г. Москва |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А40-7032/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина
судей: |
Г.М. Никифоровой, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу АО "ГТ Энерго"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2023 по делу N А40-7032/2023
по заявлению: акционерного общества "ГТ Энерго"
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
о признании недействительным протокола,
при участии:
от заявителя: |
Хаблак Е.В. дов. от 23.12.2022 |
от заинтересованного лица: |
Кордюкова Е.А. дов. от 21.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2023, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований акционерного общества "ГТ Энерго" (заявитель, общество, АО "ГТ Энерго") к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (заинтересованное лицо, министерство, Минстрой России) о признании незаконным протокола от 19.10.2022 N 1728-ПРМ-АЕ заседания Комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения по вопросу рассмотрения заявления АО "ГТ Энерго" о разногласиях по актуализации схемы теплоснабжения города Элисты на 2014-2028 гг., утвержденной постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 25 апреля 2022 года N 732 и об обязании рассмотреть заявление АО "ГТ Энерго" N ГТЭ/МСК-22-01107 от 07.06.2022 по существу, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал на нарушения судом норм материального права.
Представитель Минстроя России в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 07.06.2022 Общество обратилось в адрес Минстроя России с заявлением N ГТЭ/МСК-22-01107 о рассмотрении разногласий, возникших при утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Элисты на 2014- 2028 гг.
20.12.2022 Минстрой России письмом (исх. N 69031-ГБ/04) в адрес АО "ГТ Энерго" направил протокол N 1728-ПРМ-АЕ от 19.10.2022 заседания комиссии по рассмотрению разногласий, возникших между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения, которым в удовлетворении требований АО "ГТ Энерго" отказано в виду отсутствия полномочий Комиссии по отмене правовых актов органов государственной власти Российской Федерации со ссылкой на подпункт "б" пункта 11 Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 882 (далее - Правила).
Считая, что решение Комиссии Минстроя России, оформленное протоколом принято с нарушением требований и норм законодательства Российской Федерации о теплоснабжении, Правил рассмотрения разногласий, АО "ГТ Энерго" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным протокола ответчика от 19.10.2022 N 1728-ПРМ-АЕ, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности содержащихся в нем выводов, отсутствия в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания его недействительным в силу нижеследующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона N 190-ФЗ утверждение порядка рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации (подпункт 7 часть 1).
Указанной статей Федерального закона N 190-ФЗ рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (подпункт 12 часть 2).
Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 882 (далее - Правила N 882).
Рассмотрение разногласий, возникающих между исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения, а также создание координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), в том числе межведомственных, в установленной сфере деятельности отнесены к полномочиям Минстроя России подпунктами 5.4.44 и 6.5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (далее - Положение о Минстрое России).
Комиссия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по рассмотрению разногласий, возникших между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения образована приказом Минстроя России от 18 февраля 2020 г. N 75/пр (далее - Приказ N 75/пр).
Приказом N 75/пр утверждено положение о Комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по рассмотрению разногласий, возникших между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения (далее - Положение о Комиссии Минстроя России), предусматривающее ее статус, функции, полномочия.
Состав Комиссии Минстроя России утвержден приложением N 2 к Приказу N 75/пр.
Исходя из пункта 2.1.1. Положения о Комиссии Минстроя России к полномочиям Комиссии Минстроя России относится рассмотрение разногласий в порядке и сроки, установленные Правилами N 882.
В процессе рассмотрения разногласий ведется протокол, утверждаемый председателем согласительного совещания (пункт 18 Правил N 882).
Решения, принятые на заседании Комиссии Минстроя России, оформляются протоколом (пункт 4.8. Положения о Комиссии Минстроя России).
Таким образом, оспариваемое решение Комиссии Минстроя России, оформленное протоколом заседания от 19.10.2022 N 1728-ПРМ-АЕ, принято уполномоченным органом в пределах установленной компетенции.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона N 190-ФЗ схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий (ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 190-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона N 190-ФЗ Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Требования к содержанию схемы теплоснабжения, а также к порядку ее утверждения (актуализации) установлены как Федеральным законом N 190-ФЗ (части 3 и 7 статьи 23), так и Требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 (далее - Требования N 154).
Как было указано выше порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения регулируется Правилами N 882.
Основанием для рассмотрения разногласий является письменное заявление о разногласиях, поданное одной из сторон, указанных в пункте 1 Правил N 882, не позднее чем в течение 40 календарных дней со дня опубликования утвержденной (актуализированной) схемы теплоснабжения (пункт 2 Правил N 882).
Согласно п. 3 Правил N 882, заявление, подписанное заявителем либо его представителем, с прилагаемыми к нему документами (подлинник или копия, заверенная уполномоченным заявителем лицом) направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
В случае принятия заявления к рассмотрению уполномоченный орган в течение 5 календарных дней направляет заявителю соответствующее уведомление (пункт 9 Правил N 882).
Исходя из пункта 10 Правил N 882 заявление подлежит рассмотрению в течение 10 календарных дней со дня первоначального поступления в уполномоченный орган документов либо в течение 10 календарных дней со дня поступления в уполномоченный орган документов, свидетельствующих об устранении нарушений в порядке, установленном пунктом 8 Правил N 882.
Исходя из пункта 11 Правил N 882 уполномоченный орган в течение срока, предусмотренного для рассмотрения заявления пунктом 10 Правил N 882, принимает решение об отказе в рассмотрении заявления, если: а) заявление подано позже установленного срока в соответствии с пунктом 2 Правил N 882; б) удовлетворение изложенных в заявлении требований не относится к компетенции уполномоченного органа.
В силу п. 15 Правил N 882, уполномоченный орган вправе привлекать для анализа представленных материалов экспертов, заключение которых не позднее чем за 7 календарных дней до даты рассмотрения разногласий представляется сторонам. Решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении, принимается в случае несоответствия утвержденной (актуализированной) схемы требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 25 Правил N 882).
Суд установлено, что в заявлении АО "ГТ Энерго" от 07.06.2022 N ГТЭ/МСК-22-01107 изложены следующие требования:
1. отменить утверждение актуализированной (измененной) схемы теплоснабжения города Элисты на 2014-2028 гг., утвержденной постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 25 апреля 2022 г. N 723, ввиду ее несоответствия Требованиям N 154;
2. оказать содействие в части предоставления исходных данных со стороны администрации города Элисты и АО "Энергосервис" в адрес АО "ГТ Энерго".
По результатам обсуждения вышеуказанного заявления Комиссией Минстроя России принято решение, предусмотренное подпунктом "б" пункта 11 Правил N 882, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в рассмотрении заявления, если удовлетворение изложенных в заявлении требований не относится к компетенции уполномоченного органа.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 190-ФЗ, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях. Схема теплоснабжения утверждается правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления (п. 20 ст. 2 Федерального закона N 190-ФЗ).
При этом в силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Соответственно, отмена правовых актов, в том числе муниципальных, является исключительным полномочием органа, принявшего акт в порядке установленной процедуры и в пределах своих полномочий.
Также в случае признания судом ненормативного правового акта недействительным, оспоренные положения не подлежат применению.
Учитывая, что Правилами N 882 и Положением о Комиссии Минстроя России не предусмотрено полномочие Комиссии Минстроя России на принятие решения о внесении изменений в схему теплоснабжения муниципального образования или о ее отмене, а также в силу самостоятельности местного самоуправления, гарантируемой статьей 12 Конституции Российской Федерации, оспариваемое решение принято с соблюдением законодательства Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Комиссией Минстроя России принято законное и обоснованное решение об отказе в рассмотрении заявления ввиду отсутствия компетенции на принятие решения об отмене схемы теплоснабжения г. Элисты, утвержденной постановлением администрации города Элисты Республики Калмыкия от 25 апреля 2022 г. N 723, в связи с чем, вопреки доводам заявителя, основания для вынесения решения в соответствии с пунктами 24-29 Правил N 882 отсутствовали.
В рассматриваемом случае незаконность протокола не доказана заявителем, оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы Заявителя.
С учетом изложенного оспариваемый протокол обоснованно признан судом законным.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, что содержатся в заявлении общества, и направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Судом первой инстанции в полном объеме проанализированы и исследованы все обстоятельства настоящего дела, оснований для отмены решения не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2023 по делу N А40- 7032/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7032/2023
Истец: АО "ГТ ЭНЕРГО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ