г. Владивосток |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А59-2964/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горняк-1",
апелляционное производство N 05АП-5389/2023
на решение от 28.07.2023 судьи О.А. Портновой
по делу N А59-2964/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
(ОГРН: 1206500007075, ИНН: 6501312393)
к обществу с ограниченной ответственностью "Горняк-1"
(ОГРН: 1026500870296, ИНН: 6505009711)
о возложении обязанности по выполнению лесовосстановительных работ,
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - истец, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Горняк-1" (далее - ООО "Горняк-1", ответчик, общество) с иском о возложении обязанности по выполнению лесовосстановительных работ по договору N 20 от 04.02.2020 на площади 7 га в течение года с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 28.07.2023 иск удовлетворен, суд обязал ООО "Горняк-1" выполнить лесовосстановительные мероприятия (компенсационное лесовосстановление) по договору N 20 от 04.02.2020 на площади 7 га в течение года с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Горняк-1" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.07.2023 отменить. В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает, что в силу статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой самостоятельный вид предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений, а также вывозом древесины. Договор, по которому ООО "Горняк-1" осуществило рубку, включает в размер арендной платы и стоимость лесных насаждений, указанная деятельность не входит в категорию использования лесов, указанных в части 1 статьи 63.1 ЛК РФ, в связи с чем обязанность по обеспечению лесовосстановления неправомерно возложена на ответчика.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 18.10.2023.
Через канцелярию суда от Агентства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Истец по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Сахалинской области проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 271 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
20.09.2019 Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ООО "Горняк-1" заключен договор N 130 аренды лесного участка общей площадью 159,7540 га, расположенный в муниципальном образовании городской округ "Смирныховский" Сахалинской области в кварталах: 217 (части выделов: 10, 11, 13, 18, 21; выделы 14, 15, 16, 17, 19, 22, 23, 218 (части выделов: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 14, 22, 24, выделы: 17, 20, 21, 23), 219 (части выделов: 7, 12, 15, 16, 17) Онорского, часть 1 участкового лесничества Смирныховского лесничества, кадастровый номер - 65:18:0000000:359/24 (учетный номер части 24 земельного участка с кадастровым номером: 65:18:0000000:359).
Цель предоставления участка - для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (в рамках лицензии на пользование недрами ЮСХ N 01644 ТЭ).
Акт о передаче участка подписан 20.09.2019.
Срок действия - до 01.01.2036 (пункт 6.1 договора N 130).
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области.
04.02.2020 Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и ООО "Горняк-1" заключен договор N 20 аренды лесного участка общей площадью 159,7540 га, расположенный в муниципальном образовании городской округ "Смирныховский" Сахалинской области в кварталах: 217 (части выделов: 10, 11, 13, 18, 21; выделы 14, 15, 16, 17, 19, 22, 23, 218 (части выделов: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 14, 22, 24, выделы: 17, 20, 21, 23), 219 (части выделов: 7, 12, 15, 16, 17) Онорского, часть 1 участкового лесничества Смирныховского лесничества, кадастровый номер - 65:18:0000000:359/24 (учетный номер части 24 земельного участка с кадастровым номером: 65:18:0000000:359).
Цель предоставления участка - для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (в рамках лицензии на пользование недрами ЮСХ N 01644 ТЭ).
Акт о передаче участка подписан 04.02.2020.
Таким образом, в отношении указанного выше лесного участка у сторон имеется два договора, согласно которым цель предоставления участка - для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (N 130 от 20.09.2019) и заготовка древесины (N 20 от 04.02.2020).
Подпунктами "а" пунктов 3.3 договоров предусмотрено, что арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.
Согласно подпунктам "л" пунктов 3.4 договоров в обязанности арендатора включено условие по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
В день окончания срока действия договора арендатор обязан передать арендодателю лесной участок по акту приема-передачи, форма которого предусмотрена приложением N 6 к договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора (подпункты "р" пунктов 3.4 договоров).
Постановлением Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 N 565 утверждено Положение об Агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, согласно которому агентство является правопреемником Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
В 2020 году арендатором подана лесная декларация от 27.05.2020 N 1 об использовании лесов по договору в период с 14.06.2020 по 31.12.2020, согласно которой арендатор заявил о планировании заготовки древесины на площади 115,6520 га. Согласно отчету арендатора, поданному в порядке статьи 49 ЛК РФ, арендатор в 2020 году осуществил рубку лесных насаждений на площади 7 га.
Агентство, ссылаясь на обязанность общества по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке площадью 7 га, эквивалентной площади вырубленных лесных насаждений, в срок до 31.12.2021, которая не исполнена, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых возложена обязанность по выполнению таких работ.
В силу статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых ЛК РФ возложена обязанность по лесовосстановлению.
Статьей 62 ЛК РФ предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ ЛК РФ дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 ЛК РФ в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 ЛК РФ установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ в ЛК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ.
При этом, как в соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ.
Федеральным законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 ЛК РФ; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 303-ФЗ.
Во исполнение норм статьи 63.1 ЛК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.05.2019 утвердило Правила N 566, устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с ЛК РФ, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ.
Согласно представленным в материалы дела лесной декларации N 1 от 27.05.2020, отчету об использовании лесов за период январь-декабрь 2020 года, ответчиком осуществлена рубка лесных насаждений на площади 7 га.
С учетом приведенных норм права, поскольку лицом, использующим леса в соответствии со статьей 45 ЛК РФ, является ООО "Горняк-1", которому предоставлен в аренду лесной участок, ответчик обязан выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на основании статьи 63.1 ЛК РФ (действовавшей в редакции от 19.07.2018 N 212-ФЗ) и пункта 5 Правил от 07.05.2019 N 566 у ответчика, осуществившего рубку лесных насаждений в целях реализации основного вида использования лесного участка, возникла обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на лесном участке (компенсационное лесовосстановление) площадью, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации.
Между тем, как следует из материалов дела, на дату обращения истца в суд с настоящим иском, ответчиком обязанность по проведению компенсационного лесовосстановления не исполнена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку договор, по которому ООО "Горняк-1" осуществило рубку, включает в размер арендной платы и стоимость лесных насаждений, данная деятельность не входит в категорию использования лесов, указанных в части 1 статьи 63.1 ЛК РФ, обязанность по обеспечению лесовосстановления неправомерно возложена на ответчика, не принимаются судом ввиду следующего.
В рассматриваемом случае, требования истца о лесовосстановлении связаны с использованием ответчиком лесного участка с целью заготовки древесины, о чем свидетельствует представленная в материалы дела лесная декларация N 1 от 27.05.2020 (вх. 01.06.2020) с указанием на договор N 20, а также отчет об использовании лесов от 07.12.2020, в котором со ссылкой на договор N 20 (заготовка древесины) указано об осуществлении ответчиком в январе-ноябре 2020 года сплошных рубок (указано в разделе "использование лесов для заготовки древесины"), площадь рубки указана - 7 Га.
При этом, отчетом об использовании лесов подтверждено, что сплошная рубка осуществлена на лесном участке площадью 7 га в целях расчистки площадки под объект (угольный разрез).
Таким образом, ООО "Горняк-1" является лицом, использующим по договору аренды N 130 лесной участок, предоставленный в соответствии со статьей 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и по договору N 20 для заготовки древесины и, которое в период с января по ноябрь 2020 года осуществило сплошную рубку лесных насаждений на площади 7 га, для расчистки площадки под объект.
Согласно представленному отчету об использовании лесов, рубка осуществлялась в целях расчистки площадки под объект, согласно разработанному ответчиком проекту освоения лесов к договору N 20 (заготовка древесины), планируемые для размещения на участке объекты: угольный разрез (раздел 4.2 проекта).
Иные представленные в дело документы также не содержат сведений, которые позволили бы сделать вывод об осуществлении состоявшейся рубки лесных насаждений именно с целью геологического изучения недр, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения ответчика от обязанности по лесовосстановлению на основании пункта 2 части 7 статьи 63.1 ЛК РФ.
Проект освоения лесов - документ содержащий сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 3 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69).
Так согласно Проекту к договору N 130 на арендуемом лесном участке арендатором предусмотрено создание объекта - разрез угольный (раздел 4.1, стр.18-20). В разделе 4.2 Проекта к договору N 130 (стр.21) отображена информация о проектируемом объеме рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (проектируемый объект - разрез угольный), при этом указано, что рубка лесных насаждений будет осуществляться по договору аренды лесного участка на заготовку древесины.
Разделом 5.7 Проекта к договору N 130 (стр.32) предусмотрено, что на лесном участке, переданном в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезного ископаемого по воспроизводству лесов не проектируются.
Поскольку основной целью использования лесного участка является создание объекта - разреза угольного, вид использования лесов, предусмотренный статьей 43 ЛК РФ, для чего и была осуществлена рубка лесных насаждений в соответствии с условиями договора N 20, вид использования лесов, предусмотренный статьей 29 ЛК РФ, у ответчика в силу закона имеется обязанность по лесовосстановлению, предусмотренная статьей 63.1 ЛК РФ, так как рубка лесных насаждений была осуществлена с целью расчистки площади под создание угольного разреза.
Определяя срок на выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению в один год, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по лесовосстановлению возникла у ответчика в 2020 году и мероприятия для выполнения лесовосстановителных работ могли быть выполнены ответчиком до настоящего времени. Доказательств объективной невозможности исполнения решения в годичный срок апеллянтом не представлено, соответствующие доводы жалобы сводятся к изложению субъективного мнения апеллянта.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, следовательно, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.07.2023 по делу N А59-2964/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2964/2022
Истец: Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
Ответчик: ООО "Горняк-1"