г. Красноярск |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А33-5156/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" октября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Двиас": Барбицкой Т.Г., представителя на основании доверенности от 08.08.2022 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю: Акопян А.А., представителя на основании доверенности от 07.09.2023 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" июля 2023 года по делу N А33-5156/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Двиас" (ИНН 2465068929, ОГРН 1022402465887, далее - ответчик, общество, ООО "Двиас") о взыскании материального ущерба в размере 45 194 руб. 92 коп.
Определением от 28.02.2023 Арбитражный суд Красноярского края принял заявление к производству в порядке упрощенного производства. Определением от 2104.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "18" июля 2023 года по делу N А33-5156/2023 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Двиас" в пользу Фонда взыскано 11 298 руб. 73 коп. ущерба. В удовлетворении иска в оставшейся части отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 500 руб. государственной пошлины (с учетом определения Арбитражного суда Красноярского края от 19.07.2023 об исправлении опечатки).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить обжалуемое решение суда первой инстанции, удовлетворить требования Фонда в полном объеме. В апелляционной жалобе Фонд указывает следующее:
- страхователем несвоевременно (29.10.2021) представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года в отношении застрахованных лиц Дорошенко Т.В. и Барбицкой Т.Г., в связи с чем истцом 14.10.2021 были приняты решения о выплате им пенсий с учетом индексации как неработающим пенсионерам;
- индексация пенсий производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета - СЗВ-М, которые представляются работодателями, следовательно, несвоевременное представление таких сведений ведет к индексации, поскольку в программном комплексе Фонда отражается, что пенсионер трудовую деятельность не осуществляет; вывод суда о недоказанности Фондом прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) страхователя и возникшим ущербом является неверным.
ООО "Двиас" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами Фонда, изложенными в апелляционной жалобе, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении заявленных требований), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
16.09.2021 Фондом изданы распоряжения о перерасчете размера пенсии с 01.08.2021 Дорошенко Т.В. и Барбицкой Т.Г.
14.10.2021 Фондом приняты решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2021 года представлены в Фонд 29.10.2021.
20.12.2021 Фондом составлены протоколы о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и иных социальных выплат, в которых указано на выявление факта излишней выплаты пенсий за период с 01.08.2021 по 30.11.2021.
Фонд направил обществу претензии от 23.03.2022, в которых отразил, что непредставление страхователем в установленный срок данных о факте работы застрахованных лиц за август 2021 года послужило основанием для выплаты пенсии с учетом индексации (увеличения). Отсутствие у застрахованных лиц права на получение индексации повлекло перерасход средств федерального бюджета.
ООО "Двиас" ответным письмом сообщило Фонду об отказе в удовлетворении претензий и отметило, что на момент принятия решения о выплате и до перечисления денежных средств работающим пенсионерам в Фонд уже были представлены сведения об указанных пенсионерах за сентябрь, октябрь 2021 года.
Поскольку общество в добровольном порядке сумму ущерба не возместило, Фонд обратился в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения (отмены) судебного акта в обжалуемой части в силу следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя ущерба и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и возникшим ущербом, а также размер ущерба.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400 предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. В свою очередь Фонд на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как установлено пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), действовавших в спорный период, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Из содержания приведенных положений Правил N 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н), то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Как указывает Фонд, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации в период с 01.09.2021 по 31.11.2022 осуществлена работающим пенсионерам Дорошенко Т.В. и Барбицкой Т.Г. по вине страхователя, несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года (29.10.2021).
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается Фондом тот факт, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года были представлены в отношении указанных застрахованных лиц в установленный Законом N 27-ФЗ срок - 14.10.2021. Также своевременно была представлена форма СЗВ-М за октябрь 2021 года - 11.11.2021. В свою очередь, решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) приняты 14.10.2021, то есть в день, когда страхователь представил Фонду сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года на указанных работающих пенсионеров, а выплаты производились до 30.11.2021.
Фондом не учтено, что Закон N 400-ФЗ возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Располагая вышеуказанными сведениями к моменту принятия решения об индексации, Фонд мог проверить, какое обстоятельство имело место в действительности: увольнение застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений.
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на момент осуществления соответствующих выплат за период 01.09.2021-30.11.2021 Фонд достоверно располагал сведениями о том, что пенсионеры являются работающими у страхователя лицами. Соответственно, при наличии сведений о том, что указанные лица являются работающими пенсионерами, Фонд по своей вине, без надлежащего контроля и пересмотра ранее принятого решения, производил выплаты пенсии с учетом индексации за период 01.09.2021-30.11.2021, в то время как основания для этого отсутствовали.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что до даты сдачи в Фонд дополняющей формы СЗВ-М за август 2021 года 29.10.2021 на дату принятия решений 14.10.2021 Фонд не располагал сведениями о том, был ли работник уволен или работодатель не указал сведения о нем в отчетности.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Фонда о взыскании ущерба в виде излишне выплаченной страховой части пенсии за период с 01.09.2021 по 30.11.2021.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте в обжалуемой части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и представленным в материалы дела доказательствам, оснований для его отмены в обжалуемой части, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта в обжалуемой части.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "18" июля 2023 года по делу N А33-5156/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5156/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО " ДВИАС "