г. Москва |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А40-10363/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 года по делу N А40-10363/23, принятое судьей Жбанковой Ю.В., по иску ООО "Архбум" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 11 886 рублей 30 копеек,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО "Архбум" (далее - истец) к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 11 886 рублей 30 копеек в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 года иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован тем, что факт и размер расходов истца, наличие причинно-следственной связи между бездействием ответчика и возникшими убытками, документально подтверждены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал, что вагон N 52577863 отцеплен в текущий отцепочный ремонт по коду 107 "выщербина обода колеса". Истцом не представлены доказательства по расчету упущенной выгоды; в соответствии со статьей 105 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) перевозчик несет ответственность только за повреждение и утрату вагонов, в связи с тем, что нанесение рисунков граффити на вагоны не является повреждением, у ОАО "РЖД" отсутствует обязанность по возмещению затрат истца. Вина ОАО "РЖД" в нанесении посторонних надписей (граффити) отсутствует.
Отзыв на апелляционную жалобу истцом не представлен.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 года не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 20.01.2022 года при приемке вагона N 52577863 от ОАО "РЖД" на станции "Архбумкомбинат" в результате осмотра вагона собственником были обнаружены неуставные надписи (граффити).
Повреждения в виде неуставных надписей появились на вагоне после принятия перевозчиком вагона N 52577863 на пути ОАО "РЖД". Перевозчик, принимая вагоны к перевозке, берет на себя обязательство за сохранность принятого имущества.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод об обоснованности заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нанесение рисунков граффити на вагон нельзя расценивать как их техническую неисправность, поскольку это никак не влияет на техническое состояние вагона, в связи с чем требование о взыскании убытков заявлено необоснованно, отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Согласно сведениям из системы "ЭТРАН" (автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО "РЖД") грузовой вагон N 52577863 выполняет технические рейсы не только в пределах территории Российской Федерации, но и в страны ближнего и дальнего зарубежья.
В соответствии с телеграммой ОАО "РЖД" от 23.12.2009 N 3/2236 подача под погрузку грузовых вагонов назначением на железные дороги иностранных государств с неустановленными надписями запрещена.
Дефекты в виде неуставных надписей появились на вагоне после принятия перевозчиком вагона N 52577863 на пути ОАО "РЖД". Перевозчик, принимая вагоны к перевозке, берет на себя обязательство за сохранность принятого имущества.
ООО "Архбум" коммерческая организация, чьей целью является получение прибыли за предоставление железнодорожного подвижного состава путем сдачи вагонов в аренду. Вагон N 52577863 при наличии неуставных надписей не смог бы осуществлять рейсы за границу. Из-за порчи вагона на путях ОАО "РЖД", препятствующей его дальнейшей эксплуатации в полном мере (за рубеж), ООО "Архбум" пришлось произвести покраску кузова вагона при текущем ремонте в ближайшем вагоноремонтном предприятии (ВЧДЭ Исакогорка) за свой счёт.
Грузовой вагон N 52577863 в результате нанесения граффити был выведен из эксплуатации для проведения текущего ремонта по устранению надписей. С момента составления ОАО "РЖД" акта общей формы вагон был передан на пути ОАО "РЖД" согласно памятке приемосдатчика (форма ГУ-45ВЦ) N 296 от 20.01.2022 года для проведения текущего ремонта в ВЧДЭ Исакогорка.
Согласно статье 105 Устава при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцем вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
В любом случае, расходы истца на устранение неуставных надписей на вагоне являются его убытками, подлежащими возмещению ответчиком как лицом, не обеспечившим нормальное внешнее состояние принятого к перевозке вагона, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ.
Согласно платежному поручению N 489 от 11.02.2022 года стоимость работ за текущий ремонт вагона полностью оплачена.
Вагон N 52577863 был предоставлен АО "Архангельский ЦБК". Между ООО "Архбум" (исполнитель) и АО "Архангельский ЦБК" (заказчик) заключен договор N ТО1 от 01.10.2019 года по предоставлению железнодорожного подвижного состава (вагонов) для осуществления железнодорожных перевозок грузов Заказчика.
С момента нахождения в текущем ремонте в течении 4 дней, согласно формы ВУ-23 N 801 от 20.01.2022 года, до выхода вагона из ремонта согласно формы (ВУ-36) N 104 от 23.01.2022 года, в соответствии с действующей методикой расчета N 2 от 01.01.2022 года, утвержденной в ООО "Архбум", стоимость предоставления одного крытого вагона в сутки составляет 1045 рублей, т.е. ООО "Архбум" недополучено доходов на 4 180 рублей.
Таким образом общая сумма убытков ООО "Архбум" составила 11 886 рублей 30 копеек.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, причиной отцепки спорного вагона в текущий ремонт явилось обнаружение неуставных надписей на вагоне, что подтверждается актами общей формы от 20.01.2022. В суде первой инстанции правомерность отнесения на ответчика расходов по устранению эксплуатационной неисправности колесной пары, выявленной в ходе текущего ремонта вагона (покраски), ответчиком по существу не оспаривалась, соответствующих доводов заявлено не было. Суд первой инстанции обоснованно исходил из принципа состязательности арбитражного процесса (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и представленных сторонами в дело доказательств и заявленных ими доводов (статья 65 Кодекса). Риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий лежит на лицах, участвующих в деле.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ответчика в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 года по делу N А40-10363/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10363/2023
Истец: ООО "АРХБУМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"