г. Москва |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А40-119098/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ВОЛЖСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" на решение
Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2023 по делу N А40-119098/23
по заявлению ООО "ВОЛЖСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
к ЦЕНТРАЛЬНОМУ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВОЛЖСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 026926 от 10.05.2023 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление N 026926 от 10.05.2023.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы 31.07.2023 на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тверской области управления от 10.05.2023 N 026926 общество привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 11.33 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
15.03.2023 в 11 часов 30 минут на основании Решения о проведении постоянного рейда от 29.12.2022 N 10-1/43-137 по адресу: г. Тверь, ш. Петербургское, д. 128В было осмотрено транспортное средство Мерседес-Бенц 223238 регистрационный знак Е685СА 69 (эксплуатируется обществом согласно путевому листу N 367 от 15.03.2023) под управлением водителя Ефремова Виктора Николаевича, осуществлявшего регулярную перевозку пассажиров и багажа по маршруту "Тверь-Фирово". По результатам постоянного рейда был составлен акт постоянного рейда от 15.03.2023 N М2/299 с приложениями.
Исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства: заказ-наряда N 1444936 от 15.03.2023 по маршруту "Тверь-Фирово", с отправлением от г. Тверь в 10ч.50 мин.; договоров фрахтования (отправление от г. Тверь до г.Торжок 15.03.2023 10 ч. 50 мин.; отправление от г. Тверь до г. Вышний Волочек 15.03.2023 10 ч. 50 мин.; отправление от г. Тверь до г. Фирово 15.03.2023 10 ч. 50 мин.; а также распечатки с сайтов https://bus.tutu.ru/; https://rasp.yandex.ru, https://etraffic.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах https://bus.tutu.ru/; https://rasp.yandex.ru/, https://e-traffic.iTi/ размещено расписание движения автобусов по маршруту "Тверь-Фирово" (время отправления 10:50, 11:00, 16:40, 16:50, 17:40, 17:50).
Публичная продажа "билетов" (договоров фрахтования) на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы "Автоэкспресс", также бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайтах https://bus.tutu.ru/, https://rasp.yandex.ru/, https://e-traffic.ru/.
В материалы дела приложены копии договоров фрахтования транспортного средства на рейс "Тверь-Фирово" отправление от г. Тверь до г.Торжок 15.03.2023 г. 10 ч. 50 мин.; на рейс "Тверь-Фирово" отправление от г. Тверь до г.Вышний Волочек 15.03.2023 г. 10 ч. 50 мин.; на рейс "Тверь-Фирово" отправление от г. Тверь до г. Фирово 15.03.2023 г. 10 ч. 50 мин.
Время отправления из пункта отправления "Тверь", указанное в копии договоров фрахтования, совпадает со временем отправления, указанным на информационных сайтах: https://bus.tutu.ru/, https://rasp.yandex.ru/, https://e-traffic.ru/.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а так же с организацией контроля за осуществление регулярных перевозок (ст.1).
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
- межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (п.6 ч. 11 ст.3);
- свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по не регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (п. 19 ч.1 ст. 33);
- карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (п.20 ч.1 ст.3);
Согласно информации, имеющейся в разделе "Реестр межмуниципальных маршрутов" на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области https://www.mintrans.tver.ru/transportnaya-otrasl/avtomobilnyy-transport/ в "Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области" внесен маршрут N 544 "Фирово - Тверь", в прямом и обратном направлении, вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, единственным перевозчиком на данном маршруте является ООО "Транссити".
Таким образом, под видом перевозок пассажиров по заказу, фактически водитель общества 15.03.2023 осуществлял регулярную перевозку пассажиров, дублируя при этом межмуниципальный маршрут регулярных перевозок N 544 "Фирово-Тверь", в обратном направлении "Тверь-Фирово".
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с актом постоянного рейда от 15.03.2023 N М2/299 и его приложениями, Ефремов Виктор Николаевич, водитель транспортного средства MERCEDES-BENZ 223238 регистрационный знак Е685СА 69, используемого для осуществления регулярных перевозок, в нарушение ч. 2 ст. 17, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не имел при себе и не представил карту маршрута регулярных перевозок.
Регулярная перевозка подразумевает под собой режим работы любого маршрута как легального в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и не легального.
Регулярность перевозок свидетельствует о том, что данные перевозки осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров, поскольку осуществляются систематически и в одно и то же установленное время отправления несколько раз в день.
Факты использования обществом указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту "Фирово - Тверь", в обратном направлении "Тверь - Фирово" подтверждены материалами дела.
При осуществлении перевозок пассажиров по заказу пассажиры определяют время отправления автобуса, место посадки в автобус и т.д.
В рассматриваемом случае пассажир, как потребитель услуги по перевозке, ориентируется на время отправления, установленное обществом. Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления, т.е. расписании.
Согласно пункту 1 статьи 789 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
Поскольку маршрут, по которому осуществляет незаконную деятельность общество, пути следования которых дублирует маршрут N 544 "Фирово - Тверь", в обратном направлении "Тверь-Фирово", включен в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, то в силу ст.39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общество обязано иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Составленные договоры фрахтования являются намерением, а не формой договорных отношений, поскольку установить фактическое их исполнение не представляется возможным, в связи с тем, что невозможно отследить движение денежных средств за полученную услугу по перевозке. Документы, подтверждающие получение услуги по перевозке, отсутствуют.
Таким образом, фактическое исполнение договоров фрахтования ничем не подтверждено.
Согласно статье 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Договор фрахтования не содержит приведенных выше условий в части места подачи транспортного средства, сроков выполнения перевозки, порядка допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленного с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров. Соответственно, договор по содержанию договором фрахтования не является.
Общество осуществляет свою деятельность без договора с организатором перевозок и, как следствие, без карты маршрута регулярных перевозок, а в силу ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общество обязано иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Учитывая, что материалы дела подтверждают факт отсутствия свидетельства об осуществлении перевозок по данным маршрутам регулярных перевозок и карты данных маршрутов регулярных перевозок, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях общества подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения его к административной ответственности управлением соблюдены, размер ответственности определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного обществом правонарушения как малозначительного, с учетом положений п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, суд не усматривает, требования общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2023 по делу N А40-119098/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119098/2023
Истец: ООО "ВОЛЖСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА