г. Красноярск |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А74-3730/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" октября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "10" августа 2023 года по делу N А74-3730/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016752, ОГРН 1021900535579, далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации Базинского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (ИНН 1905002704, ОГРН 10219000758770, далее - администрация) о взыскании 121 814 руб. 01 коп. ущерба.
Определением от 01.06.2023 заявление принято к производству Арбитражного суда Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" августа 2023 года по делу N А74-3730/2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе Фонд указывает следующее:
- администрацией несвоевременно представлена отчетность по форме СЗВ-М за июль 2017 года, в исходной форме страхователь не указал получателя пенсии Косточакову Н.Р., а дополняющую форму представил лишь 01.12.2022, Фонд 27.09.2017 принял решение об индексации пенсии, в результате чего возникла переплата за период с 01.10.2017 по 31.10.2022 в размере 121 814 руб. 01 коп.;
- 17.11.2022 от получателя пенсии Косточаковой Н.Р. поступило сообщение о том, что ей ошибочно произведена индексация пенсии по вине работодателя, что было подтверждено в ходе проверочных мероприятий, а 24.11.2022 Фондом было принято решение об уменьшении размера пенсии до уровня индексации;
- с 01.02.2016 страховые пенсии индексируются только для неработающих пенсионеров;
- суд первой инстанции ошибочно указал, что Фонд, видя, что не сдана отчетность по форме СЗВ-М за июль 2017 года, но имеется форма СЗВ-М за август 2017 года, которая поступила в сентябре и стала доступна после обработки в октябре, должен был проверить факт прекращения трудовых отношений, поскольку в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится по каждому отдельному периоду - ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; у Фонда отсутствуют полномочия и обязанность осуществлять проверку указанных фактов каким-либо иным не предусмотренным действующим законодательством способом;
- до даты сдачи в Фонд дополняющей формы СЗВ-М за июль 2017 года в декабре 2022 года Фонд не располагал сведениями о том, что работник не был уволен, а работодатель ошибочно не указал данные о нем в исходной форме; стаж при проведении индексации не имеет значения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрация, являясь страхователем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), представила в Фонд 01.12.2022, то есть с нарушением установленного срока исходную форму СЗВ-М за июль 2017 года, в которой отражены сведения о Косточаковой Н.Р., также с нарушением установленного срока 13.10.2022 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2022 года, в которой также отражены сведения о Косточаковой Н.Р. При этом, страхователь своевременно представлял в Фонд сведения о Косточаковой Н.Р. по форме СЗВ-М (исходная) за периоды с августа 2017 года по июнь 2022 года и за период с сентября 2022 года по декабрь 2022 года. Кроме того, страхователь в установленный срок представлял фонду сведения СЗВ-СТАЖ за 2017 (23.02.2018), 2018 (18.02.2019), 2019 (18.01.2020), 2020 (18.02.2021), 2021 (28.02.2022), 2022 годы (период работы с 01.01.2022 по 01.11.2022, с 01.12.2022 по 31.12.2022), содержащие сведения о Косточаковой Н.Р.
В связи с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М за июль 2017 года (01.12.2022) и за июль 2022 года (13.10.2022), Фондом был зафиксирован факт прекращения работы Косточаковой Н.Р. с 01.10.2017 и в соответствии с положениями статьи 26.1 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, был произведен перерасчет размера пенсии с учетом индексации, начиная с 01.10.2017. Решения об индексации приняты 27.09.2017 (индексация с 01.10.2017) и 12.08.2022 (индексация с 01.07.2022).
Сумма индексации в размере 121 814 руб. 01 коп. за период с 01.10.2017 по 31.10.2022 была выплачена застрахованному лицу Косточаковой Н.Р.
Косточакова Н.Р. 17.11.2022 обратилась в Фонд с заявлением, в котором указала, что ей была ошибочно проиндексирована пенсия по вине работодателя.
Фонд установил, что произведенная индексация и осуществленные выплаты были необоснованными, а за период с 01.10.2017 по 31.10.2022 указанному работающему пенсионеру излишне перечислено 121 814 руб. 01 коп., о чем составлено распоряжение о перерасчете пенсии от 25.11.2022 N 148589/22 и протоколы от 30.11.2022 N 1745 (на сумму 88 467 руб. 44 коп. за период с 01.10.2017 по 31.10.2022), от 21.11.2022 N 1680 (на сумму 33 346 руб. 57 коп. за период с 01.07.2022 по 31.10.2022).
Учитывая, что несвоевременное предоставление страхователем отчетности по форме СЗВ-М о работающем пенсионере повлекло причинение ущерба бюджету Фонда в виде неправомерно выплаченных застрахованному лицу сумм, заявитель направил в адрес администрации уведомления от 09.12.2022 N 15/01-32/38798, от 25.11.2022 N 15/01-32/36955 о возмещении излишне выплаченной суммы пенсии.
Поскольку администрация в добровольном порядке сумму ущерба не возместила, Фонд обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя ущерба и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и возникшим ущербом, а также размер ущерба.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400 предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 400-ФЗ, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом. В свою очередь Фонд на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
До 01.01.2022 действовали Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), согласно пункту 88 которых в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Из содержания приведенных положений Правил N 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н), то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичные положения отражены в пунктах 102-105 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 545н, действующих с 01.01.2022.
Как указывает Фонд, выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации в период с 01.10.2017 по 31.10.2022 осуществлена работающему пенсионеру Косточаковой Н.Р. по вине страхователя, несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года (01.12.2022) и за июль 2022 года (13.10.2022).
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается Фондом тот факт, что сведения по форме СЗВ-М за август 2017 года были представлены в отношении указанного застрахованного лица в установленный Законом N 27-ФЗ срок - 14.09.2017. Также своевременно представлялись последующие формы до июля 2022 года. Несмотря на данные обстоятельства, 27.09.2017, то есть когда в Фонде уже имелись сведения о Косточаковой Н.Р. по форме СЗВ-М за август 2017 года, Фондом, тем не менее, было принято решение об индексации с 01.10.2017. Также в 2022 году администрацией были своевременно представлены формы за июнь (06.07.2022) и август (09.09.2022), в которых застрахованное лицо было отражено, что свидетельствует о работе пенсионера в указанные месяцы. Решение об индексации, принятое 12.08.2022, не может быть связано с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М за июль 2022 года, поскольку вынесено ранее установленного законом срока предоставления соответствующих сведений (15.08.2022).
Фондом не учтено, что Закон N 400-ФЗ возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Располагая вышеуказанными сведениями к моменту принятия решения об индексации, Фонд мог проверить, какое обстоятельство имело место в действительности: увольнение застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений.
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на момент осуществления соответствующих выплат Фонд достоверно располагал сведениями о том, что пенсионер является работающим у страхователя лицом. Соответственно, при наличии сведений о том, что указанное в заявлении лицо является работающим пенсионером, Фонд по своей вине, без надлежащего контроля и пересмотра ранее принятого решения, производил выплаты пенсии с учетом индексации за спорный период, в то время как основания для этого отсутствовали.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что до даты сдачи в Фонд дополняющей формы СЗВ-М за июль 2017 года в декабре 2022 года Фонд не располагал сведениями о том, был ли работник уволен или работодатель не указал сведения о нем в отчетности.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Фонда о взыскании с администрации 121 814 руб. 01 коп. ущерба в виде излишне выплаченной страховой части пенсии за период с 01.10.2017 по 31.10.2022.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и представленным в материалы дела доказательствам, оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "10" августа 2023 года по делу N А74-3730/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3730/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БАЗИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ