281, насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, кусков, обладающих подвижностью (сыпучестью).
Как следует из материалов дела груз (зерно бобов) насыпью в вагоне N 95714432 принят к перевозке 16.03.2023 на станции Касторная-Новая Юго-Восточной ж.д. без каких-либо замечаний.
После погрузки груза в вагон и перед предъявлением груза перевозчику грузоотправителем произведено общее и потележечное взвешивание вагона, о чем свидетельствуют данные электронных вагонных весов ВВТ-150-2-Ц (свидетельство о поверке N С-ВПЯ/29-12-2022/216334293 от 29.12.2022 действительно до 28.12.2023).
В материалы дела предоставлен Акт измерения веса от 16.03.2023, согласно которому грузоподъемность вагона N 95714432 составляет 70 500 кг, вес нетто 70 150 кг, вес брутто 93 750 кг, тара 23 600 кг - масса первой тележки 46 600 кг, масса второй тележки 47 150 кг. Разница в нагрузке (550 кг) не превысила норматив, установленный ГОСТ 22235-2010 (10 000 кг). Паспорт весов и свидетельство о поверке весов имеются в материалах дела.
Таким образом, грузоотправителем ООО "Курскагротерминал" не допущено нарушений технических условий размещения груза в вагоне.
Согласно предоставленному в материалы акту расследования, составленному на станции погрузки, "погрузка выполнялась механизаторами погрузочно-разгрузочных работ согласно технической карте ТК-540-001 "Параллельная погрузка сыпучих грузов в вагоны - зерновозы".
Загрузка спорного пятилюкового вагона велась одновременно с пяти загрузочных устройств с равномерным заполнением. Неравномерная загрузка вагона технически невозможна ввиду автоматизации контроля подачи операционной системой".
Технический и коммерческий осмотр на станции Касторная-Новая произведен приемосдатчиком груза и багажа - представителем ОАО "РЖД", о чем имеется отметка в вагонном листе: "Груз размещен и закреплен согласно техническим условиям. Груз погружен и закреплен правильно".
Вагон погружен и принят к перевозке 16.03.2023, разница в нагрузке на тележки обнаружена перевозчиком 20.03.2023 спустя 4 суток с даты приема груза к перевозке.
Насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, кусков, обладающих подвижностью (сыпучестью) (пункт 4 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2016 N 281).
Груз насыпью в вагоне принят к перевозке без каких-либо замечаний. Согласно сведениям Вагонного листа вагоны приняты к перевозке с отметкой "Груз размещен и закреплен согласно техническим условиям. Груз погружен и закреплен правильно".
Таким образом, грузоотправитель свои обязательства выполнил: осуществил погрузку и крепление груза в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Перевозчик, в свою очередь, груз принял для перевозки, тем самым подтвердив, что нарушения крепления груза, угрожающие безопасности движения отсутствуют.
Грузы, перевозимые насыпью, имеют свойство смещаться к краям вагона под воздействием инерции при торможении, при роспуске с горки на сортировочных станциях, при нарушении перевозчиком правил маневрирования.
С учетом того, что масса тележек на момент приема груза к перевозке была установлена специализированными ж/д весами и закреплена актом от 16.03.2023, данное обстоятельство свидетельствует о возникновении разницы нагрузки на тележки в процессе движения поезда, после приема груза к перевозке.
В силу характера вменяемого нарушения именно истец должен был доказать, что нарушение возникло до передачи груза перевозчику за 4 суток до его обнаружения. Таких доказательств истцом не предоставлено.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что перевес вагона (превышение общей грузоподьемности вагона) не допущено. Масса груза, указанная в транспортной накладной как при передаче груза перевозчику, так и в пути следования, соответствовала заявленной в накладной. Искажение сведений, неполное, неточное, неправильное указание не установлены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что ответчиком не допущено искажения сведений в накладной, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с ответчика штрафа в соответствии с параграфом 3 статьи 16 СМГС.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные ОАО "РЖД" требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.07.2023 по делу N А21-7053/2023 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу акционерного общества "Европа-Калининград" (ОГРН 1083925014326) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7053/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ЕВРОПА-КАЛИНИНГРАД"