г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А56-27068/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23539/2023) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2023 по делу N А56-27068/2023, принятое
по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области
к ООО "Ломбард выгода"; ООО "Ломбард ЮС-585"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ломбард выгода" (далее - ООО "Ломбард Выгода") и обществу с ограниченной ответственностью "Ломбард ЮС-585" (далее - ООО "Ломбард ЮС-585") о взыскании 9273, 48 руб. убытков, возникших вследствие непредставления в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М на Захарову В.А., что повлекло незаконную выплату ей пенсии в повышенном размере.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 26.05.2023 в виде резолютивной части в удовлетворении заявления отказано. Мотивированное решение изготовлено 05.06.2023.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что совокупность условий, необходимая для взыскания убытков в пользу отделения Фонда, доказаны.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО "Ломбард выгода" и ООО "Ломбард ЮС-585" в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
ООО "Ломбард Выгода" представил в территориальный орган ПФР в отношении Захаровой Валентины Александровны индивидуальные сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетные периоды июнь 2019 г. - август 2019 г., октябрь 2019 г., декабрь 2019 г. - 17.12.2020 г., при установленном законом сроке - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем. В ранее представленных формах СЗВ-М (исходная) сведения в отношении Захаровой В.А. отсутствовали.
ООО "Ломбард ЮС-585" представил в территориальный орган ПФР в отношении Захаровой Валентины Александровны индивидуальные сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетные периоды июнь 2019 г. - декабрь 2019 г. -03.12.2020 г., при установленном законом сроке - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем. В ранее представленных формах СЗВ-М (исходная) сведения в отношении Захаровой В.А. отсутствовали.
Захарова В.А. является получателем пенсии в Отделении СФР по Иркутской области.
Индивидуальные сведения по форме СЗВ-М представляются только о работающих лицах и такие сведения в отношении Захаровой В.А. за июнь 2019 г. ООО "Ломбард выгода" и ООО "Ломбард ЮС-585" в установленный срок - непозднее 15 июля 2019 г. - представлены не были.
13 августа 2019 г. территориальным органом ПФР вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), и эти суммы стали выплачиваться с сентября 2019 г. (с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение) с доплатой за период с июня по август 2019 г. пенсионеру, как не осуществляющему работу и (или) иную деятельность в июне 2019 г.
Индивидуальные сведения от страхователя ООО "Ломбард выгода" по форме СЗВ-М за периоды июль 2019 г. - август 2019 г., октябрь 2019 г., декабрь 2019 г поступили с нарушением сроков.
Индивидуальные сведения от страхователя ООО "Ломбард ЮС-585" по форме СЗВ-М за периоды июль 2019 г. - декабрь 2019 г. также поступили с нарушением сроков.
При поступлении 03.12.2020 г. от ООО "Ломбард ЮС-585" и 17.12.2020 г. от ООО "Ломбард выгода" индивидуальных сведений о работе пенсионера по форме СЗВ-М за отчетные периоды с июня 2019 г по декабрь 2019., территориальным органом ПФР сделан вывод, что у пенсионера не было перерыва в работе, а значит и отсутствовало право на получение пенсии с учетом индексаций.
Сведений по форме СЗВ-М о работе Захаровой В.А. в январе 2020 года до настоящего времени не поступало. В связи с чем, Отделением ПФР был сделан вывод, что пенсионер был уволен в декабре 2019 г. и имел право на получение пенсии с учетом индексаций прошедших в период пока он работал, только с 01 января 2020 г. (начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.), а не с 01 июня 2019 г.
В связи с несвоевременным представлением страхователями индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за периоды с июня 2019 года по декабрь 2019 г. бюджету Социального фонда РФ нанесен ущерб на сумму 9 821,64 рублей. По факту переплаты вынесено решение и составлен протокол о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии.
В порядке досудебного урегулирования спора Отделение СФР направляло ответчику 03.02.2023 г. претензию (требование) о возмещении в срок до 03.03.2023 г. бюджету Пенсионного фонда убытков возникших в связи с излишне выплаченной пенсией. Требования претензии остались без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ установлено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1-3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае обнаружения органом, осуществляющем пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращения выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена ошибка (часть 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения выплаты к страховой пенсии).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда".
Об осуществлении деятельности пенсионерами территориальный орган Пенсионного фонда уведомляется страхователем не только в отчете по форме СЗВ-М, предоставляемом помесячно, но и в расчете страховых взносов (далее - РСВ-1), предоставляемом ежеквартально.
РСВ-1 предназначен для получения контролирующим органом информации о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и внесения этой информации на лицевые счета застрахованных лиц. Установленный законом срок предоставления РСВ-1 за третий квартал 2019 года - не позднее 31.10.2019, за четвертый квартал 2019 года - не позднее 31 января 2020 года, за первый квартал 2020 года - не позднее 30 апреля 2020 года.
Согласно материалам дела, ООО "Ломбард Выгода" своевременно представлялись РСВ-1, содержащие информацию о том, что Захаровой В.А. ежемесячно производились выплаты за оказанные услуги, начислены страховые, страховые взносы, подлежащие зачислению на лицевой счет Захаровой В.А., также перечислены в Пенсионный фонд РФ в установленный законом срок.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; начисленные и уплаченные суммы страховых взносов.
Так как РСВ-1 за 3 квартал 2019 года направлен в установленные сроки, то Пенсионный фонд с 22.10.2019 располагал информацией о том, что Захаровой В.А. производились фиксированные выплаты и начислены страховые взносы.
Контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 36 Инструкции от 21.12.2016 N 766н4, действовавшей в рассматриваемый период (далее - Инструкция).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц: ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ (пункт 35 Инструкции).
В силу пункта 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Между тем, Истец информацию относительно прекращения застрахованным лицом деятельности у страхователя не запросил. Таким образом, истец, осуществляющий контрольные функции в отношении страхователя, при неполучении от страхователя сведений, должен был с учетом предоставленных расчетов по страховым взносам за рассматриваемые периоды направить ответчику требование о предоставлении спорной отчетности, влияющей на размер выплаты пенсии.
Таким образом, выплата пенсии с учетом индексации и корректировок производилась истцом при наличии сведений об осуществлении указанным пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности у страхователя и в отсутствие безусловных доказательств прекращения им трудовой деятельности в спорный период. Так как истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками как обязательных элементов применения гражданско-правовой ответственности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 июня 2023 года по делу N А56-27068/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27068/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЛОМБАРД ВЫГОДА", ООО "ЛОМБАРДЫ ЮС-585"