г. Москва |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А40-160006/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023 года по делу N А40-160006/2023
по заявлению: акционерного общества "Ордена Трудового Красного Знамени Московский завод нетканых материалов"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Мурсалова О.А. по доверенности от 23.06.2021; |
от заинтересованного лица: |
Павлова Л.Н. по доверенности от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2023 года, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования акционерного общества "Ордена Трудового Красного Знамени Московский завод нетканых материалов" (заявитель, общество, АО "Монотем") о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Москве) от 14.08.2023 N КУВД-001/2023-18962516/12, суд также обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления учетно-регистрационных действий по заявлению N КУВД-001/2023-18962516.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что судом не была дана надлежащая оценка доводам управления.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, 10.05.2023 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2023-18962516 о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости - Здания с кадастровым номером 77:05:0009001:1682 площадью 1170,1 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Бирюлево Западное, улица Подольских Курсантов, дом 15.
15.05.2023 по итогам рассмотрения заявления, управлением принято решение о приостановлении осуществления регистрационных действий на основании п. 5, 7, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", о чем заявитель был уведомлен.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, 14.08.2023 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", Управлением принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий, формализованное в уведомлении N КУВД-001/2023-18962516/12.
Полагая, что решение регистрирующего органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, АО "Монотем" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемые решения Управления недействительными и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра от 06.04.2023 N П/0017, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0009001:1682, расположенное по адресу: Российская Федерация, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Бирюлево Западное, улица Подольских Курсантов, дом 15 (свидетельство о государственной регистрации права серия 77 АЖ N 047340 от 22.06.2007).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 77 АЖ N 047340 от 22.06.2007 площадь здания составляет 1170,1 кв.м. Площадь здания, в размере 1170,1 кв.м., не менялась и соответствует его фактической площади.
В то же время, в 2021 году им были проведены работы по перепланировке помещений здания, которые выполнены в соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ): выдача разрешения на строительство не требуется, так как проектом не предусматривались изменения объекта капитального строительства и (или) его частей, не затрагивающие конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и такие изменения не превышают предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, в связи с чем, общество обратилось в регистрирующий орган в целях внесения изменений в ЕГРН (в данные государственного кадастрового учета об основных характеристиках здания).
Основанием для приостановления кадастрового учета регистрирующий орган указывает нарушение пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а именно: несоответствие представленного Заявителем технического плана по форме и (или) содержанию требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений", а именно: в ЕГРН содержатся недостоверные сведения, в части сведений о площади здания: "1147 кв.м." присвоен статус "Актуальные, незасвидетельствованные" (в выписке из ЕГРН от 29.06.2023 указан статус "Актуальные, ранее учтенные"), а фактической площади здания - "1170,1 кв.м." присвоен статус "Архивный". Кроме того, по мнению регистрирующего органа, контуры здания указаны неправильно и необходимые реквизиты не заполнены.
Между тем, управлением не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон о регистрации с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
В силу части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с пунктами 10 и 27 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в частности, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
При этом, круг лиц, имеющих право обратиться с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, определен в пункте 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ.
Так, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В силу части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 вышеуказанной статьи, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
При обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости Заявителем представлены документы: технический план здания от 17.04.2023, доверенность представителя АО "Монтем".
В связи с наличием недостоверных сведений в ЕГРН на объект недвижимого имущества, кадастровый учет приостановлен, о чем заявителю сообщено вышеуказанным уведомлением N КУВД-001/2023-18962516/1 от 15.05.2023.
При этом, как правомерно указано судом, единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с упомянутым Федеральным законом сведений (п. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Однако, сведения из ЕГРН по данному объекту не соответствуют действительности и являются препятствием для кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости.
При этом, как видно в настоящем случае из материалов судебного дела, реконструкция объекта не проводилась и указанная площадь здания в размере 1170,1 кв.м. является первоначальной и фактической площадью данного объекта недвижимости.
Таким образом, как явствует из материалов дела, фактически по результатам проведенных кадастровых работ были выявлены ошибки в данных об основных характеристиках здания, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости, что является основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений (уточнений) основных характеристик объекта недвижимости, но не основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, вопреки утверждению заинтересованного лица об обратном.
При указанных обстоятельствах суд признал, что АО "Монтем" в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для осуществления испрашиваемых регистрационных действий, вследствие чего у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости - нежилого здания, кадастровый номер 77:05:0009001:1682, расположенного по адресу: город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Бирюлево Западное, улица Подольских Курсантов, дом 15.
Таким образом, решение регистрирующего органа о приостановлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным как противоречащее федеральному закону от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы заявителя жалобы о том, что фактическая площадь спорного объекта носит статус "архивного", отклоняются судебной коллегией, поскольку действия регистрирующего органа не порождают и не прекращают само право, государственный регистратор производит кадастровый учёт и регистрацию прав, в связи с чем статус площади здания на государственном кадастровом учёте должен быть приведён в соответствие с материальным правом общества, а не наоборот.
В случае, если право установлено, объект подлежит кадастровому учёту, а право - государственной регистрации, в то время как в настоящем случае заинтересованным лицом наличие у общества права в отношении спорного имущества поставлено в зависимость от содержания сведений в едином государственном реестре недвижимости, что является недопустимым.
Кроме того, оценивая содержание представленных в материалы дела документов, судом правомерно отмечено, что все контуры здания в техническом плане указаны правильно и необходимые реквизиты заполнены, о чем свидетельствует представленный технический план.
Безусловных и убедительных доказательств обратного заинтересованным лицом в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ в рассматриваемом случае не представлено, а материалы дела подтверждают правовую позицию общества, ввиду чего суд признал требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд правомерно обязал Центральную электронную таможню устранить нарушения прав и законных интересов АО "Монтем" в установленном законом порядке и сроки.
Доводы апелляционной жалобы управления не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта таможенным органом не представлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023 года по делу N А40-160006/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160006/2023
Истец: АО "ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МОСКОВСКИЙ ЗАВОД НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ