г. Самара |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А55-16500/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
при участии в судебном заседании:
от ТСЖ "Мир" - не явился, извещено,
от ГЖИ Самарской области - не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.10.2023 в помещении суда апелляционную жалобу ТСЖ "Мир" на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2023 по делу N А55-16500/2023 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Товарищества собственников жилья "Мир" (ОГРН 1036300571878, ИНН 6316086372), г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области (ОГРН 1036300665532, ИНН 6317038043), г. Самара,
о признании недействительным Предписания,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Мир" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ГЖИ Самарской области, в котором просило:
-признать недействительным Предписание ГЖИ Самарской области от 11.04.2023 N 104650.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2023 по делу N А55-16500/2023 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Мир" требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ТСЖ "Мир" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Мир" просит суд апелляционной инстанции отменить обжалуемый судебный акт суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судом апелляционной инстанции судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы ТСЖ "Мир", изложенные в апелляционной жалобе, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, ГЖИ Самарской области было выдано ТСЖ "Мир" Предписание от 11.04.2023 N 104650, в соответствии с которым товариществу собственников жилья было предписано:
1)в срок до 11.07.2023 устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства РФ, представить в ГЖИ Самарской области устранение выявленных нарушений, а именно:
-провести возврат неправомерно начисленной в декабре 2022 года платы за - "монтаж фасада" потребителем жилищно-коммунальных услуг в доме N 10 по ул. Академика Платонова в г. Самары;
-не производить начисление платы за "монтаж фасада" потребителям жилищно-коммунальных услуг в доме N 10 по ул. Академика Платонова в г. Самары без соответствующего решения собственников.
Указанное Предписание было получено ТСЖ "Мир" по почте - 17.04.2023.
Данное обстоятельством послужило основанием для обращения ТСЖ "Мир" в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением, в котором было указано следующее.
ТСЖ "Мир" было не согласно с вынесенным ГЖИ Самарской области Предписанием от 11.04.2023 N 104650, в связи с тем, что действия по утеплению фасада предпринимались в рамках исполнения вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Самары от 05.03.2022 по делу N 2-48/22.
После вступления данного решения суда общей юрисдикции в законную силу - 15.04.2022 ТСЖ "Мир" приступило к поиску подрядной организации по производству работ, предписанных судом общей юрисдикции.
ТСЖ "Мир" - 19.09.2022 заключило Договор с ИП Шумилин М.М. (ОГРНИП 321631200092324, ИНН 632148267502) на общую сумму по Смете 651 365 руб. 00 коп.
В Решении Октябрьского районного суда г. Самары от 05.03.2022 по делу N 2-48/22 (абз. 6 на стр. 8) указано, что если Сметой на содержание дома не предусмотрены неотложные работы, затраты на них должны быть компенсированы собственниками.
Указанный затраты не были предусмотрены сметой ТСЖ "Мир" и правлением ТСЖ "Мир" было принято решение данные затраты на содержание общего имущества дома распределить в соответствии с долями собственности между всеми собственниками дома, а именно - общая площадь всех жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности по дому N 10 ул. Ак. Платонова в г. Самаре составляет 24 888,38 м2 (расчет: сумма Договора - 651 365 руб. 00 коп. : 24 888,38 м2 = 26,17 руб. с 1 м2.
С целью снижения финансовой нагрузки данный тариф было решено распределить на 6ть месяцев (26,17 руб. с 1 м2 : 6ть мес. = 4,36 руб. с 1 м2 в месяц (в течении 6ти месяцев).
Из материалов по настоящему делу следует, что в досудебном порядке ТСЖ "Мир" обратилось в ГЖИ Самарской области с Жалобой, в которой просило отменить Предписание от 11.04.2023 N 104650, по результатам рассмотрения которой ГЖИ Самарской области оставило данную жалобу без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ "Мир" в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением, в котором было указано следующее.
Повторно рассмотрев настоящее дело по правилам, установленным гл. 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно ч. 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со ст. 65 АПК РФ возложена на заявителя.
В качестве одного из способов управления многоквартирным домом, который может быть выбран собственниками помещений в многоквартирном доме п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу ч. 5 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья (ч. 8 ст. 156 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 145 ЖК РФ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится:
-определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;
-утверждение перечня работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД, перечней дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества и их стоимости;
-установление размеров платы за жилое помещение и взносов для всех собственников помещений, а также членских взносов для членов товарищества;
-утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана.
Уставом ТСЖ "Мир" предусмотрено право, в том числе, определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимых расходы на содержание и ремонт общего имущества в доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию кооперативного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом цели, устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника жилого или нежилого помещения, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
В силу ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Частью 8 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 13.08.2006 N 491 (далее в т.ч. - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ.
В силу п. 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Исходя из п. 35 Правил N 491 размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Таким образом, при способе управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Академика Платонова, 10 (далее в т.ч. - МКД), создано ТСЖ "Мир".
На основании сведений из Реестра Самарской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами МКД включен в перечень домов, управление которыми осуществляет ТСЖ "Мир".
Таким образом, материалами настоящего дела подтверждается и установил суд первой инстанции, что в рассматриваемом случае управление МКД осуществляет ТСЖ "Мир", в связи с чем размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений в МКД должен быть определен органами управления ТСЖ "Мир".
По общему правилу основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является волеизъявление последних.
Иных процедур изменения платы за содержание жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено, как и каких-либо изъятий из данного правила, допускающих одностороннее изменение управляющей организацией размера платы за содержание общего имущества.
При наличии волеизъявления собственников установление платы иным образом противоречит требованиям закона и нарушает права собственников.
Соблюдение установленной процедуры принятия решений о размере платы способствует пресечению со стороны управляющей (обслуживающей) организации возможности в одностороннем порядке произвольно изменять плату.
При отсутствии сведений о признании недействительным в установленном (судебном) порядке принятого собственниками решения, оснований не учитывать волю собственников относительно утвержденного размера платы, не имеется.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, заявитель не лишен права обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в МКД, в том числе указав и доказав, что утвержденный общим собранием собственников размер платы был установлен произвольно, не обеспечивает содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства РФ и не отвечает требованиям разумности.
Поскольку собственниками жилых помещений ТСЖ "Мир" было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также был установлен тариф на содержание общего имущества дома в размере 16,91 руб. 00 коп., основания для применения ТСЖ "Мир" положений ч. 4 ст. 158 ЖК РФ отсутствуют.
Таким образом, на основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что является верным вывод ГЖИ Самарской области о том, что в данном конкретном случае установление иного тарифа за содержание общего имущества многоквартирного дома противоречит общим принципам жилищного законодательства РФ и нарушает права собственников МКД на своевременную оплату обязательных платежей, а также приводит к возникновению необоснованной задолженности, в связи с чем, заявленные ТСЖ "Мир" требования были правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Судебные расходы ТСЖ "Мир" по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределены судом первой инстанции правильно.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 и гл. 34 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные апеллянтом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства РФ.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения, которое в полной мере соответствует положениям ст. 170 АПК РФ, в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы апеллянта по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 104 и 110 АПК РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Internet".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2023 по делу N А55-16500/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Мир" из федерального бюджета излишне уплаченную по Платежному поручению 22.08.2023 N 136 государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16500/2023
Истец: ТСЖ "Мир"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области