г. Владимир |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А43-20494/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.03.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2024 по делу N А43-20494/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгакранмонтаж" (ИНН 5261090400, ОГРН 1145261001423) о признании недействительным уведомления Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области от 28.04.2023.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Фонд) уведомлением от 28.04.2023 установило обществу с ограниченной ответственностью "Волгакранмонтаж" (далее по тексту - Общество) тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 6,1%, исходя из вида экономической деятельности "Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность" (код по ОКВЭД 02.10), имеющего 28 класс профессионального риска.
Не согласившись с уведомлением Фонда, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 09.01.2024 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на неправильное применение норм материального права. Считает, что выводы суда основаны на неверном толковании норм Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Частями 1, 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Необходимость ежегодного подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя является безусловным основанием для установления страхователю страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на текущий год.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствие с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество документы, подтверждающие основной вид деятельности организации для установления страхового тарифа на 2023 год, в установленный в пункте 5 Порядка N 55 срок не представило, в связи с чем Фонд установил Обществу страховой тариф в размере 6.1 процента по виду деятельности "Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность" (код ОКВЭД 02.10).
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Судом установлено, что основным видом деятельности Общества в соответствии с данными содержащимися в ЕГРЮЛ является "Строительство жилых и нежилых зданий" (код по ОКВЭД 41.20). Фактически Общество осуществляет именно этот вид деятельности, что Фондом не оспаривается.
Указанный вид деятельности в соответствии с положениями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 N 851н относится к 8 классу профессионального риска.
С учетом положений статьи 1 Закона N 179-ФЗ 8 классу профессионального риска соответствует страховой тариф в размере 0,9%.
Общество 24.04.2023 представило Фонду документы с указанием основного вида осуществляемой им деятельности "Строительство жилых и нежилых зданий" и указал код по ОКВЭД 41.20.
Указанное заявление направлено в электронной форме и получено Фондом 24.04.2023, что подтверждается квитанцией о доставке.
Несмотря на то, что указанные документы были представлены Обществом с нарушением срока (позднее 15.04.2023) на момент принятия оспариваемого уведомления (28.04.2023) они имелись в распоряжении Фонда. Доказательств обратного Фондом не представлено. Однако данные документы были оставлены Фондом без внимания.
При этом Фондом не представлено ни одного доказательства того, что Общество фактически осуществляет или когда-либо осуществляло деятельность по коду ОКВЭД 02.10 "Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность", либо другой иной вид деятельности отличный от основного указанного в ЕГРЮЛ по коду ОКВЭД 41.20 "Строительство жилых и нежилых зданий".
Доказательств того, что Обществом в ЕГРЮЛ вносились какие-либо изменения в части осуществляемых видов деятельности, либо что на дату направления спорного уведомления Фонд располагал информацией об изменении основного вида деятельности не представлено.
Учитывая, что Фонд, располагая необходимыми сведениями об основном виде экономической деятельности фактически осуществляемой Обществом, неправомерно отнес его дополнительный вид деятельности указанный в ЕГРЮЛ и никогда не осуществляемый обществом к основному, установив тариф равный 6,1%, и не исправив данную ошибку впоследствии на основании обращения Общества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что уведомление от 28.04.2023 нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагается на Общество обязанность по начислению и перечислению страховщику страховых взносов, исходя из неправомерно установленного страхового тарифа.
Доводы апелляционной жалобы, установленные судом первой инстанции обстоятельства, не опровергают.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2024 по делу N А43-20494/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20494/2023
Истец: ООО "ВОЛГАКРАНМОНТАЖ"
Ответчик: Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области