г. Воронеж |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А14-7224/2023 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Администрации Поповского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.08.2023 (рез.часть от 28.06.2023) по делу N А14-7224/2023, по иску Государственного унитарного предприятия "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363), г. Воронеж к Администрации Поповского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601237990, ИНН 3627009777), Воронежская обл., Россошанский р-н, с. Поповка, о взыскании 3 310,73 руб., из них 2 663,70 руб. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, 647,03 руб. неустойки за период с 11.02.2021 по 24.03.2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - истец, ГУП "Облкоммунсервисом") обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Поповского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 3 310,73 руб., из них 2 663,70 руб. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, 647,03 руб. неустойки за период с 11.02.2021 по 24.03.2023 (с учетом принятия уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Исковое заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 07.08.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что договор на утилизацию ТКО между администрацией ГУП "Облкоммунсервисом" не заключался. ГУП "Облкоммунсервисом" услугу по вывозу ТКО не оказывал, т.к. в 2021 году был организован поведерный сбор мусора один раз в выходной день (воскресенье). Также указывает, что счета за вывоз ТКО выставлены в октябре месяце, а договор подготовлен в июле. Расчет объемов накопления ТКО не соответствует действительности, согласно штатного расписания в администрации Поповского сельского поселения работает 4 человека, в СДК служащих нет.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, истец в период с 01.01.2021 по 31.12.2021, оказал ответчику коммунальные услуги по обращению с ТКО на сумму 2 663,70 руб., что подтверждается актами оказанных услуг и иными материалами дела.
Объем оказанных услуг за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 определен: количество сотрудников*1,17куб.м./12х6 мес. (объем за 6 месяцев составляет 2,34 куб.м., 0,39 куб.м. в месяц).
Объем оказанных услуг за период с 01.07.2021 по 31.12.2021 определен: количество сотрудников*1,17куб.м./12х6 мес. (объем за 6 месяцев составляет 2,34 куб.м., 0,39 куб.м. в месяц).
Ответчик обязанность по оплате оказанных услуг не исполнил.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь не оплату оказанных услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В силу статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N1156).
Абзацем 2 статьи 1 Федерального закона N89-ФЗ закреплено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Так, согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно положениям ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" Акцепт, в частности, может быть выражен путем совершения конклюдентных действий до истечения срока, установленного для акцепта. В этом случае договор считается заключенным с момента, когда оферент узнал о совершении соответствующих действий, если иной момент заключения договора не указан в оферте и не установлен обычаем или практикой взаимоотношений сторон (пункт 1 статьи 433, пункт 3 статьи 438 ПС РФ).
Пунктом 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" предусмотрено, что Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом установлено, что договор на обращение с ТКО в виде публичной оферты размещен в газете "Воронежский курьер", а так же в открытом доступе сети "Интернет" на официальном сайте http:oblcomservice.ru.
Из материалов дела следует, что Администрация Поповского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области осуществляет деятельность по строительству жилых и нежилых зданий в Россошанском районе Воронежской области - в зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО - ГУП ВО "Облкоммунсервис". Объект ответчика расположен по адресу: Воронежская область. Россошанский район, с. Поповка, ул.Ленина, д. 53а.
Поскольку Администрация Поповского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональному оператору в спорный период не направило, следовательно, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
В спорный период ответчиком не сообщалось о намерении изменить объем вывозимых ТКО, не сообщалось о некачественном выполнении работ, нарушении графика сбора и транспортирования ТКО, а также не предъявлено актов, свидетельствующих о неоказании услуги.
В соответствии пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ, в случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров утверждены приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 N 1. Для "административные, офисные учреждения", к которым относится объект ответчика, утвержден норматив накопления ТКО в размере 1,17 куб.м. ТКО в год на 1 сотрудника.
В спорный период количество сотрудников администрации составляло 4 человека.
Тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Россошанского муниципального района установлен Приказом об установлении единого тарифа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2020 N 58/342 и составляет в первом полугодии 2021 - 568,43 руб. за 1 куб. м.; во втором полугодии 2021 года -569,91 руб.
В рассматриваемом случае, по смыслу закона, на основании пункта 5 "Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N505, в отношении объекта ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов должен осуществляться расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Пунктом 2.2 договора установлено - потребитель оплачивает коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае неполучения платежных документов, потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа.
Согласно части 8 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.12.2014 N458-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства применительно к статье 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период, в отношении ответчика, а также их объем и стоимость.
При этом, ответчиком не представлено аргументированных возражений, доказательств погашения суммы задолженности или контррасчет задолженности, а также доказательств, опровергающих доводы истца о наличии указанной задолженности.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что спорные услуги оказывались ему кем-то другим.
Ссылки ответчика о том, что договор с региональным оператором не заключался, верно отклонен судом как противоречащий нормам действующего законодательства. Сведения ответчика, о количестве сотрудников учтены истцом в уточненных исковых требованиях.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании 2 663,70 руб. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом так же заявлено требование о взыскании неустойки в размере 647,03 руб. за период 11.02.2021 по 31.03.2022.
В силу статей 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 6.2 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку материалами дела подтверждается, что истец исполнил свои обязательства надлежащим образом, а ответчик не представил доказательств оплаты задолженности по договору в установленные сроки, требования истца о взыскании с ответчика неустойки являются правомерными.
Представленный истцом расчет неустойки повторно проверен судом апелляционной инстанции, является арифметически верным и признается обоснованным, не нарушающим условия договора и права и законные интересы ответчика.
При изложенных обстоятельствах, требования истца о взыскании 647,03 руб. неустойки за период 11.02.2021 по 31.03.2022 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом результата рассмотрения иска, на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные истцом при подаче иска, правомерно отнесены на ответчика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.08.2023 (рез.часть от 28.06.2023) по делу N А14-7224/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7224/2023
Истец: ГУП ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛКОММУНСЕРВИС"
Ответчик: Администрация Поповского сельского поселения РОссошанского муниципального района Воронежской области